Осенью 1951 г., за 3 недели до занятий, одновременно с приемом детей в
1 класс, школа взяла на учет 6-летних мальчиков и девочек, то есть тех, кому
начинать учиться через год.. С этими ребятами мне предстояло работать 10
лет. Когда я собрал всех родителей вместе с детьми и предложил послать ребят
в школу за год до официального начала учения, мнения разделились: одни
родители одобряли мое намерение, считая, что при отсутствии круглогодичного
детского сада (в те годы в селе был детский сад, работающий только в летнее
время) посещение детьми школы будет хорошей помощью семье, другие опасались,
что преждевременное учение неблагоприятно скажется на здоровье детей.
"Успеют насидеться в классе,-говорила мать Любы.-Только и жизни детской, что
до школы". Эти слова еще раз заставили меня задуматься над тем, как вредна
резкая ломка всего уклада детской жизни в школе, как важно дать простор для
развития естественных сил ребенка. Я рассказал, что посещение школы в
течение года до занятий не будет сидением в классе. Год, предшествующий
|
|
обучению' за партой, был необходим мне для того, чтобы хорошо узнать каждого
ребенка, глубоко изучить индивидуальные особенности его восприятия, мышления
и умственного труда. Прежде чем давать знания, надо научить думать,
воспринимать, наблюдать. Надо также хорошо знать индивидуальные особенности
здоровья каждого ученика - без этого нельзя нормально учить. Умственное
воспитание далеко не одно и то же, что приобретение знаний. Хотя оно
невозможно без образования, как зеленый листок невозможен без солнечного
луча, тем не менее воспитание ума так же нельзя отождествлять с
образованием, как зеленый листок - с солнцем. Педагог имеет дело с мыслящей
материей, способность которой в годы детства воспринимать и познавать
окружающий мир в огромной мере зависит от здоровья ребенка. Эта зависимость
очень тонкая и трудноуловимая. Изучение внутреннего духовного мира детей,
особенно их мышления, является одной из важнейших задач учителя.