Культурная ситуация пост-постмодернизма

Ситуация пост-постмодернизма культурологами связывается с небывалым развитием нового поколения компьютерных технологий и коммуникационной системы Интернет. Можно достаточно уверенно говорить о надвигающемся новом типе культуры, названным современными футурологами пост-постмодернизмом. Как всякая смена культурной ситуации, возникновение пост-постмодернизма связано с изменением мироощущения человека и трансформацией существующей картины мира.

Мир современному человеку уже не представляется разделенным на локальные части огромными расстояниями. Компьютерные технологии позволили воспринимать мир более целостно и глобально. Новые технологии связи и коммуникации расширили не только горизонты мира, но и во многом изменили представления человека о пространстве и времени.

Компьютер создал новую форму действительности — виртуальную реальность. Эта новая виртуальная среда становится фактором возникновения и развития качественно новых отношений человека с миром. Пространство виртуального мира становится вне-материальным и легко создаваемым. Оно не обладает параметрами пространства реального, так как может растягиваться и сжиматься, менять наклон, изгибаться и т. д.

Время в виртуальном мире становится независимым от процессов, расстояний, действий. Оно подчинено желанию человека, который способен отправить послание на другой конец Земли за считанные секунды, зная, что оно немедленно будет получено. Видимые, наблюдаемые процессы в виртуальной действительности могут замедляться или ускоряться, становиться обращаемыми и разноскоростными по отношению друг к другу.

Термин «виртуальность» активно начинает использоваться в классической механике в XVII веке (хотя возник значительно раньше) как обозначение преднамеренно осуществляемого математического эксперимента, ограниченного реальностью. Дословно виртуальный мир - мнимый


мир, кажущийся, обладающий не истиной, а только потенциальностью к ней. Появление компьютерных технологий позволило превратиться зрителю в активного соавтора. В результате возникают не артефакты - симу-лякры, которые представляют собой третью реальность как отражение второй, а компьютерные двойники действительности, создающие образы, воспринимаемые человеком без непосредственного контакта с материальным миром. Виртуальный мир позволяет особым образом виртуализиро-вать идеи, моделировать их вне материального посредника. Человек создает не существующий в материальном мире смысл. Возникает означающее никак не связанное с обозначаемым.

Большие изменения на рубеже веков произошли и в сфере общения человека. Современный компьютер способен создавать иллюзию общения для одного человека: с компьютером можно играть, говорить, спорить. Но при этом двусторонность общения всегда остается только иллюзией.

Человек благодаря компьютеризации получил новые виды деятельности. Возникла деятельность, результат которой относительно материален. Создавать образы, манипулировать ими, посылать их к другому адресату теперь можно на уровне интерактивности. Технообразы, рожденные компьютерными играми, уверенно шагнули в литературу, кино, живопись. Компьютерная музыка стала не только двойником инструментального звучания, но порой активно вмешивается в природу человеческого голоса.

В современной эстетической науке можно наблюдать рождение нового особого направления, получившего название эстетики виртуальной среды. В ее предмет входят всемирная сеть Интернет, компьютерные технологии творчества, виртуальная реальность, Net-арт. Ее возникновение было ожидаемо и подготовлено эстетикой постмодернизма. Но своеобразие новой эстетики стало ощутимо уже с конца 90-х годов XX века, когда стали появляться такие высказывания, как «мерцающая эстетика» (Д. Пригов, В. Ерофеев), «эстетика хаосмоса» как синтеза хаоса и порядка (Ж. Делез, М. Липовицкий), «эстетика пост-постмодернизма» и «виртуальная эстетика» (Н. Маньковская). Результатом появления этих понятий можно считать уже проявившую себя осознанность уникальности нового направления, отличающегося рядом признаков, которые позволяют говорить о возникновении нового актуального направления эстетики.

Сегодня это направление еще не получило однозначного названия. Во многом это связано с тем, что оно еще недостаточно осмыслено в соотношении с эстетикой классической и эстетикой неклассической. Иногда все то, что связано с виртуальностью, просто приравнивается к неклассической эстетике и рассматривается как прямое ее продолжение (В. Бычков). Однако позволим себе высказать мысль о том, что эстетика вирту-

альной среды - это закономерное продолжение неклассической и постне-классической эстетики, содержащее в себе нечто принципиально новое. Новым его позволяет считать не только иная культурная заданность (ки-беркультурность), но и требование новой методологии исследований, а также создание принципиально нового категориального аппарата. Поэтому можно считать, что виртуальная эстетика логично вписывается в динамику ризвития постнеклассических идей эстетики, проявившихся в постмодернизме.

Современный человек имеет дело уже не только с естественной (природной) и искусственной (культурной) средой, но и со средой виртуальной, создаваемой при помощи компьютерной технологии. Эта новая виртуальная действительность разрушает представления человека о пространстве, времени, материи, жизни, смерти, сообществе, искусстве и о самом себе, коренным образом меняя его отношения с миром. Новая ситуация создает необходимость применения и новых научно-философских подходов ее изучения. Таким научным потенциалом обладает новое направление в современной эстетике, получившее название виртуальной эстетики. Виртуальная эстетика, в свою очередь, является закономерным этапом развития постнеклассических идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: