Наряду с применением в социально-педагогической деятельности отдельных самостоятельных технологий или технологических процедур в практике своей работы конкретный социальный педагог может предпринимать комплекс мер, направленных на повышение ее эффективности. Комплекс таких мер, получил название технологизация. Процесс технологизации социально-педагогической деятельности позволяет рационально разделить ее виды на отдельные относительно единообразные процедуры и операции, действия и результаты которых скоординированы между собой. Так, например, сложная многоуровневая проблема клиента может быть разделена на несколько более простых проблем, каждая из которых решается более или менее стандартными методами.
В общих чертах процесс технологизации социально-педагогической деятельности включает в себя несколько этапов:
1. Теоретический этап - обоснование цели и объекта технологического действия, расщепление его на составляющие компоненты (элементы) и выяснение связей между ними.
|
|
2. Методический этап, который связан с выбором методов, средств деятельности, сбором и обработкой информации, ее анализом, с проектированием и планированием собственно практической деятельности; с подбором системы диагностики, позволяющей содержательно интерпретировать получаемые результаты, с выбором принципов трансформации результатов анализа в конкретные выводы и рекомендации и, наконец, с разработкой системы профилактики затруднений, возможных в процессе осуществления деятельности.
3. Процедурный этап, который связан с процессом непосредственного осуществления конкретной деятельности.
Одним из основных условий технологизации любой деятельности с целью повышения ее эффективности является определенность объекта деятельности, однозначность его характеристик, принципиальных для осуществления процесса воздействия, четкая заданность условий осуществления деятельности. В целом, чем более однозначны и стабильны исходные элементы технологизируемого явления, тем проще разработать технологическую цепочку по его видоизменению.
В условиях достаточно высокой неопределенности исходных данных, характерных для социально-педагогических ситуаций, регуляция деятельности возможна не путем поэтапного расчленения конкретных поведенческих актов на элементы, а скорее путем определения допустимого «коридора» действий, задающего общее направление деятельности и определяющего не необходимые действия, а те, воспроизведение которых делает цель недостижимой либо малодостижимой, что оставляет человеку, осуществляющему деятельность, широкий выбор для ситуационного маневра в ходе ее осуществления.
|
|
Элементы технологизации (и отдельные технологии) в социально-педагогической деятельности призваны выполнять ориентировочную функцию, т.е. они должны помогать социальному педагогу точно охарактеризовать проблему или ситуацию; оперативно выстроить общую логику помощи клиенту в верном направлении; своевременно использовать спектр наиболее типичных методов и способов деятельности для однотипных ситуаций, из которых специалист может выбрать наиболее отвечающие конкретному случаю; предупреждать о наименее эффективных (а иногда и недопустимых) процедурах и действиях в определенных случаях.
Контрольные вопросы
1. Выделите специфику социально-педагогической деятельности.
2. В чем заключается специфика социально-педагогических технологий?
3. На каких уровнях существуют социально-педагогические технологии?
4. Какие виды технологий выделены?
5. Какие компоненты включает в свою структуру конкретная социально-педагогическая технология?
6. Какие этапы включает в себя процесс технологизации социально-педагогической деятельности? Охарактеризуйте их.
Литература
1. Липский И.А. Технологический потенциал социально-педагогической деятельности//Педагогика.- 2004. - № 9. - С. 34-41
2. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. - 480 с.
3. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 416 с.