Риторика в переводе с греческого – теория красноречия. Деловая риторика – прикладное направление общей риторики, ориентированная на обеспечение руководителей и специалистов правилами обращения со словом.
Красноречие – важнейший признак профессиональной пригодности современного делового человека.
В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность (вызов сопереживаний и соразмышлений, который достигается обращением к эмоциональной и рациональной памяти слушателей), сенсорность (широкое использование цвета, света, звуков, рисунков и т.п.), экспрессивность (эиоциональная напряжённость речи, выразительность мимики, жестов, позы и т.п.) интенсивность (темп подачи информации, степень подвижности выступающего).
При подготовке к выступлению надо помнить, что оно – это шанс заявить о себе, обратить на себя внимание, от успешности выступления во многом зависит Ваш авторитет, ролевой статус в организации, возможность дальнейшего роста.
|
|
Средства выразительности деловой речи:
1) Варьирование тональности выступления. Доклад не должен быть монотонным;
2) Выделение главных мыслей с помощью коротких пауз, изменения темпа речи, высоты голоса и т.п. основные мысли лучше воспринимаются при произношении в относительно медленным темпе, твердым и громким голосом, а вспомогательные суждения – в чуть ускоренном.
3) Стилистические формы:
а) постановка в ходе выступления риторических вопросов, т.е. вопросов заранее предполагающих определенный ответ (в основном, да или нет);
б) использование формы диалога, что повышает роль слушателей, поднимает их заинтересованность в выступлении оратора.
в) призыв к действию;
г) включение образных сравнений, поговорок, метафор и т.п.
д) использование примеров (могут быть прямыми, т.е. связанными с темой выступления, и косвенные – примеры-сравнения из литературных произведений, фильмов и т.п.
е) применение повторений, для усиления эффекта главных идей выступления;
ж) демонстрация заинтересованности и убежденности, т.к. общее настроение выступающего зачастую передается аудитории.
Публичная речь, устное выступление перед аудиторией является неотъемлемой частью деловых коммуникаций. Необходимость выступить публично, провести презентацию зачастую вызывает внутреннюю панику у многих людей – от студентов до опытных управленцев. Подобный страх перед обращением к аудитории приводит к тому, что вся презентация сводится к монотонному зачитыванию по бумажке заранее подготовленного текста. В данном материале сделана попытка помочь улучшить качество выступлений на публике, в ней даны рекомендации по подготовке и проведению презентаций.
|
|
Важнейшей особенностью данного вида коммуникаций является ваше физическое присутствие; отправитель сообщения и его получатель находятся рядом. В такой ситуации выступающий перед аудиторией чувствует себя достаточно уязвимым, но в действительности его положение само по себе дает значительную власть. В случае, если бы ваш доклад распространялся только в письменном виде, его получатели могли бы:
- с легкостью начинать и прерывать процесс коммуникации, когда им заблагорассудится;
- перечитать по необходимости то, что не было понято с первого раза;
- перескакивать от начала к концу или просмотреть сообщение в заданном порядке.
Являясь же членом аудитории, каждый слушатель испытывает своеобразное "давление группы", подчиняясь ходу заданного вами процесса, и по крайней мере будет пытаться выслушать до конца. Конечно, этого давления недостаточно, и вам необходимо завоевать, а затем поддерживать интерес аудитории на протяжении всего выступления.
Наиболее общих составляющих успешной презентации всего две – это подготовка материала для выступления и подготовка себя.
Прежде всего, необходимо ответить на несколько базисных вопросов, а именно:
- Какова цель моего выступления?
- Кто мои слушатели – аудитория?
- Что представляет собой основное содержание выступления?
- Каков организационный контекст выступления?
- Какие методы привлечения внимания аудитории будут использоваться?
Выделяются общая и конкретная цель презентации/публичной речи.
Общая цель определяется видом реакции, которую выступающий хочет вызвать у аудитории. В качестве общих целей можно выделить следующие: информировать аудиторию о чем-либо, воодушевить ее, убедить, призвать к действию.
В зависимости от выбранной цели, презентацию будут отличать некоторые особенности:
Так, информационная речь/презентация должна:
· не содержать ничего спорного;
· вызывать любопытство аудитории;
· удовлетворять запросы слушателя;
· быть актуальной для аудитории.
В отличие от информационных, воодушевляющие речи/презентации более эмоциональны и содержат прямой призыв к чувствам. Как и информационные, они в значительной мере развиты на основе примеров и фактических данных, однако материал должен быть подобран так, чтобы вызывать не только любознательность, но и обострять в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры и т.д.
Смысл убеждающей речи/презентации – логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Такая речь не представляет собой непосредственного призыва к действию, но стремиться определить образ мышления и поведения. Предмет речи – вопросы факта (что является правдой, что нет) и вопросы поведения (как надо поступать и как нет). Для проведения эффективной убеждающей презентации есть несколько принципов:
· выбирайте действительно спорный вопрос;
· выбирайте содержательную для слушателей тему;
· выбирайте разрешимый вопрос.
Подробнее познакомиться с искусством убеждения Вы сможете в приведённом после этого параграфа материале «Способы убеждающего воздействия».
Призывающая к действию речь/презентация направлена на призыв аудитории либо к осуществлению какого-либо нового действия либо к прекращению старого. Имеются в виду действия совершенно определенных, присутствующих на презентации слушателей.
Принципы эффективной призывающей к действию речи:
· необходимо, чтобы тема вызывала значительный интерес у аудитории, была для нее актуальна;
· подумайте, не слишком ли инертна аудитория как таковая, способны ли слушатели к действию;
· препятствием может стать наличие среди слушателей сильной оппозиции, не разделяющей вашу точку зрения.
|
|
Конкретная цель публичной речи зависит от ее содержания. Если общая цель определяет, какой реакции вы хотите добиться, то конкретная цель показывает, что слушатель должен узнать, почувствовать и сделать.
Что касается содержания, здесь, безусловно, неограниченное количество вариантов, поэтому ограничимся несколькими общими рекомендациями.
· необходимо хорошее знание предмета;
· следует продумать логическое структурирование содержания;
· подберите соответствующие содержанию примеры, ссылки на авторитеты и т.д.
Если презентация должна сопровождаться письменным докладом, нужно позаботиться о том, чтобы письменный и устный вариант не повторяли, а дополняли друг друга. Заранее решите, будет ли письменный доклад распространяться до или после презентации и соответственно постройте проведение мероприятия. Если ваш доклад аудитория уже читала, презентация дает возможности для обсуждения и сосредоточения на наиболее заинтересовавших слушателей вопросах. Если же письменный доклад будет распространяться после презентации, ее лучше использовать как введение аудитории в курс дела, тогда письменный вариант будет обеспечивать детальную поддержку сказанному.