§ 180. Особой грамматической структурой обладают аналитические образования. Они представляют собой сочетания знаменательного и служебного слов (иногда знаменательного и нескольких служебных), функционирующие как одно знаменательное слово — отдельная словоформа, ряд словоформ или целая лексема.
1.Аналитические образования, которые функционируют в качестве словоформ того
или иного слова, имеющего и неаналитические (синтетические) словоформы, называются
аналитическими формами. Мы уже встречались выше с аналитическими формами
глагольных времен (русск. буду писать, англ. I'll write, нем. ich werde schreiben и т. п.) и
наклонений (русск. писал бы, англ. I should write и т. д.). Имеются аналитические формы
глагольного вида, например так называемый Progressive в английском языке (I am writing
'я пишу в данный момент', I was writing 'я писал в тот момент'), аналитические формы
залога, в частности страдательного (нем. der Brief wird geschrieben 'письмо пишется'), у
прилагательных и наречий — аналитические формы степеней сравнения (фр. plus fort
'сильнее', le plus fort 'самый сильный'). Сочетания знаменательных слов с предлогами
правомерно рассматривать как аналитические формы падежей (ср. нем. mit dem Bleistift
или болг. смолив, равнозначное русскому тв. п. карандашом, англ. of my friend или фр. de
mon ami, равнозначное русск. род. п. моего друга; русск. в город, равнозначное финскому
так называемому иллативу kaupunkiin). Сочетания с артиклем в английском, немецком,
французском, испанском и в некоторых других языках суть аналитические формы
выражения «определенности» и «неопределенности».
Иногда аналитическая форма может быть более или менее синонимична параллельно существующей синтетической. Так, «Эта комната — более теплая» = «Эта комната теплее», англ. «the son of mу friend» == «mу friend's son». В других случаях аналитическая форма не имеет даже приблизительного синонима в числе синтетических форм, но противопоставлена синтетической форме в рамках грамматической категории. Так, в русском языке сложное будущее несовершенного вида и сослагательное наклонение, в английском языке — конкретно-процессный вид (Progressive), во французском — сравни-тельная и превосходная степени не имеют синтетических параллелей, но участвуют в грамматических категориях, противополагаясь синтетическим формам. Ср.:
буду писать: пишу: писал (категория времени)
писал бы: пишешь (и др.): пиши (категория наклонения)
I am (was) writing: l write (wrote) и т. д. (категория вида)
(le) plus fort: fori (категория степеней сравнения)
Бывает и так, что в словах одного разряда какая-то граммема выражается посредством синтетической, а в словах другого разряда — посредством аналитической формы. Ср. англ. strong 'сильный' — сравнит, stronger—превосх. strongest, easy 'нетрудный'—easier— easiest и т. д., но у многосложных прилагательных: interesting 'интересный'—сравнит, more interesting—превосх. the most interesting.
Формативы аналитических форм имеют сложную структуру: обычно они
представлены сочетанием служебного слова (или нескольких служебных слов) и тех или
иных аффиксов в составе знаменательного слова. Так, в русск. на столе форматив состоит
из предлога на и окончания -/е/, а в на стол — из того же предлога и нулевого окончания.
Отдельные компоненты такого сложного форматива могут быть соотнесены с
отдельными компонентами сложного грамматического значения формы.
2.Аналитические образования, которые функционируют в качестве целой лексемы во всей совокупности ее форм, естественно назвать аналитическими словами. Примером могут служить глаголы типа англ. to pride oneself 'гордиться', нем. sich schämen 'сты-диться', фр. s'enfuir 'убегать', употребляемые всегда только с возвратным местоимением,
которое (в отличие от русского возвратного аффикса -ся/-сь) является служебным словом.
Глагол to pride oneself образован соединением 1) производящей основы / prai» d /,
представленной в существительном pride 'гордость' (глагола «to pride» в английском
языке нет, как нет в русском глагола «гордить»), и 2) словообразовательного форматива,
состоящего из двух частей: а) меняющегося по лицам и числам возвратного местоимения
и б) набора аффиксальных и аналитических формативов отдельных форм глагола.