И лиц, привлекаемых к административной ответственности

В ст. 1 Закона о безопасности дорожного движения, являющегося своего рода "конституцией" дорожного движения, определены главные задачи нормативного правового регулирования в этой области общественных отношений. К ним отнесены: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Однако Закон сам по себе не решает задекларированные в нем цели и задачи, а лишь определяет контуры желаемого поведения участников общественных отношений в той или иной дорожной ситуации. Решающую роль здесь играет правовой механизм его реализации. Применительно к области безопасности дорожного движения актуальным является не только тотальный надзор за поведением всех участников этого процесса (водители, пешеходы, пассажиры, представители власти в лице сотрудников Госавтоинспекции и др.), но и осознание ими своей непосредственной причастности к сохранению жизни и здоровья людей, участвующих в дорожном движении. Государство, предоставляя права и возлагая обязанности на участников дорожного движения, представителей власти в лице сотрудников Госавтоинспекции, предполагает, что эти полномочия будут реализовываться не в личных корыстных интересах, а в интересах большинства. Поэтому, несмотря на различные ролевые функции в дорожном движении, и его участники, и представители власти должны обладать набором таких прав и обязанностей, которые обеспечивали бы реализацию как интересов государства и общества, так и интересов личности. По сути дела речь идет об оптимальном закреплении и обеспечении принципа корреспонденции прав и обязанностей участников дорожного движения и сотрудников Госавтоинспекции. На практике это звучит примерно так: "Каждому праву - соответствующую обязанность, и наоборот". Не случайно законодатель определил одним из основополагающих принципов обеспечения безопасности дорожного движения соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения).

Права и обязанности участников дорожного движения закреплены в ст. 24 названного Закона. Установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ (ч. 1 указанной статьи). В ч. 2 этой статьи установлено, что реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. К сожалению, это важное положение не всегда применяется на практике. Иначе уровень безопасности дорожного движения был бы значительно выше.

Конкретные права участников дорожного движения сформулированы в ч. 3 рассматриваемой статьи, к ним, в частности, относятся:

- свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил;

- получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, в ведении которых находятся автомобильные дороги, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;

- получать информацию от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

- получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

- право на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность оказывать такую помощь;

- право на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством РФ, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;

- обжаловать в порядке, установленном законодательством РФ, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Отдельные права участников дорожного движения закреплены в Правилах дорожного движения. Характерным примером в этом плане является право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения, которое именуется как преимущество (приоритет) (п. 1.2). С данным правом должна корреспондировать обязанность другого участника движения. Так, например, с правом пешехода на первоочередное движение по нерегулируемому пешеходному переходу корреспондирует обязанность водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода (п. 14.1 Правил дорожного движения).

Обязанности участников дорожного движения в Законе о безопасности дорожного движения сформулированы в самом общем виде - выполнение требований данного Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 24). Свое развитие обязанности участников дорожного движения получают в Правилах дорожного движения. Так, в п. 1.3 Правил предусмотрено, что участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Основные обязанности каждого из участников дорожного движения регламентированы в специальных разделах Правил дорожного движения. Так, обязанности водителей закреплены в разд. 2, пешеходов - в разд. 4, пассажиров - в разд. 5. Отдельные обязанности участников дорожного движения детализируются в иных разделах правил. Например, в п. 8.8 разд. 8 "Начало движения, маневрирование" установлено, что при повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

В случае совершения правонарушения участник дорожного движения, его допустивший, приобретает специальный статус - статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Это лицо пользуется правами и выполняет обязанности на всех стадиях производства по делу (возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела по существу, обжалование и исполнение постановления по делу).

В случае применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении лицо, в отношении которого ведется производство по делу, вправе требовать выдачи ему копии протокола о применении соответствующей меры обеспечения (гл. 27 КоАП РФ), разъяснения прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ (см., например, ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ). Лицо, подвергнутое административному задержанию, имеет право на уведомление родственников, администрации по месту работы (учебы), защитника (ч. 3 ст. 27.3 КоАП РФ).

Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, имеет право на ознакомление с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Основные процессуальные права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены в ст. 25.1 КоАП РФ. Установлено, что это лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника (ч. 1 названной статьи). В ч. 2 указанной статьи закреплено право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении. В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Вместе с тем законодатель определил, что судья, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. По отдельным категориям дел, и в частности по делам об административных правонарушениях, влекущих административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Вопросы, связанные с защитой прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, регламентированы в ст. 25.1 КоАП РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: