Модели поведения. Этих моделей бесчисленное множество

Этих моделей бесчисленное множество.
Одни выражают настроение человека, другие — устойчивые черты личности, третьи — отношение к собеседнику. Есть модели, «привязанные» к возрасту, полу, конкретной ситуации. Эти модели и составляют культуру общения. Мы обучаемся им, вбирая в себя культуру своего народа, социального слоя, семьи. Они кажутся столь естественными, что не осознаются нами. Но именно благодаря общности этих моделей люди понимают друг друга, могут прогнозировать поведение, создают определенное впечатление о себе.
Если же образцы поведения сильно различаются, это может препятствовать взаимодействию людей, в том числе установлению деловых контактов.
Примеры тому можно найти в книге В. Овчинникова «Ветка сакуры». Японцы, пишет журналист, традиционно стараются не говорить «нет». Избегая прямого отказа, они выражают его в весьма завуалированной форме. Напротив, европейские и американские бизнесмены стремятся к максимальной прямоте и определенности в ходе переговоров. Поскольку японский партнер маскирует свой отказ, его позиция часто остается неясной для иностранцев. 2
Причиной такой манеры поведения японцев является желание «сохранить лицо» всех участников общения. Зная эту особенность и ее благородную нравственную основу, разумно принять ее, приспособиться к такому способу ведения дел, освоить эти «правила игры».
Однако предлагаемые одной стороной отношения и модели поведения могут быть неприемлемыми для другой стороны. В этом случае совершенно естественным является отказ от дальнейших контактов.
В качестве примера вспомним эпизод из истории Китая. Император имел неограниченную власть в своей стране, и его положение подчеркивалось правилами этикета. Высокопоставленные чиновники должны были падать ниц, приветствуя императора, и, стоя на коленях, три раза бить челом об пол. Правители Китая полагали, что все народы, живущие за его пределами, являются вассалами императора и его данниками. Прибывающим в Китай иностранным послам предписывалось выполнять соответствующие церемонии. В.Я. Сидихменов в книге «Китай: страницы прошлого» пишет:
«В 1805 году в Китай было снаряжено русское посольство во главе с графом Головкиным. По прибытии в Ургу ему было предложено… прорепетировать, как он должен будет себя держать во время аудиенции с императором.
Суть этой репетиции состояла в следующем. На стене комнаты было прикреплено изображение «Сына неба». Предполагалось, что русский посол приблизится к этому изображению на четвереньках, а на его спине на специальной подушечке укрепят верительную грамоту русского царя. Головкин категорически отказался от этой унизительной церемонии. В ответ посланцы императора вернули русскому представителю все привезенные им подарки». 3 Посланцы других стран также отказывались выполнять правила этикета, унижавшие престиж их правительств. И лишь в результате долгих дебатов оскорбительный этикет был отменен.
Среди множества моделей поведения существуют такие, которые чаще других оказываются в поле нашего внимания. Их описывают, им учатся. Это стратегии общения и этикетные предписания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: