Социально-психологический потенциал коллектива – это взаимосвязь этических и экономических проблем.
Творческий потенциал – это следующий компонент социального потенциала, который определяется как творческая возможность людей. Увеличение объема продукции при снижении затрат рабочего времени и интенсивности труда становится возможным вследствие использования особого вида природных результатов – творческих особенностей человека, которые в отличие от других ресурсов не могут быть исчерпаны. Наибольших результатов в экономическом развитии добиваются те предприятия, где созданы наилучшие условия для реализации творческих способностей, особенно в сфере изобретательства и рационализации. Однако часто наибольшей потерей для коллектива является не столько недостаточное количество изобретений, сколько отсутствие заинтересованности в их практическом применении.
На социалтно-психологический потенциал влияет психологический климат в группе.
Психологический климат - психическая атмосфера (обстановка) наибольшего благоприятного сочетания интересов коллектива и каждого его члена в осуществлении профессионально-правовой деятельности.
|
|
Климат социально – психологический – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий для продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Его признаками являются: доверие и требовательность членов группы к друг другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение мнения; отсутствие давления руководителя на подчинённых; информированность подчинённых о задачах дел; удовлетворённость принадлежности к коллективу; эмоциональная включённость и взаимопомощь; ответственность. Характер социально – психологического климата зависит от уровня группового развития, от стиля руководства, что требует специальных знаний от руководящего состава.
Психологический климат в рабочей группе в значительной степени определяется ее структурой - формальной (связана с должностным положением членов группы), неформальной (обусловлена психологическими особенностями членов группы).
Психологический климат (его неформальная структура) устанавливается в результате действия психологических механизмов регулирования коллективной деятельности:
-адаптация - активное принятие и усвоение ценностей, норм, традиций новыми членами рабочей группы;
-коммуникация - активный обмен информацией и духовное обогащение членов группы путем формирования ценностных ориентаций и установок;
-идентификация - формирование чувства принадлежности к группе в процессе межличностного общения на уровнях: эмоциональном (способность сопереживания); ценностно-мировоззренческом (способность стать на точку зрения коллеги); поведенческом (способность подражать поведению);
|
|
-интеграция - сплочение коллектива в саморегулируемый социальный организм с учетом совместно-индивидуальной деятельности.
Психологический климат в коллективе предполагает его единство:
-интеллектуальное - единство мыслей, ценностных ориентаций, информационную осведомленность о новейших достижениях юридической практики и научной теории, взаимопонимание в процессе решения юридического дела;
-эмоциональное - единство эмоционального тона ощущения участников решения юридического дела, состоящего в сопереживании всех его событий;
-волевое - единство волевых усилий участников рассмотрения юридического дела, направленных на преодоление возникающих трудностей с целью доведения его до принятия правильного решения.
Диагностика психологического климата в малой производственной группе. (В.В. Шпалинский, Э.Г. Шлест).
89. Индивидуальные особенности поведения личности в конфликтной ситуации. “Порог конфликтной реакции”.