Дадаизм - авангардистское движение в художественной культуре, существовавшее в 1916-1922 годах. Его задача - тотальный нигилизм. Своими пародиями на искусство, наполненными злобным сарказмом, дадаисты пытались подорвать самую концепцию искусства как такового. Их методами становятся бурлеск, пародия, насмешка, передразнивание, организация скандальных акций и выставок. Среди творческих находок:
принцип случайной организации композиций их произведений, прием «художественного автоматизма» в акте творчества, использование всевозможных предметов внехудожественной сферы, такие художественные акты, как «аэрография», «рейограммы».
Дадаизм представлен в киноживописи (братья Джинанни-Коррадини, более известные под псевдонимами Арнальдо Джинна и Бруно Корра). В 1912 году ими были созданы четыре коротких фильма: «Цветовой аккорд», «Этюды эффектов с четырьмя цветами», «Песня весны» и «Цветы», в которых кадры рисовались на пленке желатиновым слоем. По существу, это визуальная музыка, получившая название эйвайронмента. Темами фильмов дадаистов становятся сновидения с играющими абстракциями.
|
|
Наиболее яркие его представители Т. Тцара (литература), X. Балл (музыка и литература), М. Дюшан и др.
Эстетика дадаизма нацелена на низменность человеческого переживания мира. Это чувственность, тяготеющая к массовости переживания. К такому восприятию способен только человек, находящийся в толпе. Поэтому дадаизм тесно связан с такими понятиями, как «китч», «халтура», «неудачная подделка».