Лекция 9 научное исследование

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Сущность научного исследования. Задачи научного ис­следования в социальной педагогике. Этапы и методы социально-педагогического исследования.

Сущность научного исследования

В названии лекции три слова: исследование, социально-педа­гогическое исследование и методы. В такой последовательности мы и раскроем содержание лекции. Прежде всего выясним, какую роль играет исследование в любой науке.

Научный статус и социальный престиж любой науки во мно­гом зависит от уровня разработанности ее теории как высшей формы организации научного знания, дающей целостное пред­ставление о закономерностях и существенных связях опреде­ленной области действительности. Научное знание необходимо для развития любой науки, в том числе и для социальной педа­гогики.


Научное исследование — это процесс выработки научных знаний, один из видов познавательной деятельности ученого. Любое научное исследование характеризуется определенными качествами: объективностью, воспроизводимостью, доказа­тельностью и точностью.

Занимаются научными исследованиями, как правило, уче­ные, которые профессионально к этому подготовлены; работа­ют они в научных учреждениях, имеющих экспериментальное и лабораторное оборудование. Каждая наука для добывания новых знаний использует свои методы и средства. Для постро­ения научных теорий ученые используют понятийный и кате­гориальный аппарат науки, владеют системой научной инфор­мации. Знания в процессе исследования могут выступать либо как предпосылка, либо как средство, либо как результат науч­ного исследования.

Различают два вида научного исследования: эмпирическое и теоретическое. Эмпиризм — философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний. Эмпири­ческое познание строится на изучении реальной действительно­сти, практического опыта. Занимаются эмпирическим исследо­ванием, как правило, практики — профессионалы в той или иной области деятельности (учителя, социальные педагоги, психологи и др.).

Теоретическими исследованиями, как мы уже отметили, занимаются специально к тому подготовленные люди: профес­сора, доценты, научные сотрудники, работающие в научных учреждениях, а также в высших учебных заведениях.

В эмпирическом исследовании, как правило, используют та­кие методы, как наблюдение, описание, эксперимент; при тео­ретических исследованиях, наряду с этими методами использу­ют методы абстрагирования, идеализации, аксиоматизации, формализации, моделирования и др. Кроме того, на эмпиричес­ком и теоретическом уровнях используют такие логические методы, как анализ — синтез, индукция — дедукция и др. Под­робнее о них будет сказано ниже.

Отличаются эмпирические и теоретические исследования также полученными результатами. В первом случае они фикси­руются в виде утверждений, правил, рекомендаций, во втором - это теоретические знания: научные концепции, законы и закономерности, открытия и изобретения и др.

Сравнение эмпирического и теоретического познания пред­ставим в таблице:


Научное познание

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: