Предпосылки и проблемы развития логистики в торговле

Внедрение логистического метода управления материальными потоками сопряжено, как правило, с серьезными проблемами, но, как свидетельствует мировой опыт, вполне осуществимо. Логистика — путь интенсивного развития торговли, которым начинают пользоваться, как правило, тогда, когда возможности экстенсивного развития уже исчерпаны. Например, во Франции резкий скачок в развитии логистики произошел после принятия правительством мер, ограничивающих возможности строительства новых крупных магазинов, Интерес к логистике во многом определяется степенью развития конкуренции на рынке торговых услуг. Например, при проектировании в Ижевске предприятия оптовой торговли продовольственными товарами расчеты показали, что безубыточность будет достигнута при 12-процентной оптовой надбавке. Заинтересованность администрации в логистических решениях возникла только после того, как выяснилось, что устойчивый объем продаж на местном рынке возможен лишь при надбавке не свыше 10%.

Существенной предпосылкой применения логистики является расширение ассортимента в розничной торговле, превращение его в максимально удобный для покупателя. Например, ассортимент торгового дома "Перекресток" (г. Москва) в середине 2000 г. составлял приблизительно 14 тыс. наименований, а гипермаркета "Рамстор" (также г. Москва) — 25 — 30 тыс. наименований. Эффективно управлять таким ассортиментом без современных технологий работы с товарами, грузами и информацией нельзя.

Требует введения систем жесткого сквозного контроля и управления запасами появление на рынке множества скоропортящихся продуктов и продуктов, требующих особых условий хранения.

Логистика — это высокоточный механизм, который может входить в конфликт с плохо организованной человеческой личностью. Не случайно значительная часть логистов в США это бывшие военные, для которых личная организованность — профессиональное качество. Не случайно наиболее поразительных успехов в сфере логистики добиваются японские предприятия, имеющие в массе своей исполнительный, добросовестный и дисциплинированный персонал. Логистика много дает системе в целом, но она и ограничивает свободу действий отдельного участника. Компромисс в этой сфере еще предстоит научиться находить.

Широкое распространение логистики нельзя объяснить одним лишь ростом потребности в ней. В экономике должны созреть условия, позволяющие удовлетворять эту потребность. Такие условия обеспечиваются современными достижениями научно-технического прогресса. В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Перечислим проблемы логистического развития торговли:

♦ отсутствие налаженных логистических связей между участниками товародвижения и, в первую очередь, между предприятиями оптовой и розничной торговли;

♦ низкий технический уровень предприятий оптовой и розничной торговли, транспорта;

♦ слабое развитие информационных технологий. Отсутствие информационных систем, обеспечивающих сбор, хранение, обработку в необходимом режиме и обмен информацией между участниками товародвижения;

♦ слабое развитие логистического посредничества, широкая практика самостоятельного выполнения ряда не свойственных для предприятий оптовой и розничной торговли работ (например, транспортировка);

♦ слабое развитие цивилизованной конкуренции на товарном рынке Российской Федерации, высокий уровень торговых наценок и, как результат, низкая заинтересованность участников товародвижения в применении логистики, обеспечивающей снижение эксплуатационных затрат;

♦ проблемы с организацией оборота тары;

♦ отсутствие наработанных методов формирования сквозных материалопроводящих систем в условиях рынка;

отсутствие опыта оптовой торговли в условиях логистической организации товародвижения, а также недостаток ясного понимания персоналом предприятий оптовой и розничной торговли содержания и преимуществ логистического подхода к управлению материальными потоками.

92. Логистика и научно-техническое развитие в торговле

Существенным условием возможности логистической организации торговли является научно-технический прогресс, под которым понимают соответствующее социально-экономическим задачам торговли, совершенствование ее материально-технической базы, внедрение и широкое использование на предприятиях отрасли, прогрессивных технологических процессов, а также повышение готовности, к этим процессам поступающих на предприятия торговли материальных и информационных потоков.

Основные направления научно-технического прогресса (НТП) в торговле схематически представлены на рис. 75.

При работе с материальными потоками необходимо использовать технически совершенное подъемно-транспортное и технологическое оборудование. Политика технического развития отрасли должна основываться на разработках системного характера (например, на разработке системы машин для предприятий оптовой и розничной торговли).

Складской фонд оптовой торговли должен пополняться ширококорпусными одноэтажно-высотными зданиями и сооружениями, обеспечивающими возможность применения высокоэффективных технологий грузопереработки, механизации и автоматизации транспортно-технологических процессов.

Существенным для логистической организации торговли является совершенствование применяемых средств труда для работы с информационными потоками, в том числе применение информационных систем, обеспечивающих сквозной мониторинг материальных потоков.

Обеспеченность предприятий торговли средствами труда (необходимое условие возможности применения логистики) достигается посредством оснащения предприятий торговли необходимым подъемно-транспортным, технологическим и торговым оборудованием, а также максимальным использованием ресурсов имеющейся техники.

Совершенствование используемых предметов труда включает в себя использование новых видов тары, переход на торговлю в основном фасованными товарами и товарами, несущими на себе штриховой код (в перспективе — переход на работу с грузовыми пакетами, также несущими на себе штриховой код).

Значимым показателем научно-технического развития любой отрасли является применяемая технология. На настоящем этапе степень прогрессивности применяемых технологий на предприятиях торговли определяется возможностью продвижения по товаропроводящим цепям пакетированных грузов, возможностью автоматизированной идентификации грузовых и товарных единиц, а также возможностью интенсивного информационного обмена участников товародвижения.

С точки зрения логистики, перечисленные направления научно-технического прогресса должны развиваться не изолированно, в опте, а согласованно: на промышленных предприятиях, в опте, на транспорте и в рознице, т. е. у всех участников товарного рынка.

93. Служба логистики на предприятиях оптовой торговли---

94. Логистические центры России

В 1998 г. в Санкт-Петербурге образовался Транспортный логистический центр, при содействии которого предполагалось сократить время прохождения груза через пограничные переходы в два и более раза. Учредителями данного центра являются Ассоциация экспедиторов Санкт-Петербурга, региональные таможенные структуры и Ассоциация пользователей электронной передачи данных (ПЭПИ). Организационно-правовую поддержку работы этого центра обеспечивает программа совместных работ организаций Министерства транспорта РФ и Государственного таможенного комитета Рф по вопросу упрощения процедур таможенного оформления внешнеторговых грузов по интермодальным линиям на базе электронных технологий и предварительного декларирования.

В России сейчас формируются два крупнейших логистических центра:

1. Санкт-Петербургский логистико-терминальный центр «Шушары» мощностью до 3 млн т/год или около 2,5 млрд долл. товарооборота, стоимость 2,5 млрд долл., площадь – 100110 га, предполагаемый срок окупаемости—6,5–8 лет. Примыкает к Московскому шоссе, находясь на пересечении железнодорожных путей и автодорог в непосредственной близости порта Санкт-Петербург и аэропорта Пулково;

2. «Московский терминал». Его значение определяется ролью в девятом и втором (по европейской классификации) интермодальном коридоре. Программа логистического центра «Московский терминал» на 10-летний период оценивается в 2,5 млрд долл. при сроке окупаемости в 5,6 года. Предполагаемая чистая прибыль – 7,5 млрд долл.

Планируется также строительство следующих логистических центров.

1. В Республике Татарстан. Республика Татарстан расположена на пересечении крупных транспортных путей и поэтому является удачным местом для размещения логистического центра. Судоходные пути по Волге и Каме связывают его со многими городами России. В республике находится стратегически важный перекресток железнодорожных магистралей.

2. В порту Находка. Через этот порт проходят значительные по объему грузопотоки. На настоящий момент выполнено технико-экономическое обоснование, разработан проект и начато строительство. Стоимость проекта сравнительно невелика, так как уже имеется хорошо оборудованный порт и железнодорожная станция. Основные проблемы связаны с формированием информационно-аналитического центра.

3. В Ростове-на-Дону. Данный центр предназначен для обслуживания большей части Юга России.

Базой для создания регионального логистического центра может служить любой региональный вычислительный или информационный центр любого вида транспорта, терминала, экспедитора при соблюдении следующих условий: наличие платежеспособных пользователей, нуждающихся в комплексном информационном сопровождении внешнеторговой перевозки; наличие линий связи или узлов для выхода в сеть и подключения пользователей; наличие коллектива программистов, администраторов, базы данных и др.

95. Применение логистического аутсорсинга в условиях России

В отличие от рядовых услуг частным лицам (квартирные переезды, на дачу и т.п.), логистический аутсорсинг представляет собой передачу комплекса логистических операций сторонней компании с целью сокращения издержек производства собственного предприятия.

Сферы применения

· Представители малого и среднего бизнеса. Логистическим аутсорсингом пользуются компании локального значения. Траты на организацию собственного транспортного обеспечения – обслуживание автопарков и складских помещений, зарплата сотрудникам – влияют на себестоимость конечной продукции. Спрос на некоторые виды товаров носит сезонный характер, поэтому содержание круглогодичной внутренней логистики может помешать стабильному росту на рынке. Услуга логистического аутсорсинга позволяет малому и среднему бизнесу развиваться быстрее и увеличивать сбыт продукции в общероссийском масштабе.

· Молодые компании. Услугой логистического аутсорсинга пользуются молодые компании. Организация внутренней логистики на предприятиях моложе трех лет бывает невозможной по ряду причин – недостаточная компетенция в сфере логистических услуг, в частности, междугородних переездов, ограничение финансовых средств, концентрация внимания на развитии основного направления деятельности.

Развитие логистического аутсорсинга в России

Стимулом для развития логистического аутсорсинга на Российском рынке послужили следующие факторы:

Западный ретейл представляет собой форму торговых отношений между производителем и потребителем, основным принципом которой является розничная продажа товаров непосредственно от поставщика клиенту.

FMCG-компании (Fast Moving Consumer Goods) занимаются продажей товаров для быстрого оборота. В эту группу входят продукты питания, напитки, сигареты, косметика и бытовая химия.

96. Основы глобальной логистики

Глобальная логистика – это комплекс взаимосвязанных функций по управлению материальным потоком в международной торговле. Глобальная логистика предполагает разработку стратегии и тактики создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

Появление термина «глобальная логистика» отражает развивающуюся тенденцию в мировой экономике, которая характеризуется движением предпринимательской деятельности от ее специализации по отдельным странам и регионам к мультиорганизованному мировому рыночному хозяйству.

Основными задачами глобальной логистики являются формирование, управление и оптимизация материальных потоков на уровне макрорегиональных хозяйственных структур.

В области логистического менеджмента основными движущими силами его современной глобализации являются:

• продолжающийся рост мировой экономики;

• поиск новых резервов роста за счет выхода на новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран;

• создание большого количества компаний с широким международным разделением труда и современными информационно-компьютерными технологиями, составляющими основу интеграции в глобальных логистических системах, а также появление международных логистических посредников (транспортно-экспедиторских компаний, компаний по управлению экспертными операциями, внешнеторговых компаний) с развитой глобальной инфраструктурой;

• реализация процедур дерегулирования, проводимых для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития торговых и экономических взаимоотношений. Это облегчает движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

Вместе с тем на пути развития глобальной логистики достаточно много барьеров, обусловленных различными причинами, в том числе различием политических систем, неодинаковым экономическим и социальным уровнем развития стран. Такие барьеры существуют, например, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией.

Имеют место и финансовые барьеры, которые связаны с налоговой, таможенной, торговой политикой государств, ограничениями на ввоз капитала.

97. Проблемы стратегического планирования в логистике

Принято выделять пять этапов стратегического планирования: определение целей, анализ внутренней и внешней среды предприятия, выбор стратегии и определение альтернатив, реализация выбранной стратегии; контроль за выполнением (рис. 3.1).

Первый этап — определение целей (целевых ориентиров) фун­кционирования и развития. Основной целью логистической систе­мы являются оптимизация управления материальными и информа­ционными потоками во внутренней и внешней среде.
Определение целей базируется на применении системного анали­за. Цели отдельных подразделений не должны противоречить общим целям предприятия. Главным методом разработки долгосрочных и краткосрочных целей может стать «дерево целей» развития пред­приятия (рис. 3.2).
Число уровней, количество ветвей «дерева целей» и качествен­ные характеристики определяются различными экспертными мето­дами (Дельфи, «мозговая атака», анкетирование). Приоритетные направления (ветви) в «дереве целей» могут быть количественно оценены разными методами, в том числе методом анализа иерархий (МАИ), методами ПАТТЕРН и Черчмена - Акоффа.

На втором этапе проводится стратегический анализ внутрен­ней и внешней среды предприятия. Диагностика внутренней среды должна содержать оценку состояния системы, формирование моде­ли системы, анализ сильных и слабых ее сторон (SWOT-анализ). При анализе внешней среды основное внимание должно уделяться прогнозу развития социально-экономической системы региона (страны) на перспективу. Учитываются угрозы и возможности со сто­роны внешней среды: изменения в институциональной сфере, про­гноз объемов промышленного производства, уровня цен и тарифов, объема продаж конкурентов, спрос потребителей, возможности поставщиков и пр.
На третьем этапе, при выборе стратегии и определении альтер­натив, должны формироваться варианты функционирования логи­стической системы с учетом целей ее деятельности и результатов анализа внутреннего потенциала и внешней среды. Допускается кор­ректировка целевых установок, так как анализ среды может изменить приоритеты развития. На этом этапе также оцениваются варианты стратегий с точки зрения достижения целей (целевых ориентиров) функционирования. Целевые ориентиры могут быть заданы норма­тивно. В этом случае с помощью нормативного прогнозирования мож­но определить, что необходимо сделать для их достижения.
Четвертый этап — реализация выбранной стратегии. На этом этапе создается организационная структура для осуществления стра­тегии, определяются субъекты реализации стратегии, проектируется механизм их мотивации, определяются источники (финансовые, мате­риальные, информационные) для проведения стратегии в жизнь.
С учетом промежуточных результатов (если они отклоняются от целе­вых установок) стратегии могут модифицироваться. Их корректиров­ка может также происходить после получения объективной инфор­мации о внешней среде (ее изменении).
Заключительный, пятый этап — стратегический контроль. Результаты реализации стратегии сравниваются с целевыми ориен­тирами логистической системы. После" их достижения устанавлива­ются новые цели; если цели не были достигнуты, то они корректиру­ются (или корректируются предыдущие этапы).
Один из стандартных приемов разработки логистической стра­тегии заключается в анализе равновесия между услугами и издерж­ками. К этому добавляется еще один элемент — комплексность. Она включает: источники снабжения и запасов; товарную и упаковочную номенклатуру; количество источников поступления товаров и точек отгрузки товара; сезонность; количество уровней в списке материалов.
Решение проблем логистики должно проводиться в два этапа.
На первом этапе выявляется стратегическая цель и направле­ния хозяйственного развития фирмы. При этом изучаются следующие вопросы.
1. Изменение рыночных потребностей. Анализ рынков может выявить, что в объемах продукции, проходящей по различным каналам распределения, происходят сдвиги в пользу опреде­ленного канала.
2. Повышение требований к логистике. Сдйиг в распределитель­ных каналах должен отразиться на сроках, надежности достав­ки, комплектности заказа.
3. Разбивка продукции с учетом эффекта Парето (на ограничен­ное число товаров приходится основной поток).
4. Размер запасов и гибкая производственная система. Производ­ственная система фирмы должна реагировать на изменения рыночных потребностей, а величина запасов должна быть оптимальной.
5. Усиление внимания к некоторым видам деятельности. Обра­щается внимание не только на выпуск ассортимента обычной и специальной продукции, но и на специфические виды дея­тельности: маркировку и упаковку потребительских товаров или специальное производство и упаковку.
6. Гибкость. В меняющейся конъюнктуре рынка логистическая система должна обладать способностью к быстрой адаптации, поэтому важна гибкость стратегии.
7. Повышение логистических возможностей поставщиков. Обес­печивается мероприятиями по поставке продукции.
На втором этапе составляется подробный план, подтвержда­ющий стратегическое направление первого этапа. Он включает сле­дующие данные.
1. Производственные мощности. Логистическая группа, исполь­зуя компьютерные модели объема производства, ассортимент продукции, рынки, мощности по обеспечению выпуска про­дукции, определяет производственные мощности.
2. Национальные системы распределения. Учитывается влияние изменений материальных ресурсов в производственных мощ­ностях национальной системы распределения.
3. Подъемно-транспортные работы. Эффективная работа подъемно-транспортной системы — необходимое условие для всех частей общей цепи «поставщик — потребитель».
4. Виды транспорта. Исследуется использование различных видов транспорта в плане издержек и возможности удовлет­ворения' логистических потребностей производственной системы.
5. Контрольные системы. Измерение и контроль за результата­ми деятельности.
6. Поставщики. Анализируются финансовые результаты их дея­тельности.
7. Хозяйственный план. Логистические проекты по каждой функ­циональной области увязываются с единым хозяйственным планом. Он включает в себя финансовую оценку, распределе­ние ресурсов, управление логистической системой.
Анализ предложений, связанных с продвижением материально­го потока и его прогнозированием, а также альтернативный выбор наилучших вариантов оцениваются по двум показателям: отдача от вложенного капитала, или доход на капитал; объем инвестиций — капитал, вложенный в производство и дополненный частью получен­ной прибыли, который реинвестируется в активы для получения дохо­да и прибыли в будущем.
Инвестиционные проекты в логистической системе могут оце­ниваться различными способами. Приведем три метода оценки капи­таловложений.
1. Метод окупаемости. Этот метод основан на применении в качестве исходных данных количества лет, за которое необ­ходимо окупить начальные инвестиции в логистическую систему ИН, и размера ежегодной прибыли, получаемой от ин­вестирования средств; последняя рассчитывается как разность между годовыми доходами (Дг) и годовыми затратами (ЗГ). ТОК = ИН: (ДГ-3Г). (3.1) Достоинством этого метода является простота расчетов, опре­деленность суммы начальных капиталовложений, возмож­ность ранжирования проектов в зависимости от сроков оку­паемости. Недостаток метода в том, что он дает одинаковую оценку равным объемам инвестиций независимо от срока оку­паемости (т.е. 1 тыс. дол., полученная через год, оценивается так же, как 1 тыс. дол., полученная через пять лет).
2. Метод среднего уровня отдачи. Учитывает амортизацию и вложенный капитал. Преимущество этого метода — просто­та расчетов, учет амортизации и возможность сравнения аль­тернативных проектов. Недостаток данного метода аналоги­чен недостатку метода окупаемости.
3. Метод дисконтирования средств. Основан на утверждении, что деньги, получаемые либо расходуемые в будущем, будут иметь меньшую ценность, чем в настоящее время.

98. Требования к системам учета издержек в логистике

Задачей учета издержек в логистике является обеспе­чение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы[2]. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета из­держек производства и обращения участников логистичес­ких процессов должны:

· выделять затраты, возникающие в процессе реали­зации функций логистики;

· формировать информацию о наиболее значимых зат­ратах;

· формировать информацию о характере взаимодей­ствия наиболее значимых затрат друг с другом.

При соблюдении данных требований появляется возмож­ность использовать важный критерий построения оптималь­ного варианта логистической системы — минимум совокуп­ных издержек на протяжении всей логистической цепи.

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издер­жек должна позволять определять, приносит ли конкрет­ный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль.

Для эффективной калькуляции издержек нужно:

· точно определить конкретные затраты, которые сле­дует включить в схему анализа;

· установить временные рамки затрат;

· отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий;

· установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подраз­деления предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать ин­формацию о наиболее значимых затратах, а также о харак­тере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 35).

Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслужива­нием клиента, какова доля в них каждого из подразделе­ний. Суммируя все расходы по горизонтали, можно опре­делить затраты, связанные с отдельным процессом (рис. 36). Таким образом, оказываются детерминированными как по­казатели сквозного материального потока, так и отдель­ные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

Практическое применение концепции учета издержек по процессам предполагает:

· во-первых, выявление всех вовлеченных в процесс подразделений;

· во-вторых, определение изменения затрат, вызван­ного отказом от данного процесса.

Другими словами, должны быть определены расходы, которые могут быть предотвращены, если, например, дан­ный товар не будет изготовлен и доведен до клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: