Век золотой отличается тем, что хотя практически все виды искусства переживают невиданный расцвет, королевой среди них выступает литература. Она становится в этот период универсальной формой самосознания нации, проявляя в себе специфическое своеобразие мироощущения русского человека данного времени. О русской художественной культуре узнает весь мир, восторгаясь ее возвышенностью и наполненностью, тягой к гармоничному и прекрасному. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
А. Пушкин был основателем русского реализма. Его творчество наполнено гармонией и совершенством и является вершиной проявления прекрасного в русской литературе.
Основным эстетическим ориентиром М. Лермонтова является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» характерны культ страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит люб-
|
|
ви. Лермонтов воплотил в своем творчестве возвышенно-трагические идеалы романтизма.
Н. Гоголь стал признанным мастером комичного в мировой литературе. Его творчество можно рассматривать как своеобразную энциклопедию проявления комичного: от мягкого юмора до едкой сатиры и гротеска.
Особенностью музыкальной культуры России становится активное взаимодействие с литературой. Но это не простой перенос сюжета из одной формы в другую; как правило, музыкальное воплощение наполняет литературный сюжет новой эстетикой восприятия.
Очень любима русскими композиторами тема сказки. Н. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер, для которых характерен идеальный в своей гармоничности мир. В основе его музыкального твор-чества лежат категории прекрасного и возвышенного. Образы высокопоэтического мира его опер весьма наглядно показывают, что искусство представляет собой действенную силу, что оно покоряет и преображает человека, несет в себе жизнь и радость. Подобная функция искусства соединялась у Римского-Корсакова с пониманием его как эффективного средства нравственного совершенствования человека. Этот культ искусства в чем-то восходит к романтическому утверждению Римского-Корсакова о том, что музыка возвышает человеческое в человеке, отыгрывает великую гражданскую роль в обществе.
К образцам возвышенно-прекрасного в музыке следует отнести и творчество П. Чайковского. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», названная им «лирическими сценами». Чайковский использует в опере традиционные формы, наполняющие музыкальный спектакль необходимой мерой зрелищности. Ему удалось создать новую, музыкальную реалистическую драму, конфликт которой определился в столкновении идеалов с действительностью, поэтической мечты с мещанским бытом, красоты и поэзии с грубой будничной прозой жизни.
|
|
А. Даргомыжский наполняет музыку элементами трагедии «маленького» человека (опера «Русалка»). В то же время многие его образы явно тяготеют к комичному (вокальные миниатюры «Блоха», «Козел», «Титулярный советник»).
В творчестве композиторов этого периода происходит пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам.
Начало века серебряного связано с уже другой эстетической насыщенностью: это время тяготеет к трагическому. Серебряный век связан с такими именами, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Блок, И. Стравинский, А. Куприн, С. Есенин, Н. Гумилев, А. Белый, С. Рахманинов, А. Павлова.
Серебряный век в России наполнен поисками обновления как содержания искусства, так и его формообразования. Эти процессы наиболее ярко проявят себя в стремлении к синтезу искусств. Воплощением желаемого признается театр. Театрализация вносит в искусство струю жизненных проблем, наполняя его новыми темами. Приходит интерес к старине, Востоку, человеческим фантазиям и сказкам. Наиболее ярко эти явления представлены в модерне.
Творчество Л. Толстого знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX века и литературой XX века. Новизна и мощь толстовского реализма связаны с нравственными поисками. Это яркий пример перехода категорий возвышенно-личностного в степень трагедии народного масштаба.
Ф. Достоевский в отличие от Толстого не дает анализа эпических масштабов, а помогает читателю самому увидеть, что же происходит в действительности. Достоевский приходит к мысли, которая становится символом эпохи: мир можно спасти только красотой. Но красотой высшего уровня - духовно-нравственного.
Новые черты русской музыки серебряного века нашли наибольшее выражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. В их музыке находили выражение романтический пафос, зовущий к борьбе, стремление подняться над «обыденностью жизни». Однако нельзя не сказать и о таких музыкантах, как А. Аренский, А. Глазунов, А. Лядов, С. Прокофьев, И. Стравинский, С. Танеев. Музыка серебряного века глубоко лирична, психологична и возвышенна. Возможно поэтому наравне с инструментальной музыкой особенно активно развивается музыка вокальная, с которой связаны такие имена, как Ф. Шаляпин, А. Нежданов, Л. Собинов, И. Ершов и др.
Конец XIX - начало XX века в области изобразительного искусства связан с такими явлениями, как «Мир искусства» и символизм. «Мир искусства» - это организация, возникшая в 1898 г. и объединившая художественную элиту России тех времен. В этом объединении участвовали почти все известные художники - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, А. Головин, М. Добужинский, М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, Н. Рерих, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, М. Ларионов и др.
Огромное значение для формирования «Мира искусств» имела личность С. Дягилева, организатора «Русских сезонов». С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества одного из крупнейших новаторов русского балета начала XX века М. Фокина, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился к созданию психологически содержательного и правдивого образа.
|
|
Рядом с «мирискусниками» виднейшим направлением поэзии рубежа века был символизм. Русские символисты - А. Блок, А. Белый, В. Ива-
нов, Ф. Соллогуб, И. Анненский, К. Бальмонт и др. красоту рассматривали как ключ к тайнам природы, идее добра и всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии отводилась роль религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами» иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота».