Искусство. Век золотойотличается тем, что хотя практически все виды искусства переживают невиданный расцвет, королевой среди них выступает литература

Век золотой отличается тем, что хотя практически все виды искусства переживают невиданный расцвет, королевой среди них выступает литература. Она становится в этот период универсальной формой самосознания нации, проявляя в себе специфическое своеобразие мироощущения русского человека данного времени. О русской художественной культуре узнает весь мир, восторгаясь ее возвышенностью и наполненностью, тягой к гармоничному и прекрасному. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

А. Пушкин был основателем русского реализма. Его творчество наполнено гармонией и совершенством и является вершиной проявления прекрасного в русской литературе.

Основным эстетическим ориентиром М. Лермонтова является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» характерны культ страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит люб-


ви. Лермонтов воплотил в своем творчестве возвышенно-трагические идеалы романтизма.

Н. Гоголь стал признанным мастером комичного в мировой литературе. Его творчество можно рассматривать как своеобразную энциклопедию проявления комичного: от мягкого юмора до едкой сатиры и гротеска.

Особенностью музыкальной культуры России становится активное взаимодействие с литературой. Но это не простой перенос сюжета из одной формы в другую; как правило, музыкальное воплощение наполняет литературный сюжет новой эстетикой восприятия.

Очень любима русскими композиторами тема сказки. Н. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер, для которых характерен идеальный в своей гармоничности мир. В основе его музыкального твор-чества лежат категории прекрасного и возвышенного. Образы высокопоэтического мира его опер весьма наглядно показывают, что искусство представляет собой действенную силу, что оно покоряет и преображает человека, несет в себе жизнь и радость. Подобная функция искусства соединялась у Римского-Корсакова с пониманием его как эффективного средства нравственного совершенствования человека. Этот культ искусства в чем-то восходит к романтическому утверждению Римского-Корсакова о том, что музыка возвышает человеческое в человеке, отыгрывает великую гражданскую роль в обществе.

К образцам возвышенно-прекрасного в музыке следует отнести и творчество П. Чайковского. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», названная им «лирическими сценами». Чайковский использует в опере традиционные формы, наполняющие музыкальный спектакль необходимой мерой зрелищности. Ему удалось создать новую, музыкальную реалистическую драму, конфликт которой определился в столкновении идеалов с действительностью, поэтической мечты с мещанским бытом, красоты и поэзии с грубой будничной прозой жизни.

А. Даргомыжский наполняет музыку элементами трагедии «маленького» человека (опера «Русалка»). В то же время многие его образы явно тяготеют к комичному (вокальные миниатюры «Блоха», «Козел», «Титулярный советник»).

В творчестве композиторов этого периода происходит пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам.

Начало века серебряного связано с уже другой эстетической насыщенностью: это время тяготеет к трагическому. Серебряный век связан с такими именами, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Блок, И. Стравинский, А. Куприн, С. Есенин, Н. Гумилев, А. Белый, С. Рахманинов, А. Павлова.

Серебряный век в России наполнен поисками обновления как содержания искусства, так и его формообразования. Эти процессы наиболее ярко проявят себя в стремлении к синтезу искусств. Воплощением желаемого признается театр. Театрализация вносит в искусство струю жизненных проблем, наполняя его новыми темами. Приходит интерес к старине, Востоку, человеческим фантазиям и сказкам. Наиболее ярко эти явления представлены в модерне.

Творчество Л. Толстого знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX века и литературой XX века. Новизна и мощь толстовского реализма связаны с нравственными поисками. Это яркий пример перехода категорий возвышенно-личностного в степень трагедии народного масштаба.

Ф. Достоевский в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов, а помогает читателю самому увидеть, что же происходит в действительности. Достоевский приходит к мысли, которая становится символом эпохи: мир можно спасти только красотой. Но красотой высшего уровня - духовно-нравственного.

Новые черты русской музыки серебряного века нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни». Однако нельзя не сказать и о таких музыкантах, как А. Аренский, А. Глазунов, А. Лядов, С. Прокофьев, И. Стравинский, С. Танеев. Музыка серебряного века глубоко лирична, психологична и возвышенна. Возможно поэтому наравне с инструментальной музыкой особенно активно развивается музыка вокальная, с которой связаны такие имена, как Ф. Шаляпин, А. Нежданов, Л. Собинов, И. Ершов и др.

Конец XIX - начало XX века в области изобразительного искусства связан с такими явлениями, как «Мир искусства» и символизм. «Мир искусства» - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, М. Ларионов и др.

Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, организатора «Русских сезонов». С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества одного из крупнейших новаторов русского балета начала XX века М. Фокина, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился к созданию психологически содержательного и правдивого образа.

Рядом с «мирискусниками» виднейшим направлением поэзии рубежа века был символизм. Русские символисты - А. Блок, А. Белый, В. Ива-


нов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. красоту рассматривали как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: