Особенности учета логистических издержек

Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприя­тия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению про­цессом требует соответствующего перехода от учета издер­жек по функциям к учету издержек по процессам.

Учет издержек в логистике не требует той тщательно­сти, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Система оценки логистических издержек нужна лишь ме­неджерам по логистике, которые берут ее за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат но процессам был представлен в финансовых отчетах.

Отличия отчетности для подготовки решения по логис­тике от финансового отчета:

· отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разгла­шается сторонним организациям;

· отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений;

· структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных тре­бований к логистическим решениям и коммуникациям в кон­кретной компании, чем от инструкций к финансовой отчет­ности. Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью приведено в таблице 11.

Таблица 11 – Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью

Сравнительные характеристики Отчет по логистическим издержкам Финансовый отчет
Пользователи Менеджмент компании Сторонние пользователи: акционеры, финансовые институты
Цели Оптимизация материальных потоков Контроль администрации, предоставление надежной базы для поставщиков
Критерии качества Соответствие процессам, пригодность для принятия решения в области логистики Пригодность для аудита, соответствие инструкциям
Основное внимание (временной аспект) Настоящее и будущее Прошлое и настоящее
Структура и содержание Индивидуальные, подобранные к каждой компании и решению Нормированные законом и профессиональными организациями

Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты вклю­чить в анализ и каким образом их распределять — вопросы на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логи­стическим факторам, которые неподконтрольны менедже­рам организации.

Из-за субъективного характера процесса распределе­ния издержек отчеты компаний одной и той же отрасли нередко имеют значительный разброс показателей логис­тических затрат. Важно понимать, что такой разброс не всегда имеет прямое отношение к фактическим различиям в эффективности логистических операций.

100. Классификация издержек в логистике

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам.

В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ с материальным потоком они подразделяются на постоянные и переменные. Постоянные издержки — не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности. Переменные издержки — изменяются про­порционально изменению объема деятельности.

В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают прямые и косвенные издержки. Прямые (или операционные) издержки — расходы, которые непосред­ственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполне­нием конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транс­портировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запа­сами можно вычленить из традиционных расходных счетов.

Косвенные издержки (непрямые) — не связаны непос­редственно с объектом затрат. Например, объект затрат — грузовой автомобиль. Прямые издержки — зарплата води­теля, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные — содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также адми­нистративные расходы всей компании.

В зависимости от восприимчивости к управленческо­му влиянию издержки подразделяют на регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые издержки — издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответствен­ности

Нерегулируемые издержки — издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя. Предполага­ется, что эти издержки регулируются на уровне компа­нии в целом.

В зависимости от вида логистической функции издерж­ки подразделяют на транспортные, издержки хранения и т.п. При этом основными видами издержек, которыми мож­но хорошо управлять на уровне ответственности служб логистики, являются издержки, связанные с хранением и транспортированием продукции. Эти виды издержек рас­сматриваются в следующих двух параграфах.

101. Издержки на создание и поддержание запасов

Общие затраты на создание и поддержание запасов складываются из перечисленных ниже основных групп:

· затраты на текущее обслуживание запасов, которые в основном включают в себя налоги на запасы;

· затраты па инвестированный в запасы капитал. Здесь возможны два варианта:

1. запасы созданы с использованием заемных средств. Издержки на инвестированный капитал определяются в этом случае процентной ставкой банковского кредита;

2. запасы созданы с использованием собственных средств. В этом случае используется установленная на пред­приятии норма эффективности денежных вложений в оборотные средства;

· затраты на хранение запасов. Сюда относятся расхо­ды на аренду складского помещения, амортизационные от­числения, оплату электроэнергии, заработную плату склад­ского персонала и специалистов;

· риски, связанные с содержанием запасов. В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят следую­щие виды потерь:

1. потери, связанные с физическим и моральным устареванием продукции при хранении (особенно это отно­сится к скоропортящейся сельскохозяйственной продукции);

2. риск превышения норм естественной убыли;

Риски могут быть сокращены при сокращении времен­ных циклов. Риски содержания запасов проявляются в таких свой­ствах продукта, как:

1. способность к порче (для продовольственных товаров);

2. повреждение в процессе транспортировки;

3. повреждение в процессе грузопереработки;

4. пожароопасность.

Риски требуют дополнительных затрат для обеспече­ния сохранности груза при транспортировке, грузоперера-ботке, хранении, (например, скоропортящиеся грузы дол­жны перевозиться в рефрижераторах). При возрастании продуктовых рисков затраты на хранение и транспорти­ровку возрастают. Оценка стоимости риска в денежной форме произво­дится:

1. через расходы на страхование;

2. через тарифы и ставки страховых премий.

Точно определить затраты по содержанию запасов, как правило, достаточно сложно. На практике может ис­пользоваться среднее значение издержек на создание и содержание запаса в виде процента от стоимости запаса. В работе Ю. И. Рыжикова (со ссылкой на зарубежные ис­точники) указывается, что на практике допустимы значе­ния от 15 до 35% от цены изделия. В стабильных условиях цена хранения может назначаться как общий по многим продуктам процент от цены и в среднем составлять 25 цен­тов на доллар[3].

102. Транспортно - заготовительные расходы

К транспортно-заготовительным расходам относят:

· затраты, связанные с организацией заказа и его ре­ализацией;

· расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей;

· издержки пополнения запаса.

Включают расходы на формирование сети поставщи­ков, выбор и оценивание поставщика, транспортные издержки, почтово-телеграфные издержки, представительс­кие и командировочные и другие расходы, недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли.

Часть транспортно-заготовительных расходов не зависит от партии поставки, но зависит от количества заказов в год. Другая часть (транспортные издержки, приемно-проверочные и другие расходы) зависит от размера партии поставки.

В свою очередь, все затраты на перевозку могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зави­сящие от расстояния.

К переменным затратам относят:

· затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции;

· затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и ма­териалы);

· заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку);

· амортизацию подвижного состава в части, касающей­ся пробега (моторесурса) и др.

К постоянным затратам обычно относят:

· затраты на содержание производственно-техничес­кой базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);

· расходы на оплату труда административно-управлен­ческого персонала;

· накладные и прочие расходы.

103. Принятие управленческих логистических решений

Логистическое решение - это реализация логистического подхода в каждой сфере хозяйственной деятельности предприятия.

Процесс принятия решений в логистике состоит из следующих этапов:

Определение проблемы в области логистики и факторов, влияющих на нее. Логистическая проблема устанавливается четко и осознанно.

Установка критерия решения и целей. Эксперты по логистике разрабатывают специфические и измеряемые цели.

. Формулировка моделей и связей между целями и переменными. Разрабатывается модель, являющаяся формализованным представлением логистической ситуации. Модели могут содержать несколько переменных. Переменная - это измеряемое количество, которое может меняться или является предметом изменения.

. Определение и оценка вариантов. Этот шаг означает генерацию наибольшего количества решений логистической проблемы.

. Выбор наилучшего варианта. Это решение, которое наилучшим образом удовлетворяет и наиболее соответствует установленным целям.

. Внедрение решения. Выполнение действий в соответствии с выбранным вариантом.

Задача принятия логистического решения возникает в том случае, когда при определенном состоянии внешней среды из нескольких вариантов выбирается тот, который лучше всего способствует осуществлению цели логистической системы предприятия.

В соответствии с этим задача принятия логистических решений состоит из следующих трех компонентов:

-оценка состояния внешней среды;

-установка логистических целей;

-поиск вариантов.

Рассмотрим эти компоненты более подробно.

. Состояние внешней среды (также называемое внешними исходными данными) представляет собой реальное положение дел, которое не может подвергаться воздействиям и контролироваться со стороны специалиста по логистике, принимающего решение в рамках горизонта планирования.

Состояния внешней среды логистической системы предприятия могут классифицироваться по различным критериям. Анализируя эти состояния по отношению к логистической системе предприятия, выделяют следующие исходные данные:

-эндогенные - внутренне заданные, предопределенные предшествующими действиями специалиста по логистике;

-экзогенные - появившиеся независимо от предшествующих действий специалиста по логистике.

Оценка состояния внешней среды учитывает скорость изменения интенсивности конкуренции, развития НТП, покупательских предпочтений, а также учитывает политические факторы, способные оказать влияние на экономическую ситуацию.

. Логистические цели представляют собой выражение желаемых конечных результатов или состояний логистической системы, которые должны быть достигнуты или возникнут как результат принятия решений специалистом по логистике.

Логистическая цель характеризуется:

-содержанием;

-временным периодом;

-областью действия;

-масштабом.

Содержание цели характеризуется величиной, на которую должен влиять выбранный вариант. Эта величина может определяться:

-характеристикой (прибыль, оборот, общие затраты);

-изменением характеристики (увеличение оборота);

-отношением двух характеристик (рентабельность и прибыль).

Временной период устанавливает, за какое время должна быть осуществлена цель, и определяет, таким образом, временную область действия содержания цели. Так, например, различают краткосрочные и долгосрочные цели.

Область действия конкретизирует содержание цели в отношении поля логистической деятельности, для которого реализуется данная цель. Так, например, можно различать цели логистической системы всего предприятия и цели его структурных функциональных подразделений.

Масштаб цели (критерий цели, или целевое предписание) количественно определяет содержание цели. Возможны следующие варианты:

оптимизация (максимизация прибыли, минимизация общих затрат);

-фиксирование (увеличение оборота на 10%);

-установление ограничений (затраты не превышают определенную величину).

-Задачи, решаемые при формулировании целей:

-поиск целей - мероприятия, при которых устанавливаются исходные цели высшего порядка;

-уточнение целей - наиболее точное определение содержания цели, формы, терминов, носителей и ограничений отдельных целей;

-структурирование целей - иерархическое упорядочение всех найденных целей;

-проверка реализуемости целей - направлена на то, чтобы определить, достижимы (осуществимы) ли отдельные цели с позиции структуры системы целей, наличия персонала, технико-экономических условий;

-выбор целей (принятие решений по целям) - действия, ведущие к принятию решения по той системе целей, которые фактически преследуются.

. Поиск вариантов - это выявление, формулирование и анализ способов достижения целей логистической системы.

Процесс поиска: решение логистический кибернетический

-систематический и многосторонний поиск отдельных идей (указаний, подходов к решению логистической проблемы);

-комбинирование отдельных идей в независимые варианты;

-точная формулировка найденных вариантов;

-анализ структуры вариантов и соотношений между частными вариантами;

-ограничение вариантов в допустимой области (отсев вариантов, которые не могут быть реализованы при существующих условиях и факторах внешней среды);

-проверка полноты допустимой области.

При подготовке логистического решения выявляются возможные варианты, т.е. разные пути достижения целей логистической системы, методы решения каждой логистической задачи, преимущества и недостатки каждого из них для того, чтобы можно было выбрать оптимальные. Варианты должны быть обоснованными, подготовленными таким образом, чтобы были видны их преимущества и недостатки. В частности, должны быть выработаны объективные критерии для оценки различных вариантов решения, с помощью которых можно сравнить эти варианты и выбрать из них наилучший.

Набор основных вариантов представляется руководству предприятия. Варианты формулируются таким образом, чтобы они исключали друг друга. Руководство предприятия, будучи свободным от функциональных соображений и обладая более широким взглядом на совокупность всех существенных в данном случае факторов внешней среды, принимает окончательное решение. Все варианты, которые могут быть реализованы, составляют область допустимых значений (пространство решений) -множество пригодных для реализации вариантов, которыми располагает в данный момент эксперт по логистике.

104. Аутсорсинг в логистике

Аутсорсинг представляет собой передачу непрофильных бизнес-процессов сторонним организациям. Первые услуги аутсорсинга были немного иными – имеется в виду аутсорсинг персонала, то есть привлечение сотрудников другой фирмы для выполнения каких-либо задач. Сегодня аутсорсинг используется в различных сферах, но особенно часто его применяют в складской деятельности и логистике.

Стоит пояснить, что логистика является одним из главных инструментов повышения эффективности бизнеса и его конкурентоспособности. Ее основная задача заключается в управлении информационными, финансовыми и материальными потоками с минимальными издержками, идеальным решением в этом случае – использовать аутсорсинг в логистике. Стоит подчеркнуть, что услуги аутсорсинга стали успешно применяться в логистической стратегии по минимизации инвестиционных средств в логистику, поскольку позволили значительно снизить затраты на логистические бизнес-процессы.

Как известно, основа бизнеса любой логистической компании состоит в комплексном управлении и оптимизации материальных потоков. Так, аутсорсинг персонала позволяет фирмам передавать ему частично или полностью функции логистики. В результате высвобождения некоторых финансовых и управленческих ресурсов возникает возможность их сосредоточения на ключевых бизнес-процессах компании. Таким образом, аутсорсинг в логистике способствует укреплению конкурентных преимуществ фирмы и становится залогом ее дальнейшего развития.

Учитывая огромное количество предложений на современном рынке, все сложнее становится получать весомую прибыль, занимаясь только развитием производства и маркетингом. Но аутсорсинг в логистике обеспечивает повышение рентабельности предприятия путем снижения издержек и себестоимости. Если судить по опыту зарубежных фирм, то сокращение логистических издержек, если используются услуги аутсорсинга, всего равна 1%, что можно сравнить с 10%-ным увеличением продаж.

В последнее время российские промышленные и торговые структуры все чаще обращают внимание на аутсорсинг персонала. Причина этому – постоянное усложнение условий и технологий ведения бизнеса и рост значимости его инфраструктурных составляющих. Естественно, что для многих производственных и торговых предприятий логистика – не основная компетенция. Это яркий пример того, что применяя услуги аутсорсинга, такие организации могут полностью посвятить себя развитию основной деятельности. В то время как, аутсорсинг персонала, который направит весь свой потенциал на развитие и усовершенствование логистических процессов, позволит обеспечить максимальное качество товаров или услуг компании.

Эффективность применения логистических инструментов и концентрация фирм на ключевых бизнес-процессах способствует тому, что аутсорсинг в логистике и специализированные логистические посредники стали обладать более широкими возможностями для своего распространения. Главной концепцией, на которой строятся услуги аутсорсинга, является отсутствие необходимости задействования собственных ресурсов компании для осуществления логистических операций.

Руководители многих логистических компаний, которые применяют аутсорсинг персонала, отмечают, что находить квалифицированных штатных сотрудников для своих фирм становится все сложнее. Факт того, что услуги аутсорсинга позволяют не тратить время штатных работников на неэффективные или непрофильные, но необходимые процессы, обеспечивает сокращение сроков на разработку продукции и повышение скорости адаптации к регулярным изменениям рыночной ситуации.

Целесообразность перехода компании на аутсорсинг в логистике:

· - необходимость концентрации на том, что штатные сотрудники могут делать наиболее хорошо («компетентная концентрация»), в то время как аутсорсинг персонала возьмет на себя все остальное;

· - руководство компании понимает, что фирма нуждается в преобразованиях, конкретность которых может определить лишь организация, предоставляющая услуги аутсорсинга;

· - появление новых идей, для реализации которых компания должна «пережить» некоторые изменения, помощь в их осуществлении может оказать аутсорсинг персонала;

· - ощущение дефицита управляемости в развитии, необходимо навести порядок в организации при его значительном отставании от эффективности бизнеса и темпов его роста;

· - потребность в получении более интересного опыта, который можно получить, только используя аутсорсинг персонала, который вольет в компанию новые идеи;

· - необходимость быстрой и качественной оптимизации логистического отдела без каких-либо потерь на обучение новых сотрудников, услуги аутсорсинга позволят избежать снижения общей производительности предприятия;

· - желание перевода второстепенных затрат из постоянных в переменные, самым эффективным способом будет аутсорсинг в логистике;

Как показывает практика, фирма, которые оказывает услуги аутсорсинга, отличается более высокой мотивацией для повышения эффективности, чем собственные отделы компании. Ведь аутсорсинг в логистике, как и в любой другой сфере производства, характеризуется тем, что организация-исполнитель несет прямые финансовые обязательство за качество работ, которые выполняются.

Основные выгоды и преимущества, которые дает аутсорсинг в логистике:

· - снижение рисков, связанных с реализацией логистических процессов, поскольку они перекладываются на фирму, которая предоставляет услуги аутсорсинга;

· - уменьшение процентной доли капитальных инвестиций, которые чаще всего также переходят на компанию-исполнителя;

· - фокусировка на основных компетенциях, реализация второстепенных процессов компании за счет того, что применяется аутсорсинг персонала, способствует усовершенствованию ключевых процессов и получению дополнительного конкурентного преимущества.

Таким образом, аутсорсинг персонала, который возьмет на себя осуществление логистических процессов, обеспечивает динамическое развитие всего предприятия, руководство которого будет заниматься лишь стратегическим задачами. Отсюда можно сделать вывод, что аутсорсинг в логистике обладает мощнейшим потенциалом для развития на современном рынке.

105. Риски в логистической системе

Под риском понимается вероятность наступления страхового случая, а также возможный размер ущерба от него. Риск логистической системы как составной части предпринимательства включает следующие элементы:
коммерческий риск, выражающийся в срыве поставок или недопоставке продукции, нарушениях сроков поставок, невыполнении финансовых обязательств, потере части дохода (прибыли) вследствие нерациональности закупок, транспортировки, хранения и т. п.;
риск утраты имущества из-за неблагоприятных природных условий,
включая стихийные бедствия;
риск, обусловленный хищениями и кражей товарно-материальных
ценностей, включая угон транспортных средств;
экологический риск, выражающийся в ущербе окружающей среде,
например при транспортировке или хранении продукции;
риск возникновения гражданской ответственности за ущерб, наносимый юридическим и физическим лицам в процессе логистической деятельности;
технический риск, связанный с эксплуатацией технических средств
логистической системы.
Многозвенность логистической системы изначально предполагает высокий уровень потенциального риска. Поэтому логистическая система должна предусматривать определенный комплекс мероприятий, направленных на поддержание надежности на требуемом уровне, что должно свести вероятность отказов или наступление страхового случая к минимуму.
Риски и связанный с ними материальный ущерб в значительной мере могут быть сведены к минимуму путем дополнительного страхования этих рисков. Таким образом, риск – это основное понятие страхования, которое представляет собой систему обеспечения интересов физических и юридических лиц, подверженным тем или иным рискам.
Страхование логистических рисков осуществляется с помощью:
системы управления непосредственно процессом товародвижения
(логистической системой);
системы страхования специализированными страховыми компаниями.
В первом случае в системе страхования центральное место занимает управление, целью которого является обеспечение высокой надежности функционирования логистической системы. Управляющие воздействия включают в себя: ускорение продвижения материальных ресурсов от поставщиков к потребителям, замену одних материальных ресурсов другими, изменение траектории движения материальных потоков, использование резервов оптово-торговых фирм – страхование поставок за счет товарных запасов, управление совокупным запасом на основе оперативного маневрирования матер5.4. Доходы, издержки и прибыль в теории и практике логистической системыиальными ресурсами, дробление материального потока, регламентацию использования материальных ресурсов, оперативные закупки материальных ресурсов, эшелонирование материальных ресурсов, консигнацию товаров и грузов, профилактику и резервирование технических средств логистического процесса, сервисное сопровождение логистического процесса, предварительную комплектацию товаров, поставки «точно в срок» и т. п.
В последнем случае взаимоотношения между участниками логистического процесса и страховыми компаниями регулируются договором страхования.
Следует иметь в виду, что никакое страховое возмещение не в состоянии полностью возместить ущерб, обусловленный тем или иным риском, ибо, кроме прямого, неизбежен и косвенный ущерб. А поэтому задача состоит в недопущении наступления страхового случая – решение этой задачи возлагается на персонал, занятый в данной логистической системе.

106. Сущность и задачи финансовой логистики

Финансовая логистика является наименее изученной областью. Это происходит, в основном, по двум причинам: по объективным, слишком долго в России длился переход к рыночной идеологии, когда по мере развития рынка постепенно к ученым и практикам приходит понимание важнейшей роли финансов в логистической системе; и по субъективным, так как управление финансовыми потоками требует высокого профессионализма и сопряжено со значительными рисками для каждого предприятия или компании.

Впрочем, нельзя сказать, что западные "рыночники", на которых нередко по привычке ориентируются отечественные экономисты, ушли далеко вперед, хотя они намного раньше занялись исследованием основных взаимозависимостей между логистикой и финансовыми целями фирм, а также рассмотрением доли управления цепью поставок в общей стоимости производственных затрат фирм. И это неудивительно, так как они уже давно стали перед необходимостью соответствующей информации для управления процессом инвестирования.

Говоря о вкладе логистики в прибыль предприятия, Д.М.Ламберт, отмечает необходимость проведения анализа всех логистических решений как с точки зрения их затратной эффективности, так и полученной выгоды.

Ключевым фактором является при этом обслуживание клиентов (логистический сервис) и его влияние на величину прибыли. Но следует, справедливо предупреждает он, избегать крайностей, в частности, предоставления очень высокого уровня обслуживания без уверенности в том, что клиент оценит стоимость такого суперсервиса и будет готов за это платить.

Другая крайность состоит в понимании логистики единственно как источника затрат и в стремлении к их снижению любым способом. По мнению американского экономиста М.Кристофера, "снижение затрат в любой сфере бизнеса является стоимостным фактором, однако оно целесообразно только тогда, когда ведет к повышению прибыли".

Финансовая логистика, признает он, способствует также эффективному использованию капитала. Логистические переменные существенным образом формируют отдельные составные части баланса, а именно:

- наличные средства в кассе и задолженность. Благодаря эффективному логистическому управлению достигаются более короткие циклы реализации заказов: чем короче цикл, тем быстрее происходит поступление наличности от реализации; важным является также степень реализации заказа;

- запасы. Уровень запасов в виде сырья, компонентов, готовых изделий является результатом стратегии предприятия в сфере логистического обслуживания и эффективности системы мониторинга и управления запасами;

- недвижимость, основные средства и оборудование. Оптимизация дистрибьютерской сети, достигнутая благодаря найденному соответствию размещения и параметров распределительных узлов структуре спроса, может привести к высвобождению капитала;

- текущие платежи. Их уровень можно повысить за счет ограничения объема и частоты заказов, что может быть результатом внедрения таких систем, как планирование материальных потребностей или дистрибьюторских потребностей.

Зарубежные специалисты изначально ориентированы на то, что основной целью предприятия должна стать максимизация его стоимости, следовательно, стратегия предприятия должна быть направлена на достижение этой цели. А это в свою очередь невозможно без введения новых методов управления - управления посредством стоимости. Для использования такого метода управления следует определить какие процессы и в какой степени формируют величину этой стоимости и какую роль при этом играет логистика.

При определении стоимости фирмы главную роль играют свободные потоки наличных средств, составляющие основу выплаты дивидендов для акционеров, роста цен акций и источников финансирования роста фирм. Важное значение имеет и процентная ставка, величина которой отражает стоимость капитала.

Проведенный анализ отечественных научных публикаций, учебно-методической литературы, учебных курсов различных вузов говорит о том, что, в отличие от Запада, в практике нашего хозяйствования продолжается фетишизация материального потока и сведение логистики только к транспорту, складу, производству, снабжению, сбыту, запасам.

В большинстве существующих определений логистики отсутствует четкое определение финансовой логистики. Неслучайно поэтому финансовое движение многими рассматривается только как сопутствующее материальному потоку. Хотя, совершенно очевидно, что движение финансов является серьезным ограничителем выгод предприятия и активным "рычагом" управления материальными потоками.

Возможно, именно поэтому до сих пор не выработаны показатели оценки эффективности финансовых потоков. Попытки ряда экономистов свести их к классическим показателям финансового менеджмента совершенно не обоснованы. Так, при этом не обнаруживается взаимосвязь, а точнее взаимозависимость финансового менеджмента и финансовой логистики. Как известно, финансовый менеджмент - это искусство управления финансами предприятия. Что же касается финансовой логистики (логистики финансовых потоков), то это понятие более узкое и представляет собой комплекс методов, средств, инструментов, направленных на повышение эффективности финансовых потоков.

Финансовые аспекты функционирования логистических систем слабо представлены в экономической литературе как ключевые в обеспечении принятия оптимальных решений. Из этого можно сделать вывод о том, что существует острый дефицит методических материалов по финансовым потокам. Среди них: основы теории управления финансовыми потоками в логистической системе; регулирование потоков финансовых ресурсов; организация структурирования, формирования и управления финансовыми потоками в мезо-, государственных и социально-ориентированных логистических системах; финансовые потоки в банковских, биржевых, интернет-трейдинговых системах.

Изучение вопросов финансовой логистики требует оставаться на принципах научности, предполагающих усиление расчетного начала на всех стадиях управления финансовым потоком - от планирования до анализа. Этот подход может быть соблюден при условии конкретности, предполагающем четкое определение конкретного результата цели перемещения финансового потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями хозяйствующего субъекта, а также принципа конструктивности, заключающемся в непрерывном отслеживании перемещения финансового потока и оперативной корректировке его движения.

И, наконец, все финансовые логистические функции и процесс движения финансовых потоков должны выполняться с максимальной степенью автоматизации, что возможно только при условии его компьютеризации.

Важно иметь в виду, что, с точки зрения логистики финансов, прогрессивность хозяйственных систем достигается не столько наращиванием их материально-технической базы, сколько совершенствованием ее обеспечения финансовыми ресурсами.

Реализация этих принципов ведет к сокращению затрат на хранение и перемещение материальных ресурсов и готовой продукции, повышению сбалансированности в управлении хозяйственной деятельностью транспортных систем, ритмичности функционирования структур и подразделений, входящих в финансовую логистическую систему. Кроме того, принципы логистики финансов позволяют совершенствовать методологию и повысить качество оргпроектирования, обеспечить системный подход к проектированию региональных транспортных систем.

Основные принципы финансовой логистики должны быть дополнены принципами маркетинга, менеджмента и других научно-прикладных дисциплин, которые синтезирует теория и практика логистики.

Исследование имеющихся материалов и литературы дают основание также сделать вывод о том, что себестоимость интерпретируется управленческим персоналом и топ-менеджерами ряда предприятий исключительно как часть процесса налогообложения. Поэтому фактор себестоимости не используется в качестве объективного критерия повышения активности и конкурентоспособности основного производства.

Управление потоками можно считать эффективным, если оно позволяет решать в автоматическом режиме основные производственно-хозяйственные задачи предприятия. К ним относятся: согласование производственных и финансовых планов, установление необходимого уровня запасов, объемов и сроков требуемых ресурсов. Через воздействие на потоки можно обеспечивать логистическую систему финансовыми и материальными ресурсами, осуществлять привлечение и возврат денежных средств, их распределение по направлениям использования. К функциям управления потоками следует также отнести контроль за соответствием параметров финансовых и материальных потоков, их влияния на эффективность логистической деятельности, проверку оптимальности схем движения ресурсопотоков.

При управлении движением финансовых и материальных потоков нужно стремиться как к экономии ресурсов, затрачиваемых на воздействие, так и к максимизации конечного результата. По возможности надо добиваться того, чтобы одно управляющее действие изменяло параметры как можно большего количества потоков. В этом случае решение проблем будет осуществляться максимально быстро и с наименьшими затратами.

107. Служба логистики на предприятиях розничной торговли

????

Служба логистики на предприятиях торговли

Наличие службы логистики особенно актуально для сетевых структур. Однако в России такие структуры широкого развития пока не получили. Поэтому сегодня можно говорить о выделение функции логистики в отдельном торговом предприятии.

Логист на предприятии торговли — это в первую очередь системщик. Основная цель его деятельности — гармонизация товародвижения, как посредством всестороннего ввязывания предприятия во внешнюю среду, так и за счет адекватной организации торгово-технологических процессов внутри предприятия.

В оперативном плане логистика на предприятии торговли призвана разгрузить работников коммерческих служб, освободить их от ряда административных функций, а также от обязанностей управления транспортно-складскими процессами. Специалисты по логистике, как правило, способны на высоком уровне выполнять необходимые для принятия коммерческих решений технологические и технико-экономические расчеты, переводя эти решения из области интуиции в область точного расчета.

На предприятиях торговли на логистику возлагают непосредственную ответственность за размещение заказов и резервные запасы.

В области закупок целью логистики является:

♦ укрепление закупочной позиции предприятия;

♦ снижение затрат за счет улучшения условий закупки и сокращения транспортно-заготовительных расходов.

В области продаж логистика отвечает за товарный запас в торговых отделах и должна добиваться.

♦ усиления конкурентоспособности и повышения оборота за счет улучшенной презентации товаров (широкий ассортимент, своевременное восполнение, и др.);

♦ уменьшения затрат за счет сокращения складских площадей и товарного запаса на складах.

Развитая логистика может выходить за пределы материальных потоков и в рамках реинжиниринга бизнес-процессов решать вопросы системной организации потоковых процессов всей бизнес-деятельности торгового предприятия.

108. Структура и содержание микрологистики в движении ресурсов

Микрологистика в книжном деле изучает способы и методы оптимизации движения поступающих на предприятия, обрабатываемых там и выходящих потоков книжной продукции и сопутствующих экономических потоков.

Основной логистической системой, рассматриваемой в микрологистике, является предприятие. В этом случае логистическая цепь, через которую проходят материальный и другие экономические потоки, состоит из различных служб предприятия (подразделения, занимающиеся снабжением, производством товаров или услуг, их реализацией).

В микрологистике предприятие может рассматриваться как целое, тогда его внутренняя структура не принимается во внимание. При таком подходе изучаются и оптимизируются входные и выходные потоки, связывающие предприятие с поставщиками и потребителями.

В других микрологистических исследованиях основное внимание может быть сосредоточено на внутренней структуре предприятия, в этом случае исследуются и оптимизируются внутрифирменные процессы движения экономических потоков.

Микрологистическое исследование крупных предприятий или объединений в качестве объекта исследования может иметь следующие структуры: предприятие (объединение, холдинг), направления деятельности многопрофильного предприятия (бизнесы), подразделения предприятия; отдельные логистические функции и процессы.

Целью микрологистических исследований структуры любого вида является логистическая оптимизация ее деятельности, направленная на наилучшее удовлетворение требований потребителей (в соответствии с правилом «семи Н»).

В качестве потребителей могут выступать внутрифирменные подразделения (например, для склада книжного магазина потребителем складских услуг является торговый зал).

С точки зрения потребителя, эффективность логистической системы определяется уровнем оказываемых логистических услуг, т.е. способностью создавать полезности для потребителей. Чем больше полезностей предлагает логистическая система потребителям, тем больше они готовы заплатить за них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: