Капля росы 18 страница

Это она забыла Зою на скамейке. Как это случилось? Как же она не вспомнила о Зое, собираясь спать? Как же она не подумала о ней, когда начиналась гроза?

От этих мыслей Зине стало тяжело, и она заплакала. Но еще горестнее было оттого, что на скамейке лежит под холодным дождем ее Зоя...

Зина встала с кровати, тихо открыла дверь, побежала на улицу.


Дождь мигом намочил ее рубашечку. Девочка подбежала к лавке, взяла Зою, прижала ее к себе.

Когда Зина открыла дверь в хату, мама включила в комнате свет и со страхом смотрела на пустую кровать.

Увидев Зину с прижатой к детской груди куклой, мама перевела дыхание. Она взяла полотенце, вытерла Зину, переодела ее в сухую рубашечку. Протягивая полотенце, сказала:

— Вытри и Зою... Как же это ты ее забыла на скамейке?

— Никогда больше этого не будет, мамочка...

Кому идти за дровами

На краю села живет вдова с тремя сыновьями. Два сына уже юноши — высокие, статные, сильные. А младший, подросток Юрко, маленький, тонкий, как жердинка.

Было это зимой. Выпал глубокий снег, подул северный ветер, разгулялся мороз.

Мама и говорит тихонечко, будто сама себе, но так, чтобы дети слышали:

— Холодно. А топить нечем. Кто же пойдет за дровами?

Молчат старшие. Наклонили головы, смотрят в землю.

Я пойду за дровами, мама, — сказал младший.

— А мороза ты не боишься? — спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.

— Нет, не боюсь, — отвечает Юрко, а сам уже одевается.

.— Ну что ж, сын, иди, — сказала мать, вздыхая. И поцеловала его.

Ушел Юрко. И сразу в доме стало тихо-тихо: Все словно прислу­шивались, что же будет дальше. Даже ветер на дворе затих.

Старшие братья подняли головы, посмотрели в материнские глаза и сказали:

— Мы тоже пойдем в лес, мама.

— Идите, дети, — прошептала мать и облегченно вздохнула.

Папины подарки

К Мише, восьмилетнему мальчику, пришел в гости одноклассник Федя. Пришел и рассказывает с радостью:

— Папа мой вчера в город ездил. Привез мне подарки: новые коньки и фонарик.

Слушал его Миша молча и смотрел в окно широко открытыми глазами. Федя спросил:

— Может, принести коньки, посмотришь?

Нет, не надо, — ответил Миша и заплакал.

Удивился Федя. Пришел домой, спрашивает маму:

— Почему Миша заплакал, когда я ему о папиных подарках рассказал?


В. Л. < VA:> illlii'Kll'l -.\'/>!'Ч»<■. митип <;<'. ->П!ЦУА-. 2()К

— Потому, что отец Миши оставил семью. Твоя радость еще раз о горе ему напомнила. Нельзя несчастному человеку о своем счастье рассказывать.

Федя задумался.

Лисенок-первоклассник

У Лисы был сын — рыжий Лисенок. Он учился в первом классе. Каждое утро мама провожала Лисенка-первоклассника в школу.

Был Лисенок не особенно прилежным школьником. Ему не хо­телось рано утром просыпаться, умываться, чистить зубы, завтра­кать.

Однажды Лисенок решил: не пойду сегодня в школу.

— Мама, — жалобно прошептал он утром, — у меня зуб болит.

Он думал, что мама скажет: «Бедный мой Лисенок, лежи в кро­ватке, не ходи в школу, сейчас я тебе сладкой кашки дам».

Но мама сказала:

— Сейчас я схожу за Медведем — зубным врачом. Он придет и вырвет больной зуб.

Лисенок испугался. Кому это приятно, когда у тебя вырывают совершенно здоровый зуб.

И он сказал маме:

— Мама, у меня уже перестал болеть зуб. Я пойду в школу. Но сначала умоюсь, почищу зубы и позавтракаю.

Мама улыбнулась и сказала:

— Вот и хорошо, что болезнь прошла. А сладкая каша уже го­това.

Кто разрисовал петушка?

У бабушки Марии два внука-первоклассника — Коля и Юра.

Однажды пришли мальчики в гости к бабушке. Увидели на вы­сокой крыше бабушкиного дома деревянного петушка. Петушок сидел на остром шпиле, подняв голову.

Коля взял краски, вылез на крышу, по тонкому шпилю добрался до петушка и разрисовал его. Петушок получился как живой — с яр­ким хвостом, с красным гребешком.

Юра сидел на траве. Ему было страшно, казалось, что Коля вот-вот упадет... Ой, будет ругаться бабушка! Ой, беда будет Коле!

Наконец Коля слез с крыши.

Пришла бабушка. Увидела разрисованного петушка и спраши­вает:

— Кто лазил на крышу? Кто разрисовал петушка?

— Не я, бабушка... — ответил Юра.

Коля стоял, опустив голову.

— Значит, не ты? — спросила бабушка у Юры и покачала голо вой.

Зеленые рукавички

Сегодня во второй класс пришла новая ученица, Зоя. Она ма­ленькая, синеглазая, с белыми косичками. Родители ее приехали в наше село с далекого Севера.

Сейчас зима, трещат морозы. Зоя пришла в зеленых рукавичках. Положила их в коридоре возле пальтишка.

Мальчики и девочки встретили Зою приветливо. Дали ей интерес­ную книгу с рисунками.

После уроков Зоя не нашла зеленых рукавичек. Ей стыдно было сказать своим новым товарищам, что рукавички куда-то подева­лись. Неужели их кто-то взял...

Зоя пошла домой молчаливая, задумчивая. На улице был мо­роз, и руки у нее замерзли, пока домой дошла.

Мама спросила:

— Где же рукавички, Зоя?

— Ой, мама, — сказала Зоя, — шла я через мост, подошла к глубокому оврагу... Сняла рукавички на минутку, а ветер подхва­тил их и понес, понес в овраг...

— Какая ты неосторожная, — с укором сказала мама. — Хо­рошо, что у тебя есть еще рукавички — зеленые, красные и белые. Какие ты наденешь завтра?

— Зеленые, мама...

Почему всем стало радостно

Мы всем классом пошли в лес. Был теплый весенний день, ярко' светило солнце, пели птицы.

Весело было в лесу. Мы играли в «партизан», любовались цвета­ми и бабочками.

Перед вечером мы пришли на зеленую поляну, сели отдыхать. Передохнув, собрались идти домой.

Вдруг послышалось:

— Галя не нашла своей косынки.

Галя стояла под дубом взволнованная, растерянная.

Учитель спросил:

— Может быть, ты в лесу потеряла косынку?

— Нет. Вот только что она была. Только что я ее сняла и по­ложила на траву.

Мы ходили по поляне, искали Галину косынку в траве.

Косынки не было. Нам стало неловко. Все молчали. Стыдно было смотреть в глаза друг другу.

Мы вышли из леса и пошли домой. Шли молча.

Вдруг кто-то крикнул:

— Смотрите, косынка на дубе висит!

Все оглянулись и увидели, что на дубе белеет Галина косынка.

— Это я повесила и забыла, — тихо сказала Галя.

Всем стало радостно. Теперь уже никто не молчал. Говорили о том, как весело было в лесу.

Звездочка

У первоклассника Сашка большая радость: приехал в отпуск брат Михаил. Он служит в Советской Армии, охраняет границу.

Сашко с восхищением смотрел на военную фуражку с красной звездой. Во время отпуска Михаил носил костюм, пальто и шапку, а военная форма и фуражка висели в шкафу рядом с шинелью. Когда дома никого не было, Сашко примерял фуражку, брал деревянную саблю и стоял смирно. Ему хотелось быть пограничником.

До отъезда брата осталось два дня. Сашко придумал: сниму с фуражки красную звездочку. Снял и спрятал звездочку в порт­фель. Думает: «Брат уедет, мальчишкам покажу: ох, и будут завидо­вать! И в армию со звездочкой пойду».

Наступил день отъезда. Оделся Михаил, прощается с родителя­ми. Надел фуражку, а звездочки нет.

— Как же я потерял ее? — огорчается Михаил. — Ой, накажут же меня!

— Как накажут? — спрашивает Сашко. — За что тебя накажут?

Михаил рассказал Сашку, что за такой проступок сажают под

арест.

Сашко достал из портфеля звездочку, отдал ее Михаилу и ска­зал:

— Посади меня под арест...

Михаил прикрепил к фуражке звездочку и ответил Сашку:

— Ты еще маленький...

— Ну, посади хоть на день...

Большой стакан

В маленькой сельской школе — два класса. В каждом классе — двадцать пять учеников. На большой перемене дети приходят в школьную столовую пить молоко.

Повариха бабушка Мария ставит на большую деревянную та­релку двадцать пять стаканов с молоком. На стол кладет двадцать пять кусков белого хлеба, намазанного маслом.

В столовой двадцать четыре обычных стакана, а двадцать пятый — большой, гораздо больше, чем остальные.

Сначала заходит в столовую первый класс. Дети бегут к дере­вянной тарелке. К большому стакану тянутся несколько детских рук, кому-то посчастливилось захватить этот стакан. Те, кому не по­везло, завидуют счастливчику.

Бабушка Мария смотрит на детей, качает головой и тихо гово­рит:

— Какие невоспитанные дети...

Потом приходит второй класс. Дети не спеша подходят к та­релке, берут обычные стаканы.

На тарелке остается большой стакан.


Бабушка Мария говорит:

— Почему же большой стакан никто не берет?

К ней подходит кто-нибудь несмелый и медлительный, стесня­ясь, берет большой стакан.

Бабушка Мария ласково улыбается и тихо говорит:

— Какие воспитанные эти дети...

Как мальчики мед съели

Мама послала семилетних близнецов Олега и Романа к де­душке, в соседнее село.

Обрадовались братья: давно у дедушки не были. У него в саду вкусные яблоки. «Вот уж поедим», — думают.

Принесли они дедушке вышитую мамой сорочку. Дедушка по­благодарил и говорит:

— Идите, дети, в сад, рвите яблоки.

Побежали Олег и Роман в сад. Яблок много, все вкусные. Зале­зут мальчики на яблоню, нарвут яблок. А на другой — яблоки еще вкуснее, так и манят...

Поели мальчики яблок вдоволь, а тут дедушка поставил на стол банку с медом. Съели Олег и Роман по ложке и — не могут больше...

Собрались домой. Дал им дедушка банку, говорит:

— Пусть и мама меду попробует.

Идут мальчики. Дорога далека. Проголодались. Сели под вер­бой, съели немного меду.

Идут дальше. Снова остановились, съели вроде бы чуть-чуть, а меду осталось на донышке.

Еще раз остановились мальчики — весь мед доели.

Подошли они к дому, сели под кленом и думают: «Что же скажет мама?»

А мама вышла из дома, видит — ее мальчики плачут.

— О чем вы плачете, дети? — удивилась мама.

Рассказали братья, как мед съели. А мама обрадовалась, сме­ется.

Удивились мальчики, спрашивают:

— Мама, чему вы радуетесь?

— Тому, что вы плачете...

Как Нина гусака не испугалась

Пятилетняя Нина шла в детский сад. На тропинке, по которой шла девочка, сидел большой белый гусак. А рядом с ним — десяток поменьше и десятка три маленьких гусят.

Нина со страхом посмотрела на гусака. Какой он огромный и страшный! Какой у него длинный клюв!

Боязливо озираясь, Нина сошла с тропинки, чтобы обойти гуся. Но он поднял голову, зашипел, подбежал к девочке и ущипнул ее

за ногу. Гуси весело гоготали.

Нина заплакала и побежала домой.

Она рассказала маме о том, как на нее напал гусак.

Мама сказала дочке:

— Не надо бояться, он и не будет нападать. Смотри на него смело, иди прямо на него, не обходи.

Нина опять пошла той же тропинкой. На ней опять сидел гусак, а рядом с ним — гуси и гусята.

Нина смело посмотрела на гусака. Он сидел на тропинке и будто ждал: что же будет?

А Нина все шла и шла на него, смотрела смело и думала: «Не боюсь я тебя, гусак».

Гусак испугался, сошел с тропинки, побежал, оглядываясь, по траве, а за ним побежали гуси и гусята.

Нина смело шла вперед.

Мы с тобой дальше не пойдем

Три пионера — Михаил, Василь и Юрий пошли в дальний по­ход. Им надо было пройти большой-большой лес, найти землянку, где в годы Великой Отечественной войны жили партизаны.

Нелегко было идти лесными тропами. Мальчики устали. В пол­день им встретился маленький лесной ручеек. В нем журчала чистая ключевая вода.

Юные следопыты сели, положили на траву рюкзаки. Они решили отдохнуть.

Михаил и Юрий подошли к ручейку, стали на колени и напились воды.

— Ой, и вкусная же вода! — сказали они.

Василь тоже подошел к ручью, сел на траву, снял туфли и на­чал мыть в ручье ноги.

Михаил и Юрий переглянулись. Они подошли к Василю.

Михаил сказал:

— Василь, мы с тобой дальше не пойдем. Возвращайся домой.

Как Павлик списал задачу

Павлик пришел в школу озабоченный. Дома он долго сидел над задачкой и не мог решить. Теперь его занимала одна мысль: у кого бы списать задачу?

Пришла Зина. Она хорошо решала задачи. Павлик спросил у нее:

— Зина, сколько действий в задаче?

— Три, — ответила Зина. — А разве ты не решил?

— Не получилось... Дай, Зина, списать...

— Ой, Павлик, почему ты сам не хочешь подумать, — сказала Зина.


Она дала ему свою тетрадь.

Павлик списал одно действие, второе, перешел к третьему. В третьем действии заметил у Зины ошибку: там, где надо было написать 23, Зина написала 32.

В своей тетради Павлик написал правильно, а Зине не сказал, что у нее ошибка.

Учительница собрала тетради для проверки. На следующий день она сказала:

— У Павлика — пять. Молодец, Павлик, хорошо поработал над задачей. А у тебя, Зина, — четыре. Ошибку допустила...

Зина удивилась. Она взглянула на Павлика. Павлик покраснел и опустил голову.

Мед в кармане

Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы.

А Юре мама налила еще и маленькую бутылочку меда. Сказала сыну:

— Не хвались ребятам, что у тебя мед есть. Где-нибудь в лесу сядь и один съешь.

Положил Юра бутылочку в карман. Пришли друзья в лес, сели на поляне отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки и едят.

Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину и лезет в кар­ман. За ней вторая, третья. Много-много пчел слетелось, и все лезут Юре в карман.

Дима и Вася удивляются:

— Что там такое у тебя?

А пчелы все летят и летят.

Юра достал из кармана бутылочку с медом и бросил ее в траву. Пчелы облепили бутылочку.

Юра опустил голову.

А Вася и Дима весело рассмеялись:

— Вон оно что!..

Как Андрейка перевез Нину

Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овра­жек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.

Шумит в овражке бурливый ручеек. Стоят перед ручейком Анд­рейка и Нина.

Андрейка быстро перешел через ручеек и стал на противополож­ном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина — в туфлях. Как же она перейдет?

«Ой, как нехорошо я сделал, — подумал Андрейка. — почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?»

Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:

— Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоем.

— Как? — удивилась Нина. — Ведь я в туфлях.

— Садись мне на спину, — сказал Андрейка.

Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез ее.

Сашин корабль

Второклассник Саша сделал из картона корабль. Вынес свой ко­рабль на улицу. Подошел к большой-большой луже.

— Это Черное море, — сказал Саша. — Пусть плавает по морю мой корабль.

Пустил Саша корабль в Черное море. Поплыл корабль по мор­ским волнам. Все дальше и дальше плывет, вот уже у берега едва вид­неется. Приплыл корабль на середину Черного моря. Вечереет, зо­вет мама Сашу домой.

«Пусть и ночью плывет корабль», — подумал мальчик и пошел домой.

Приходит утром Саша к морю, а море замерзло. И корабль стоит в замерзшем море.

— Мама, — говорит взволнованный Саша, — корабль вмерз в лед.

— Подожди, солнце растопит лед, и корабль поплывет.

— Нет, не буду я ждать, — ответил Саша. — Надо освобождать корабль. Ведь ему надо плыть дальше.

Саша взял маленькую лопатку и пошел выручать корабль из беды.

Волчьи зубы

Жил-был на свете Волк. Злой-презлой. В пасти у него страш­ные зубы — как ножи. Схватит зубами овцу и сразу же разорвет. Все боялись Волка. А когда Волк был сыт, Баран, проходя мимо него, низко кланялся. Ему хотелось чем-нибудь задобрить Волка. Он гово­рил:

— Волк-Волчище, какой ты сильный и мудрый! Я обожаю тебя.

Несколько раз Баран пригонял к Волку маленьких ягнят на

ужин.

Но вот Волк постарел. У него выпали все зубы, и он не мог съесть даже цыпленка. Стал Волк охотиться на лягушек.

Заметил Баран, что Волк теперь не страшен, пришел к нему од­нажды и насмехается:

— Волк-Волчище, теперь я тебя не боюсь. Я ненавижу тебя. Жалкая ты развалина.

Изумленный Волк ответил:

— Значит, ты хвалил не меня, а мои зубы?

Пришли навестить больную

Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может поднять­ся. Иногда приходят к ней подруги.

Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко.

В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.

— Наконец-то солнышко пригреет, — защебетала Оксана. — Как только потеплеет — в лес пойдем, на речку.

— Может быть, и искупаемся, — радуется Валя.

— И цветов нарвем, и на лодке покатаемся, — продолжала свой веселый щебет Оксана.

Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и уди­вились:

- Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет...

. Не нужно мне ни книжек, ни конфет, — прошептала Марийка.

Как Коля стал храбрым

Третьеклассник Коля пришел сегодня в школу очень рано. На лав­ке под тополем сидели две девочки. Они смотрели на дерево. В их глазах мальчик заметил тревогу.

Вдруг над большой тополиной веткой поднялась птичка, запи­щала тревожно. И в то же мгновение у лавки упал маленький пте­нец. Коля понял, что птенец выпал из гнезда, а мать его — в отчая­нии.

Девочка подняла птенца и сказала:

- Если бы кто смелый сейчас был в школе... полез бы на дере­во и положил бы птенца в гнездо.

Коля был очень боязливым. Как только темнело, он боялся выйти из хаты. Однажды мама послала его в огород за вилком капусты, он увидел мышонка, испугался и прибежал к маме. Но слова девочки задели его. Неужели она считает его трусишкой?

— Я полезу, — сказал Коля.

— Ты? — спросили девочки и с удивлением посмотрели на маль­чика.

Коля спрятал птенца под рубашку и полез на тополь. От страха у него дрожали руки и ноги, но он лез все выше и выше. Мальчик положил птенца в гнездо и слез на землю.

Девочки смотрели на него с восхищением. А он взял портфель и пошел встречать одноклассников.


h. A. i'vx"M.iuHi K!'u \р<'С'поми>пия n<> jniUAC

Петух и Солнце

Дремлет Петух на насесте. Проснется, сладко зевнет и опять уснет. А перед утром всегда поет: ку-ка-ре-ку! Просыпаются куры, Петух говорит:

— Вот, я пропел — и утро наступило. Если бы не пел — и утра не было бы. Вот как!

Так было много раз. Однажды Петух рассердился на людей. Мало дали ему зернышек. Он и думает: «Устрою я вам неприят­ность — не пропою утром. Не взойдет Солнышко. Что вы будете делать?»

Наступила ночь. Улыбается во сне Петух сам себе, злорадст­вует: «Вот вам будет беда!» Пришло время петь, а Петух молчит. Закрыл глаза и спит. Просыпается и видит: Солнце ярко светит. Куры встали с насеста.

Стыдно стало Петуху. Отвернулся он от Солнца.

Наказал руку

Мама отправляет пятилетнего Петрика в магазин.

— Вот тебе пятнадцать копеек — возьми в правую руку, чтобы не забыл: купи хлеба. А эти пятнадцать копеек возьми в левую, чтобы не забыл: купи себе мороженое.

Побежал Петрик. Через несколько минут возвращается, доедая мороженое.

— А хлеб где? — спрашивает мать.

— Не купил.

— Почему не купил?

— Деньги потерял.

— Деньги потерял? Надо же было хлеба купить, а не мороже­ное.

— Так я же потерял пятнадцать копеек, что были в правой руке, — сказал Петрик. — А в левой не потерялись...

Мама покачала головой.

Сели ужинать. Мать налила супу, а хлеба нет.

— Мама, а хлеба нет?

— Нет. Ты же деньги потерял.

Петрик взял ложку в левую руку и стал есть суп.

— Почему это ты ешь левой рукой? — удивилась мама.

— Пускай правая знает, как терять деньги.

Яблонька

Третьеклассники Юра и Миша посадили весной возле школы яблоньку. Они полили ее и решили: «Во время каникул будем при­ходить в школу и поливать маленькое деревце». Договорились так: сегодня будет поливать Юра, завтра — Миша, потом — опять Юра,

потом — снова Миша. Будет расти яблонька — сил набираться.

Наступили каникулы.

«Сегодня мне поливать яблоньку — подумал Юра. — Но что может с ней случиться, если один день не полить? Завтра придет Миша и польет...»

Пришел следующий день. Далековато жил Миша от школы. Он подумал: «Вчера же поливал яблоньку Юра... Ничего с ней не случится, если один день не полить. Завтра опять Юрин день, он немного ближе к школе живет, пусть себе поливает».

Проходили дни, Юра надеялся на Мишу, а Миша — на Юру.

Несколько дней яблоньку так никто и не поливал.

В школу каждый день приходил маленький первоклассник Андрейка. Он кормил рыбок в школьном аквариуме. Видит маль­чик: никто яблоньку не поливает, скоро засохнет деревце. Он стал поливать яблоньку каждый день. Зеленеет яблонька, сил набирается.

Настала осень. Вот и первое сентября. Пришли дети в школу. Не терпится Юре узнать: поливал ли деревце Миша? И Мише хо­чется разузнать: поливал ли яблоньку Юра?

Пошли мальчики к яблоньке. Шли и молчали. А когда увидели, что яблонька зеленеет, каждый из них испытал такой стыд, что наклонил голову и смотрел в землю. И каждый думал: «Это же толь­ко я не поливал, а товарищ мой поливал».

Так и стояли ребята перед деревцем, опустив головы, пока не прозвенел звонок.

Им было стыдно друг перед другом.

Огонек в окне

Школа стоит на околице села, над оврагом. А Коля живет за овра­гом, и до школы ему идти далековато, с километр.

Вечером из его дома хорошо видно, как светятся школьные окна. На одном окне стоит аквариум с рыбками. Ночью и днем воду в аквариуме подогревает электрическая лампочка — ее хорошо видно Коле.

Стояли лютые морозы. Однажды малыши даже в школу не по­шли — так было холодно. Сидел Коля вечером дома в теплой комна­те, смотрел в окно и любовался далеким огоньком в школьном окне.

Вдруг огонек погас. «Лампочка перегорела, — подумал Коля. — Рыбки до утра погибнут, ведь такой мороз».

Коля надел пальто, шапку и рукавицы и пошел в школу. Была уже ночь.

Мальчик очень замерз, пока дошел до школы. Нашел сторожа, попросил ключ. Открыл школу, вошел в класс, где стоял на окне аквариум. Вода была уже холодная. Он ввинтил новую лампочку.

— Грейтесь, рыбки, — тихо сказал Коля и, заперев школу, пошел домой.

Зимой еще три раза приходилось мальчику ночью идти в шко­лу — рыбок спасать. Теперь он не боялся ни темноты, ни мороза, ни метели.

— Ты стал мужественным, Коля, — похвалил его учитель.

Почему купался инвалид

На берегу моря сегодня очень мало людей. Закончилось лето, началась осень.

Пришел купаться только шестилетний Федько. Рано утром, ухо­дя на работу, мама приказывала сыну: «Никуда не сворачивай с дороги, иди прямиком в детский сад». Но Федько не послушался «Зайду, — думает, — к морю, искупаюсь».

Сбросил рубашку и штанишки, полез в воду. Сначала вода каза­лась холодной, а потом потеплела.

На берегу моря сидел инвалид. У него не было ноги. Он пришел на костылях — отдохнуть, подышать морским воздухом.

Увидев маленького мальчика, который заплывал все дальше в мо­ре, инвалид разделся и полез в воду. Ему трудно было добираться до воды, ведь костыли он оставил на берегу.

На глубине инвалиду стало легче. Он обогнал мальчика и вни­мательно наблюдал за его белой головкой.

Накупавшись, мальчик вылез из воды, оделся и побежал в дет­ский сад. Он к не заметил, как вслед за ним безногий инвалид полез в воду, как, купаясь, внимательно следил за ним, Федьком, как вылез из воды после него, как трудно ему было одеваться.

Как это плохо, что Федько ничего этого не видел.

Лыжи и коньки

Осенью третьекласснику Боре отец купил коньки. А его друг Женя получил в подарок от своего отца лыжи.

Думает Боря: «Что лучше -— коньки или лыжи? Наверное, лы­жи. Ведь на лыжах можно кататься везде - и в селе, и в лесу. А на коньках - только на пруду».

Говорит Боря Жене:

— Давай поменяемся. Я дам тебе коньки, а ты мне - лыжи.

Поменялись.

Наступили морозы, а снега нет. Замерз пруд. Катается Женя на коньках, а Боря сидит дома с лыжами.

Взял Боря лыжи, понес к другу и говорит:

----- Не будем меняться... Возврати мои коньки, возьми свои лыжи.

Женя ничего не сказал, отдал Боре коньки, а лыжи взял себе.

В тот же день пошел снег. Целые сутки падали на землю мягкие снежинки, ровным ковром устилали землю. Засыпало снегом лед на пруду.

Катается Женя на лыжах, а Боря сидит дома с коньками. Про­ходит неделя, две. Каждый день идет снег.


Взял Боря коньки, пришел к Жене и говорит:

— Давай, Женя, все-таки поменяемся... Дай мне лыжи, а себе возьми коньки.

— А если завтра снег растает? — спросил Женя.

От вербы до тополя

На широкой тихой улице в одном ее конце растет тополь, в другом — верба. Верба выше стоит, а тополь — ниже. От вербы до тополя — вниз, а от тополя к вербе — вверх. Но гора едва заметна.

Зимой на этой улице мальчики катаются на коньках.

Пришли кататься и братья — Юрко с Павликом. Юрко — третьеклассник, а Павлик — первоклассник. Пришли мальчики с саночками, коньков у них нет. Саночки легкие, с железными по­лозьями.

Юрко говорит Павлику:

— Будем здесь кататься на саночках...

— Хорошо, — согласился Павлик. — Но как же мы здесь пока­таемся? Тут ведь нет горки...

— Я повезу тебя от вербы до тополя, а ты меня — от тополя до вербы, — предложил Юрко.

— Хорошо, — обрадовался братик.

Сел Павлик на саночки, везет его Юрко от вербы до тополя, даже подпрыгивает. Саночки бежат быстро.

Вот и тополь. Сел на саночки Юрко, везет Павлик. Саночки идут медленно.

— Почему это я не могу везти тебя так быстро, как ты меня? — спрашивает Павлик.

— Потому что ты маленький. Слабый ты еще, сил у тебя мало, — ответил Юрко.

Стыдно Павлику быть слабым. Старается он везти Юрка бы­стрее.

Так несколько раз катали они друг друга. Юрко вез Павлика от вербы до тополя, а Павлик Юрка — от тополя до вербы.

На сухом пеньке против солнышка сидел дед Карпо.

Юрко хвалится деду:

— Смотрите, дедушка, какой я сильный. Саночки бегут... А Пав­лик слабый.

— Хоть он и слабый, но честный, — ответил дедушка. — А ты хоть и сильный, а уже обманываешь слабого.

Юрко остановился и низко опустил голову.

Павлик с удивлением спросил у дедушки:

— Дедушка, почему Юрко нечестный?

Металлический рубль

Тато дал Андрейке металлический рубль и сказал:

— Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла.

Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры раздевался, бросил пиджак на траву.

После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:

— Что с тобой, Андрейка?

Рассказал мальчик о своей беде. Знали товарищи, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.

— Поможем Андрейке, — сказала Таня. — У кого есть деньги, давайте. Соберем рубль!

Каждый полез в карман. Кто десять, кто пятнадцать, кто пять копеек нашел. Один только Степан сказал:

— Надо беречь деньги. Сам потерял — сам пусть и думает, что делать. Не дам ни копейки.

Он повернулся ко всем спиной и пошел домой.

Ребята подсчитали собранные деньги — девяносто девять ко­пеек. Пошли все вместе в магазин, купили сахара и масла.

Радостный возвращался Андрейка домой.

На следующий день никто не захотел сидеть рядом со Степа­ном. Он остался один.

Степан жаловался учительнице.

— Почему же со мной никто сидеть не хочет?

— Спроси у товарищей, — ответила учительница.

Кубок за успехи

В одной школе пионеры хорошо играли в волейбол. Поехали они на районные соревнования и победили. Наградили пионеров куб­ком — красивой металлической вазой с надписью «За спортивные успехи».

Обрадовались пионеры. Заспорили, кому везти кубок домой. Каждый хочет держать награду в руках.

Поставили кубок на столе в маленькой комнате, а на стене повесили плакат: «Мы лучше всех играем в волейбол. Это наша награда»

На каждом сборе пионеры хвалили сами себя: мы самые луч­шие.

В стенгазете школьной написали фамилии волейболистов.

Из соседних сел пионеры стали просить: «Приезжайте к нам поиграем, померяемся силами..

Но победители никуда не хотели ехать.

— Зачем нам играть? — говорили они. — Мы и так самые силь­ные.

Прошел год. Поехали победители на районные соревнования, да и проиграли.

Надо отвезти в район кубок, передать новому победителю. За­спорили пионеры: кому везти кубок? Никто не хочет ехать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: