Сакральные цивилизации и начала науки

«Азиатский» способ производства как основа ранних цивилизаций. Сакральный характер древневосточных цивилизаций. Научные знания - инструмент управления обществом. Особенности организации научного знания в сакральных цивилизациях. Начала пауки в Древнем Египте. Специфика научного освоения мира в Месопотамии, Направленность научного знания в ранних цивилизациях.

В эпоху неолитической революции (8000 -3000 гг. до н. э.) началось одомашнивание растений и животных, были изобретены колесо, мотыга и др., что заложило фундамент для развития первых раннеклассовых цивилизации. Эти первые сакральные цивилизации открыли новую фазу мировой истории, одновременно возникнув и развиваясь в 4 регионах (ранние цивилизации доколумбовой Америки возникли гораздо позже): междуречье Тигра и Евфрата, долине Нила, междуречье Инда и Ганга и долине Хуанхэ. Скотоводство, земледелие и выплавка металла - вот достижения, которые легли в основу этих цивилизаций. С ними были знакомы шумеры и аккадцы, преобразовавшие природу Двуречья и создавшие новые источники общественного богатства. Они преобразили себя и свое общество благодаря новому способу производства материальных 6лаг, названному ному в свое время К.Марксом «азиатским». «Азиатский», или архаический, способ производства существовал как первая ступень в становлении цивилизации в Древнем Египте, в крито-микенском обществе, у эллинов до 8 6 вв. до н.э., в Испании, Галлии и Британии, в Древней Индии (культура Хараппа, эпоха вед) и Древнем Китае (периоды Ся, Шан-Инь, Сн-Чжоу), у скифов, хуннов, тюрков, монголов, у скандинавов эпохи викингов, полинезийцев, инков, майя и ацтеков и т.д. Поэтому «азиатский» способ производства является универсальным историческим этапом становления цивилизаций, в силу чего, данную общественно-экономическую формацию называют еще архаической формацией. Начиная с Индии, через Персию, Ирак и кончая северными районами Африки, тянется полоса, где в древности сформировались древнеегипетская, шумерская, вавилонская, древнеиндийская и другие цивилизации теократического (полусакрального) характера, основанные на азиатском способе производства.

В регионах, ставших колыбелями этих цивилизаций, преобладали пустыни пли полупустыни с горячим климатом. Существование общества требовало постоянной борьбы с пустыней, выполнения необычайно тяжелых и трудоемких работ для сохранения ирригационных сооружений (каналов, шлюзов, водосборников и регуляции рек). Без этих работ возделываемая почва быстро высыхала в жарком климате, грозя голодом населению. Земледелие в этих районах основывалось прежде всего на искусственных поливах, поэтому в силу жизненной необходимости население сосредоточивалось в долинах великих рек. Много сил отнимали постоянные работы по обузданию реки, в противном случае возделываемая земля находилась под угрозой высыхания пли затопления. Необходимость организации крупных работ по строительству каналов, водосборников ускоряла формирование в таких странах, как Египет или Месопотамия, политической организации, которая бы планиро­вала и координировала коллективный труд. Особенно насущно» необходимость проведения централизованных мелиоративных работ с целью обуздания Нила была в Египте. Древний Египет это узкая полоса долины Нила и сто широкая дельта; именно здесь располагались царства Верхнего и Нижнего Египта. Необходимость зарегулировать течение Нила па всем его протяжении системой водных сооружений привела к объединению обоих царств, положив начало крупным общественным работам, центральному планированию и управлению. В древнеегипетской цивилизации (как и в большинстве других сакральных цивилизаций (В.Г. Графский)) выделился сложный аппарат государственной власти, тесно сращенный с сакральным аппаратом жрецов. Последний был организован по принципу уровней посвящения, каждый из которых определял доступ к социально-управленческой информации соответствующей ценности. При этом практически все знания, накопленные жрецами, использовались, прежде всего, для управления обществом. Степень посвященности, эзотерический язык и письменность, сложные религиозно-магические ритуалы охраняли доступ к информации и играли весьма важную роль, поскольку жреческие касты трактовали знание, прежде всего как средство господства над людьми, осуществляя его поиск не столько из бескорыстной любви к истине, сколько в целях усиления своей власти.

В древнеегипетских религиозных верованиях зафиксирована структура психики, в чем-то подобная предложенной 3. Фрейдом (id, superego, ego). Человека от злого Сета (бота темноты) защищает Амон (хранитель Египта), судьбу Вселенной решает Ра (бог солнца). Эти боги репрезентируют соответственно мощные силы id, опирающиеся на логику обыденной действительности ego, и строгое, безжалостное superego. Знание структуры человеческой психики позволяло жрецам управлять поведением людей. Расцвет жречества был связан с расцветом знания, с накоплением знания как привилегии «людей храмов».

Закономерная связь знаний с властью существовала уже в деятельности первобытных колдунов. В. Графский подчеркивал, что «использование специализированных знаний в целях управления и сопутствующая

этому социальная дифференциация представляет собой явление более древнее, нежели государство и организованное насилие одного общественного класса над другим». Специализированное знание было необходимо для управления, как в первобытном, так и в классовом обществе, причем оно имело соответствующую общественной системе форму, для эффективного воздействия на сознание масс. В теократиях на первое место выдвигается каста жрецов, которая «держит в своих руках тайны необходимого для производства знания и пользуется своей профессией для получения львиной доли всего прибавочного продукта. Перед нами монопольное царство «мудрецов». В этом теократическом обществе служащие господствуют над теми, «кому они служат» (М.А. Рейснер). Религиозно-мистическая форма существования теоретических и технических знаний делает их недоступными для каких бы то ни было конкурентов. Священные книги могут читать только жрецы, знания зашифрованы на языке, доступном только посвященным. Для того же, чтобы получить посвящение, необходима специальная многолетняя выучка.

Древний Египет был классическим теократическим государством с плановым земледельческим хозяйством, с развитой астрономией и медициной, искусством и ремеслом (вазы его ремесленников и драгоценности ювелиров могли бы получить Гран При на любой из нынешних всемирных выставок). Развитие централизованной бюрократической машины управления, сосредоточение власти и концентрация знания в руках касты жрецов тесно связано с практическими потребностями общества. Развитое земледелие требовало точных наблюдений и предвидения различных явлений природы. В Древнем Египте земледелие было тесно связано с раз­ливами Нила, от способности предвидеть их зависели результаты труда египетского земледельца. Поскольку знания такого рода были сосредоточены в руках у жрецов, они служили основой их власти над обществом.

Систематическое наблюдение явлений природы привело к открытию определенных связей между ними, знание же этих связей позволяло предвидеть соответствующие явления. Например, систематические астрономические наблюдения привели к созданию календаря, а наблюдения разливов Нила позволяли определить время сева и жатвы, скоординировать их с соответствующими временами года. Наблюдения должны были проводиться постоянно и систематически записываться, жрецы вынуждены были согласно определенной программе обучать преемников; которых посвящали в свое знание. Таким способом обеспечивалась преемственность жреческой касты, содержание которой ложилось на остальную часть общества. Благодаря этому верхние слои общества, в данном случае жречество, в силу разделения производства на духовное и материальное располагали свободным временем для занятия высшими формами деятельности. Занятия представителей правя­щей элиты искусством и наукой возникли позже торговли, невозможной без рационального мышления, государства, управление которым, особенно на ранних этапах, требовало как рационального, так и иррационального мышления, руководство различного рода масштабными работами (строительство пирамид, ирригационных систем и т.д.). Все они являются социальными предпосылками генезиса науки.

Жречество и бюрократия играли большую роль в формировании классового общества. Представители аппарата управления должны были знать объективное состояние дел, владеть методами манипулирования сознанием масс. Не случайно, в сакральной древнеегипетской цивилизации видное место занимает социальная фигура писца, который не только создавал литературные тексты, но и исполнял административно-хозяйственные функции. Первые сведения о писцах содержат древнейшие «тексты пирамид» (по крайней мере часть из них относится к эпохе существования независимых царств Верхнего и Нижнего Египта). Уже в раннем периоде Древнего Египта (Раннее царство) широко использовалась письменность, что было обусловлено государственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Первоначально письменность, как в Египте, так и на Балканах, на Крите, в древнейших культурах Хараппы и Мохенджо-Даро использовалась в хозяйственно-учетных целях, ятя учета и контроля произведенного продукта, для его распределения.

В.Коростовцев подчеркивает, что «многие египетские чиновники того времени (Древнего царства. В.П.) были людьми грамотными». Другими словами, многие писцы отнюдь не занимали скромного положения в древнеегипетском обществе, а часто были важными сановниками. Иерархическая и бюрократическая машина государственной власти Египта Древнего царства обусловила обширную переписку и сложную систему отчетности. В этом нуждались и крупные хозяйства сановников. О социальной значимости фигуры писца весьма определенно говорится в папирусе Анастаси II: «Будь писцом. Освобожден он от всяких [физических] повинностей, он защищен от работы всякой. Избавлен он от мотыги и кирки. Ты не будешь таскать корзин. Отдалит это тебя от гребли веслом и избавит тебя от [сечения] прутьями, не будешь ты находиться под [началом] многих господ, под [властью] многочисленных начальников... Это он руководит работой всякой в стране этой». Профессия писца была одной из самых привилегированных в древнеегипетском обществе. Писец это мудрец Древнего Египта. Писцы составляли интеллектуальную элиту древнеегипетского общества, управляя сложной административной и экономической деятельностью страны.

Вместе с тем эта интеллектуальная элита в условиях, когда «египтяне по уровню общественного самосознания и строю мышления не могли охватить всю социально-экономическую структуру общества в целом, а тем более ее механику и развитие» (Е.С. Богословский), облекала специализированное знание в одежду мистики и религии, чтобы сохранить свое господство. Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали результаты накопленных в течение длительного времени систематических наблюдений небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Способность предвидеть эти затмения с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь Солнце. Аналогично умение предсказывать наступление дождей, разливов Нила и других явлений природы толковалось как свидетельство могущества жрецов, их власти над Солнцем, Луной, звездами и другими элементами природы, близости к соответствующим богам. Посвященные же знали, что источником власти в действительности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке. Помимо астрономического знания жрецы накапливали также знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии, использовали гипноз, разрабатывали и тщательно готовили ритуальные действа с включением различного рода фокусов, чтобы вызвать уважение и страх, возбудить надежду и веру, и тем са­мым эффективнее осуществлять контроль над обществом. Жрецы применяли специализированные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что явля­ются посредниками между ними и богами и что подношением даров последним через жрецов можно заслужить благосклонность богов. В действительности же «гробницы, саркофаги, целые храмы и пирамиды, бесчисленные жертвоприношения и алтари все это идет на потребу мертвых, дабы кормить живых жрецов. Страх перед загробной жизнью и Страшным Судом открывает новые источники жреческого благополучия» (М.А. Рейснер). Фундаментальным принципом древне­египетской цивилизации является вера в вечную жизнь, бессмертие.

В начале Древнего царства считалось, что только фараоны могли войти в загробный мир, и только гораздо позже это «право» распространилось на всех египтян. Как свидетельствуют достоверные исторические сведения и заключения ученых, /древние египтяне 4,5 тыс. лег назад совершили одну из самых странных среди всех социальных революций. В этой революции никто прямо и сознательно не стремился ни к земле, ни к власти, ни к новым политическим институтам, не требовал создать

человеческие условия труда и экспроприировать богатства фараонов и жрецов. В результате успешно завершившейся революции народ овладел тайнами преодоления смерти, магией, надгробными молитвами, ритуалами и их скрытыми значениями, т.е., по тогдашним представлениям, обрел возможность к загробной жизни. Революция за демистификацию и уничтожение эзотеризма, но не против невежества, а во имя и за полное равенство людей перед одной иллюзией.

Картину древнеегипетской сакральной цивилизации можно представить следующим образом: сильная централизованная теократическая власть во главе с фараоном, живым Богом на земле; народ, который стремился к вечности (бессмертию), представляя загробную жизнь как продолжение земной жизни; монументальная архи­тектура и живопись, служащие магическим целям; социальная организация, идеалами которой были безопасность и стабильность. Все стороны жизни древнего египтянина - социальная, политическая и экономическая - были пронизаны религией, выступавшей в качестве иллюзорного средства преодоления угрозы смерти. Древние египтяне, бальзамируя и помещая в дом вечности (пирамиду) тело умершего, предохраняли его от физического разложения. Все это сопровождалось магическим ритуалом, направленным на сохранение всех способностей человека и последующее оживление (Ф.Фрэзер)1.

1Предполагалось, что умерший фараон переселяется на небеса, причем это переселение обеспечивалось соответствующей технологией. Так, расположение пирамид трех последовательно правивших фараонов, Хуфу, Хафры, Менкаура и между собой, и относительно долины Нила точно такое же. как звезд ξ, ε и δ Ориона (ал-Нитак, ал-Нилам и Минтак по-арабски, так называемый Пояс Ориона) относительно Млечного Пути (Это открытие сделал бельгийский строитель Роберт Бьювел в 1993г.). Специальная шахта, проложенная из погребальной камеры в толще пирамиды Хуфу, была нацелена на прохождение через меридиан ал-Нитака (точное совпадение - около сер. Ш тыс. до н.э., т.е. в эпоху правления указанных фараонов). Если вспомнить, что Орион считался в Египте «созвездием Осириса», в которого и должен был перевоплотиться по смерти фараон, становится понятнее логика этой пятнадцатимиллионнотонной каменной машины для перемещения души фараона в космос. - Ред.

Несмотря на широко распространенную мысль о загробной жизни, на атмосферу религиозности и иррационализма, господствующую в обществе, древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали в египетском обществе. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в Маат1, особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как «порядок», «истина», «справедливость» и «добродетель»).

Маат - богиня Истины и Порядка, дочь бога солнца Ра, жена бога мудрости Тота. Участвовала в сотворении мира, уничтожении хаоса и установлении порядка. Культ Маат известен со времен Древнего царства. Фараоны включали имя Маат в свои титулы («владыка Маат»).

Маат репрезентировала волю богов. Индивид стремился действовать в соответствии с божественной волей, потому что это был единственный способ гармонизировать отношения с богами. Для древнеегипетского крестьянина Маат означала тяжелую повседневную работу, для должностного лица - справедливое решение. Маат выступала в качестве хранителя неизменного мира и общества. Ее основная функция состояла в предотвращении любой попытки поставить под сомнение структуру общества или любой возможности изменить его. Мир и все в нем таковы, какими были созданы в момент творения, поэтому все фиксировано, вечно и правильно. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Древнеегипетская мифология почти нацело циклична, а не линейна, в ней не было аналогов ни Эдема, ни прошедшего золотого века, ни Армагеддона.

В сфере духовной жизни цивилизации Древнего Египта, как и в других древневосточных цивилизациях,

прошлое господствовало над настоящим, для всех областей культуры характерны консерванта! и традиционализм. Вместе с тем консервативность восточных культур обнаруживается и в кумуляции рациональных знаний и рецептов деятельности, что внесло свой вклад в генезис науки, в сокровищницу мировой истории. Многие достижения древнеегипетской цивилизации вошли в арсенал европейской культуры и науки, опосредованные греко-римской культурой. В основе греко-римского (юлианского) календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с «жестко закрепленными» датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно «гуляют» по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита. Успехи древних египтян в мумификации невозможны без соответствующих достижений в физике, химии, медицине и хирургии. Так, для мумификации человеческого тела египтяне использовали натрон. Современный анализ показал, что в его состав входят карбонат и бикарбонат, хлорид и сульфат натрия. Древние мумификаторы осознавали химические функции этих веществ в процессе мумификации они вынимали мозг через ноздри и помещали тело в натрон на 70 дней. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характер­но для всего Востока, где не существовало резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это, именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении •этого слова. Древнеегипетские врачи уже во времена фараона Тутанхамона занимались диагностикой болезней по радужке глаза (иридодиагностика). Знаменитый жрец фараона Ел Акс имел не только славу иридодиагноста, ему приписывается и заслуга в популяризации глазной диагностики, благодаря чему она из Египта проникла в Вавилон, Тибет, Индокитай и другие регионы. На двух папирусах, найденных при раскопках гробницы в городе Гизе, описана его методика диагностики по радужке. В них упоминается очень оригинальный способ «фотографирования» радужки при помощи специальных пластин из цинка или никеля, покрытых особой серебристой жидкостью. Такую пластину Ел Акс подносил к глазу больного на расстояние 2 см, держал ее ровно 4 мин, затем смазывал какой-то жидкостью и снова подносил к глазу на 30 с. После химической обработки поверхности пластины изображение на ней становилось цветным, яркие краски изображений глаз на металле сохранились до наших дней, хотя секрет «цветного фотографирования» Ел Акса так и не раскрыт.

Исторические документы свидетельствуют, что репутация древних египтян в области медицины и фармакологии была высоко оценена в древневосточных и греко-римской цивилизациях. Одна из наиболее значительных, фигур в истории египетской медицины Имхотеп, визир, архитектор и врач фараона Джосера. Обожествленный египтянами, он был воспринят древними греками под именем Асклепия, бога медицины.

В Древнем Египте была развита и такая важная отрасль науки, как математика, одним из крупных достижений которой было определенное развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) нуждается в вычислениях. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. Эффективность высокоцентрализованной администрации зависела от точного знания того, что происхо­дило в каждой провинции, во всех сферах деятельности. Неудивительно, что писцы большую часть своего служебного времени тратили на подсчет культивируемых площадей земли, количества производимых продуктов, их распределение, па определение числа и квалификации персонала и т.д. До персидского завоевания в Египте не были известны деньги, и использовался натуральный обмен, требующий постоянного пересчета стоимости одних предметов на стоимость других (И. Липинская В. Козинский), Особенно важным было исчисление выплат, налогов, платы работникам и т. д. Это требовало знания операций возведения в квадрат, извлечения квадратного корня. Древнеегипетские счетоводы были знакомы с арифметической и геометрической прогрессией. Для практических потребностей изготавливалось множество таблиц с готовыми решениями: одна из них является важнейшей частью знаменитого папируса Ринда.

Особенно большую роль в древнеегипетской арифметике играли пропорции. Распределение благ в древнеегипетском обществе велось пропорционально соци­альным пли профессиональным рангам. Представляет интерес тот факт, что символические обозначения дробей 1/2, 1/3, 1/4 и др. происходят из мифа о Горе и Сете. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности строились пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В сохранившемся до наших дней так называемом Мос­ковском математическом папирусе имеются решения трудных задач па вычисление объемов усеченной пира­миды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь ею основания на высоту; эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры – умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Анализируя сохранившиеся задачи, некоторые исследователи делают вывод, что древние египтяне «занимались, прежде всего, теми математическими операциями, которые были непосредственно и тесно связаны с повседневными потребностями страны, с земледельческим хозяйством и системой обмена, не развивая способности к абстрактному знанию» (И. Липинская В. Козинский), что они не имели науки в древнегреческом или современном смысле этого слова, не строили теоретических конструкции, были прагматиками, так как делали первые шаги па тропах цивилизации. Такой подход правомерен, если исходить из понимания древнегреческой или современной науки, возникшей в Новое время. Однако из развиваемою нами подхода следует, что различные цивилизации по-разному оценивают степень значимости формы существования науки и что эта форма детерминирована цивилизацией. Древнеегипетская цивилизация обусловила специфическую форму существования науки, особого вида человеческой дея­тельности, определяющей место человека и человечества во Вселенной.

Древний египтянин воспринимал действительность, полагаясь на своп чувства, в ее целостности. Все остальное - невидимое, неясное, загадочное принадлежало к миру магии, хотя он и относился к нему, как к данности. Везде он находит ответ в видении и в любом другом отношении является иррациональным, если под этим понимать интуитивное, не аналитическое духовное освоение мира. Главным сильнейшим средством духовного общения египтянина с миром было зрение; глаз вот один из основных каналов информационною потока от мира к человеку и от человека к миру (считают, что свыше 3/4 информации, которую получает и перерабатывает мозг, идет через глаза). Египтянин жил видением, жил с миром, доступным зрению, со зрительными образами. Словесное выражение было необходимо преимущественно для социальных связен, для восхвалений, для магии, но непременно с изображением через произносимое имя, которое имеет изображенный предмет. Он жил в окружении скульптуры, которая создавала, согласно его представлениям, не образы или аналогии, а единый действительный мир. Все это обусловливает характерную особенность, процесса духовного освоения мира египтянином: освоение, мысленное отвлечение от действительности не обособляется в абстракции, а концентрируется в действительный первообраз, в единичное, превращая его в символ, в котором означаемое и означающее слито в одно целое. Вместо форм сознания, которые воспроизводят в соответствии со своими представлениями общие признаки и качества, древнеегипетское мышление сосредоточивает эти признаки и состояния в образе единичного или в каком-нибудь сложном образе единичного проявления действительности.

Нельзя не согласиться с А.Чанышевым, который отмечает, что «наука возникает еще до философии», что она «начинается со счета». Генезис науки связан с рассудочно-теоретической деятельностью человека, нацеленной на познание мира. «Число - первый идеализированный объект в истории культуры» (А.Н. Чанышев). Число и счет тесно связаны с ориентацией человека во времени и пространстве, в свою очередь обусловленной наблюдениями над небесными телами (Солнцем, Луной, звездными констелляциями), т.е. с времяисчислением. Последнее же было хорошо развито в древнеегипетской цивилизации.

В Древнем Египте существовал такой специфический институт, как дома жизни, основанные, очевидно, в эпоху первых династий. Они находились возле дворца фараона, имея «отделения» при каждом значительном храме и выполняя следующие функции (Ф.Дома). Во-первых, именно там обрабатывали и редактировали теологические трактаты и вес произведения, в большей или меньшей степени касающиеся проблем философии. Теология считалась матерью всех знании и искусств. Одна из задач слушателей дома жизни создание гимнов и священных песен, отражающих определенные философские концепции. Там создавалась и дидактическая литература, особенно бурно развивавшаяся в Древнем Египте. Во-вторых, там же систематизировались, хранились и делались доступными гак называемые «магические» книги, содержащие наряду с магическими заключениями сведения из медицины, высокорациональные и экспериментально подтвержденные средства лечения, а также теологические концепции древнеегипетских мыслителей. В-третьих, в нем вырабатывались директивы для деятельности художников, скульпторов и архитекторов. Возводя храм, архитекторы обязаны были сделан, его символическим представлением мира, который был извлечен из хаоса и управляем богом. Художники и скульпторы создавали статуи богов и людей в соответствии с культовыми канонами. В соответствующих священных текстах были записаны данные богом Тотом принципы художественного творчества. В-четвертых, там занимались также астрономией и математикой, необходимыми для постижения мира, и времяисчислением, тщательно определяя пропорции, без которых невозможно возведение памятников и предметов. В-пятых, имеются намеки на то, что фарао­ны сами вели поиски мудрости в архивах дома жизни. И, наконец, предметом постоянной заботы жрецов-бюрократов была выработка теории власти.

Древняя титулатура фараона отождествляет фараона с Гором - он правит землею так, как Бог правит небом, фараон является тем – который относится – к Двум богиням, охраняющим его власть, является владыкой Верхнего и Нижнего Египта, Золотым Гором, а также Гором победителем бот Сета. Фараон как наследник создателя и владыки мира (в конце Древнего царства) обладает властью над Космосом. Именно этот монументальный аспект древнеегипетской власти выражается в статуях фараонов раннего периода, и величайший шедевр среди них - пирамида Хефрена. Властный, невозмутимый, с глазами, устремленными за горизонт, где царствует его отец Ра, фараон собственной особой сохраняет равновесие мира, которому каждый момент грозит возврат к хаосу.

Благополучие страны обусловлено существованием фараона, в нем «воплощались здоровье и зрелость» народа (Л.Котрслл). Благодаря фараону, Египет находился в том счастливом положении, когда, идет ли речь о природе или о деятельности человека, господствуют регулярность и порядок. Такова теологическая теория власти фараона, однако, на практике шла напряженная внутренняя борьба, обусловленная классовыми и социальными противоречиями древнеегипетского общества. Не случайно в «Поучении гераклеопольского царя своему сыну Мерикару» фараон выступает прежде всею как человек. Это первое известное нам дидактическое сочинение, написанное от имени царя, наполненное рефлексией, знанием вещей и умением пользоваться словом, основными факторами в политике. То, что фараоны давали советы своим преемникам, принадлежит уже традиции: «Подражай своим отцам, своим предкам; Добились они власти [над своими подданными] благодаря обладанию знанием. Слова их остаются в их писаниях. Открой, прочитай и следуй их мудрости. Прежде нужно учиться, потом приобретать опыт».

Власти фараона следует учиться как профессии; вот жесткий урок революций и восстаний, потрясавших древнеегипетскую цивилизацию. Теологическое обоснование власти фараона возникает в силу осознания правящей элитой социальных изменений во времени, что подтверждается в ходе революций и социальных потрясений. В одном из памятников литературы, описывающем страшные последствия революции, положившей конец Древнему царству, читаем: «Действительно, законы были выброшены из архивов. Топчутся по ним на публичных площадях» (Ф.Дома). Возникает проблема сохранения и упрочения существующего общественного порядка, преемственности в управлении Древним Египтом. Концепция власти фараона - это просто набор рецептов сохранения власти и реализации методов социального управления, а обоснование, хотя и теолого-политическое, власти, объяснение сложившегося порядка вещей в обществе и предсказание того, что произойдет при нарушении данного социума.

Если Древний Египет представлял собой империю, со всеми вытекающими отсюда последствиями, то несколько иная ситуация сложилась в Месопотамии с ее двумя большими реками - Евфратом и Тигром, имеющими несколько притоков. «...Месопотамская [цивилизация] представляет особый тип существовавшей на древнем Ближнем Востоке сельскохозяйственной цивилизации, основанной на ирригации» (А.Оппенхейм). Возделываемые районы здесь в меньшей степени зави­сели друг от друга, чем в долине Нила, и поэтому в Шумере около 3000 г. до н. э. возникли первые города-государства, которыми правили цари-жрецы. Именно в регионе Тигра и Евфрата впервые, наряду с Египтом, сложились начальные формы классового общества и древнейшего государства. Города-государства Ур, Эриду, Ларса, Ниппур, Лагаш, Урук, Сиппар своим богатством были обязаны развитию ремесел и торговли. Эпоху ранних династий в Уре, Уруке, Лагаше и Кише называют золотым веком Шумера, или «первым расцветом Шумера». Здесь производили предметы из золота, мечи, цветное стекло. Свободные члены общин были еще и владельцами значительной части земли. Владыки городов возводили дворцы, храмы и гробницы. Шумеры заложили основания для позднейшего хозяйственного и культурного развития Месопотамии.

Принято считать, что шумеры изобрели колесо к повозке1, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность3. Шумеры изобрели цветное стекло (около 2400 г. до н. э.)3, высокого уровня достигло ювелирное искусство. Влияние шумеров, благодаря торговым контактам, распространилось на Малую Азию и Египет. Шумеры создали первые правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до н. э. Саргон I создал первую постоянную профессиональную армию, примерно в 20001. до н.э. был создана арифметика, в основе которой лежала шестидесятеричная система счисления (Московский математический папирус датируется 1900 I. до н. э.).

1Это - не единственная точка зрения; предполагается, что еще в IV тыс. до н.э. на Русской равнине использовалась технология колеса в сочетании с полозьями. Любопытно, в этой связи, совпадение др-греч. πολυς, ось (отсюда полюс, как ось вращения звездного неба) и русского полоз. - Ред.

Древнейшие глиняные таблички с пиктограммами, невольно заставляющими вспомнить древнешумерские, но более грубыми, обнаружил в 1963 г. археолог 2Н.Власса при раскопках неолитического поселения Тэртэрия (Трансильвания) в слое Тордош. Радиоуглеродная датировка поселения - V тыс. лет до н.э., т.е. намного древнее Шумера. «Поскольку древнебалканское двумерное письмо датируется более ранним временем, чем протошумерское, можно думать, что в Юго-Восточной Европе процесс развития двумерных знаков из трехмерных происходил раньше, чем в протошумерской и протоэламской традициях, испытавших влияние древнебалканской» (Иванов В.В. Язык как средство реконструкции истории // Природа. 1983. №11. С. 29-30). - Ред.

3Известен анекдот о шумерских торговцах-мореплавателях, везших на продажу глыбы соды. Пристав на ночь к пустынному песчаному берегу, где не было камней, они были вынуждены принести к костру, чтобы подпереть котел, несколько глыб соды. Разгребая поутру прогоревший костер, они обнаружили там, где раскаленная сода касалась песка, сверкающие полупрозрачные слитки. Это и было стекло. - Ред.

Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения звезд в течение весьма длительного времени. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических; наблюдений, которые халдейские жрецы вели на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений они установили, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде1.

1 Современное значение - 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Вероятно, астрономические наблюдения шумеры начали еще до прихода в Междуречье со своей исторической родины, которая могла быть значительно севернее. Так, польский астроном Людвик Зайдлер (Зайдлер Л. История часов. Варшава, 1956), комментируя древневавилонские клинописные тексты, указывает, что древнейший «священный» календарь шумеров, применявшийся в религиозных церемониях, по крайней мере, до 2000 года до н), допускает как 16-часовый (в день летнего солнцестояния), так и 8-часовый (в день солнцестояния зимнего) день, чего на широтах Шумера никогда не бывает. Такие продолжительности дня возможны лишь в значительно более северных районах.

Однако специализированное знание здесь трактовалось, прежде всего, как средство господства над людьми и хранилось в тайне замкнутыми жреческими кастами. К нему стремились не столько с целью раскрыть законы, управляющие миром, сколько для того, чтобы с его помощью господствовать над массами. Доступ к специализированному знанию, имеющему управляющее значение, преграждали лестница посвящения и сложные религиозно-магические ритуалы, которые играли весьма существенную роль в управлении обществом.

В шумерской цивилизации уже были заложены начала науки, которая, будучи вписанной в религиозное мировоззрение, была его служанкой. В силу этого научная деятельность подчинялась культу традиции и ориентировалась на образцы прошлого. Шумерские мыслители стремились выяснить сущность природы и собственной цивилизации, они создали оригинальную концепцию Ме, смысл которой до сих пор не установлен окончательно. В общем плане Ме представляет собой совокупность различных закономерностей и правил, обеспечивающих функционирование элементов как природы, так и шумерской цивилизации. Все законы и правила Ме созданы великими богами, однако они существуют вне богов, проявляясь в движении неживой и живой материи, безличной и вечной. В законах Ме, согласно шумерским мыслителям, содержится вся мудрость и наука. В мифе о том, как Инанна украла божественные законы Ме, сохранился список свыше 100 этих законов, связанных с шумерской цивилизацией. До сих пор расшифровано свыше половины этих законов.

Специфика научного освоения мира в рамках шумерской и других цивилизаций Древней Месопотамии обусловлена и способом мышления, принципиально отличающимся от современного, выработанного европейской цивилизацией. Разум у шумеров - орудие мышления - служил воображению, тогда как в совре­менной науке воображение играет служебную роль и проверяется эмпирическими данными. Постижение мира основывалось, прежде всего, на аналогиях из жизни людей, а не на рациональном исследовании самого мира. Например, в качестве образца для истолкования молнии и грома брали человеческий гнев, потому что такую аналогию диктовало воображение. Тогда еще не были известны принципы теоретического решения проблем с последующей верификацией.

Социальной ценностью обладало знание, позволяющее избежать несчастья, а если оно все же происходило, то избавиться от него, поэтому наука была нацелена на предсказание будущего. Об этом свидетельствует тот факт, что среди научных текстов на глиняных табличках «чаще встречаются такие, которые астрологи обычно называют гадательными» (А. Оппенхейм). Гадательные таблицы разделены на рубрики, в каждой из которых точно зафиксированы явления (перемещения звезд, Луны, Солнца, атмосферные явления, поведение животных, удивительные формы растений и др.), указывающие на будущие ситуации, относящиеся к положению дел в стране или отдельного человека. Трудно указать область знания, которая бы не служила целям управления общественной системой: халдейские, ассирийские, вавилонские жрецы и маги, как и их древнеегипетские собратья, имели обширные знания о психике человека, добытые в течение длительного времени, владели опытом в области внушения, гипноза и др. Даже формализованное знание из области астрономии и математики служило древним жрецам для управления сознанием масс.

В Шумере возникают дифференциация общества, государственный аппарат, бюрократия, жреческая каста (во многих цивилизациях), монументальная архитектура (пирамиды, зиккураты, дворцы и др.)- письменность и специализированное (теоретическое или практическое) знание для управления жизнедеятельностью общества, т.е. можно говорить о возникновении и функцио­нировании науки. Возникновение науки в ранних цивилизациях органически связано с предсказанием социального будущего, оно вытекает из потребности соци­ального целого предвидеть путь своего развития, чтобы выработать эффективную программу управления деятельностью общественной системы для сохранения и укрепления позиций господствующего класса в обществе. Генезис науки обусловлен общественной потребностью в управлении духовной жизнью социума, в регулировании общественных отношений при распределении материальных благ. Итолько потом формы и методы научного освоения человеческого бытия, общественной деятельности были применены к исследованию природы уже в иных социокультурных условиях. В этом плане верно следующее утверждение Г.Сполдинга: «Древние египтяне измеряли своп поля для утилитарной цели регулирования вод Нила, у древних греков это воплощается в интересе к методам геометрии». Специализированные знания, накопленные ранними цивилизациями Древнею Египта и Древней Месопотамии, были восприняты ахеменидской Персией, от нее перешли в греко-римскую цивилизацию, которая передала их европейской культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: