Порядок рассмотрения КС дел без проведения слушания

Статья 47.1. Разрешение дел без проведения слушания

(введена Федеральным конституционным законом от 03.11.2010 N 7-ФКЗ)

Конституционный Суд Российской Федерации может рассматривать и разрешать дела о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов (за исключением федерального конституционного закона, федерального закона, конституции республики, устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), проверять по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверять по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, если придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта аналогичны нормам, ранее признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, либо что оспариваемая заявителем норма, ранее признанная неконституционной постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющим силу, применена судом в конкретном деле, а подтверждение Конституционным Судом Российской Федерации неконституционности нормы необходимо для устранения фактов нарушений конституционных прав и свобод граждан в правоприменительной практике.

Дело не подлежит разрешению без проведения слушания, если:

1) ходатайство с возражением против применения такой процедуры подано Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации или органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, когда предполагается разбирательство дела о соответствии Конституции Российской Федерации принятого соответствующим органом нормативного правового акта;

2) ходатайство подано заявителем в случае, когда проведение слушаний необходимо для обеспечения его прав.

Разрешение дела без проведения слушания осуществляется в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. По итогам разрешения дела без проведения слушания выносится постановление.

При разрешении дела без проведения слушания применяются положения статей 48 - 53 настоящего Федерального конституционного закона, за исключением положений, применение которых возможно исключительно при устном разбирательстве с проведением слушаний.

В случае, если Конституционный Суд Российской Федерации предполагает разрешить дело о соответствии Конституции Российской Федерации указанных в пункте 1 части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона нормативных правовых актов, проверить по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционность закона, примененного в конкретном деле, или проверить по запросу суда конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле, без проведения слушания, копии обращения заявителя и приложенных к нему документов и материалов направляются судьей-докладчиком в орган, издавший (должностному лицу, подписавшему) оспариваемый акт, для представления письменного отзыва в Конституционный Суд Российской Федерации. Отзыв, представленный в Конституционный Суд Российской Федерации, направляется заявителю для ознакомления и представления возражений на него.

16. Решения Конституционного Суда РФ: понятие, виды, провозглашение, опубликование, юридическая сила. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ по ФКЗ "О Конституционном Суде РФ".

Решением КС РФявляется всякий акт, принимаемый как в пленарном заседании, так и в заседании палат и выражающий его волю или констатирующий определенные обстоятельства.

Виды решений КС РФ:

1) Решения, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства:

1. Постановление - это итоговое решение КС по существу вопросов, связанных с рассмотрением дел:

а) О проверке конституционности актов;

б) О разрешении споров о компетенции;

в) О толковании Конституции РФ

2. Определение - это любое иное решение КС РФ, принимаемое в ходе конституционного судопроизводства.

2) Решения, принимаемые вне конституционного судопроизводства:

1. Внешние ( имеющие значение вовне, направленные в иные органы):

1.1. Представление;

1.2. Послание – это основанный на рассмотренных КС материалах документ о состоянии конституционной законности в РФ, ежегодное направление которого в ФС РФ предусмотрено Конституцией РФ;

1.3. Заявление – это озвучивание позиции по важному вопросу;

1.4. Заключение – это итоговое решение КС по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ.

2. Внутренние:

2.1. Регламент (процедурный документ);

2.2. Положение;

2.3. Инструкция

Юридическая сила решений Конституционного Суда:

1) Решение КС окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения (ч.1 ст.79);

2) Решение КС действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами (ч.2 ст.79);

3) Юридическая сила решения КС о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта (ч.2 ст. 79);

4) Акты или отдельные их положения, признанные неконституционными, утрачивают силу (ч.3 ст.79);

5) Признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению (ч.3 ст.79);

6) Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных ФЗ случаях (ч.3 ст.79);

7) Признание несоответствующим Конституции РФ ФЗ, НА Президента, Правительства РФ, договора или отдельных их положений является основанием для отмены положений других актов либо договоров, основанных на признанных неконституционными полностью или частично акте либо договоре, либо воспроизводящие их, или содержащих такие же положения какие были признаны неконституционными (ч.2 ст.87);

8) Признание не соответствующим Конституции РФ НА субъекта РФ или отдельных их положений является основанием для отмены ОГВ других субъектов РФ положений принятых ими НА либо договоров, содержащих такие же положения, какие были признаны неконституционными (ч.3 ст.87);

9) В случае, если КС признал закон несоответствующим КРФ (по процедуре рассмотрения жалоб), данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке (ч.2 ст.100).

Порядок принятия и опубликования решений Конституционного Суда РФ:

1. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.

2. Решение КС РФ считается принятыми при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено ФКЗ «О Конституционном Суде РФ». В случае, если при принятии решения по делу о проверке конституционности НА (договора), голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта (презумпция конституционности НА). Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов. Решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей.

3. Решение КС РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании КС РФ немедленно после его подписания.

4. Постановления и заключения КС РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях ОГВ РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения КС РФ публикуются также в «Вестнике КС РФ», а при необходимости в иных изданиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: