Пояснительная записка. Программа факультативного курса для 9–х классов

Программа факультативного курса для 9–х классов

«Этика и нравственность будущего семьянина»

Автор: А. Т. Никулица

Ессентуки 2012

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Основные особенности программы……………………………………………..6

Календарно-тематический план программы…………………………………....9

Содержание занятий………..……………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………...30

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для педагогов образовательных

учреждений общего среднего образования, осуществляющих нравственно-эстетическое, духовно-нравственное и патриотическое образование детей.

Также данный труд может послужить дополнительным материалом внеклассной работы педагога, в рамках осуществления нравственно-воспитательной и просветительской формы работы на занятиях, предназначенных для подобного рода работы. Программа частично может быть использована преподавателями МХК, литературы, истории, и других гуманитарных дисциплин.

Работа раскрывает особенности исторически сложившихся в России традиций нравственного воспитания. Содержит подробный анализ системы ценностей и установок духовных приоритетов Русского народа, семейных ценностей, устройства иерархии в семейной жизни. Соответственно способствует формированию духовно-нравственных понятий в сознании десятиклассников касательно культуры воспитания в себе ценностей, без которых невозможно чувствовать себя полноценным гражданином своей страны.

Совершенно очевидно, что система ценностей в современном Российском обществе заметно деградировала, впитав в себя весь негатив и неизменность, порочность того, что на сегодняшний день не имеет чётких критериев нравственности. Заметно увеличилось число разводов, уменьшилось количество заключаемых браков, и заметно увеличилось численность тех, кто предпочитает так называемые «Гражданские браки», не предполагающие акта государственной регистрации и Венчания. Не менее важной проблемой на сегодняшний день является проблема ранних половых связей подростков, случайных интимных контактов, развязный характер поведения в обществе. Ни для кого не сереет, что современная молодёжная субкультура, пропагандируемая через СМИ, западные молодёжные сериалы, компьютерные игры, современную мультипликационную продукцию зарубежного производства ничего общего не имеет с многовековой этногенетической природой ценностей исторически сложившейся в процессе социокультурного развития России. Русская культура всегда была хранительницей сокровенной, глубоко религиозной, целомудренной модели воспитания. Семья считалась главной ценностью человеческого общества. На сегодняшний день очевидна необходимость трансформации нравственных приоритетов подрастающего поколения, пробуждении в сознании ценностей, заложенных в системе исторического развития России на протяжении многих поколений. Правительство России, Православная церковь на сегодняшний день успешно апробировали курс религиозных дисциплин «Основы Православной культуры». Примечательно, что те регионы, в которых шёл эксперимент по преподаванию данного курса воочию убедились в эффективности и нужности подобной нравственно-просветительской работы. Однако в настоящее время курс ОПК преподаётся только в начальной школе. Подростковый период развития, нуждается во внедрении нравственных корректив.

Современные учёные считают, что для профилактики пагубного образа жизни необходимо о ценностях семейной жизни говорить с учащимися старших классов, начиная с 14-15 летнего возраста, а это как раз - девятый класс. Основная задача в данном случае - передать опыт нравственного воспитания прошлых лет, для того чтобы учащийся видел чем отличается образ девушки, молодого человека России, с развитыми качествами добра, милосердия, сострадания, любви от гламурных лиц современных журналов, лишающих человека всякой морали и ценностей. При этом форма работы педагога не должна напоминать, нравоучение, чтение морали, а представлять собой сравнительный анализ сопоставления различных примеров, образное содержание которых помогло в сознании подростка сформировать чёткую матрицу представлений, способствующая развитию потребности в праведном, нравственно обоснованном образе жизни. Главная цель настоящего труда – объяснить молодёжи, что истинная ценность любви – это ответственность, бесконечное самопожертвование ради своего ближнего, целомудренность и чистота.

Цель работыСформировать в сознании учащихся чёткую систему представлений касательно исторически и культурно сложившихся нравственных аспектов семейной жизни.

Задачи:

1. Представить концепцию нравственных стандартов воспитания морально-этического облика личности в дореволюционной России.

2. Дать представление о сложности выбора нравственных приоритетов в современной России

3. Развить потребность в работе над самосовершенствованием с целью самореализации в социальном отношении.

Методы:

1. Лекционно-тренинговой работы, направленный на донесение сути путём сопоставления и обобщения

2. Метод эмоциональной драматургии – применяется для формирования необходимого эмоционально-образных представлений (использование русской музыки, репродукций живописи, примеров из литературы)

Данный труд опирается на работы следующих учёных:

Философов: Н.А. Бердяева, П. Флоренского, физиологов Б.М. Теплова, И.И. Павлова, психоаналитиков: К.Г. Юнга, Г.А. Шичко, В.Г. Жданова, психологов: А. Маслоу, Гамезо М.В., Орлова Л.М., Выгодского Л.С., Леонтьева А.Н., Медведевой И.Я. Рейковского И. Я.Педагогов: Шишовой Т.Л., Медушевского В.В. Педагогов нравственного и духовно- нравственного воспитания: Гребенников И.В., Дубровина И.В., Разумихина Г.П., Юферева Т.И., Монахов Н.И., Протоиерей Илья Шугаев, Протоиерей Максим Козлов. Специалистов в области медицинского знания Доктор Медицинских Наук, иеромонах Анатолий Берестов, Клинический психолог К.В. Зорин и других.

Основные особенности данной программы:

1. Данная программа предполагает реализацию целостного подхода в рассмотрении основных аспектов духовно-нравственного воспитания будущего семьянина. Реализуется для учащихся 9х классов

2. Программа имеет научное обоснование и рассматривает систему нравственного становления личности с трёх позиций:

· Научно – педагогической

· Социальной

· Духовной

3. Программа рассчитана на календарный учебный год с графиком учебных занятий 1-2 раза в неделю в течение 34 часов

4. Работа имеет образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую направленность.

5. В состав программы включен материал художественного содержания с целью моделирования в сознании учащегося системы социальных стандартов, опираясь на которые выстраивается мировоззренческая позиция взглядов подростков, формируется система ценностей.

6. Программа содержит исторический анализ форм нравственного воспитания России в разные временные периоды.

7. Основная тематическая направленность программы заключается в систематизации представлений касательно основных норм закономерного морально-этического, духовного, социального развития личности, с учётом её индивидуальных взглядов, социально-психологических и иных особенностей.

Для реализации данной программы используются следующие средства материально технического обеспечения: компакт диски с записями произведений П.И. Чайковского (избранные произведения симфонической классики) Репродукции картин произведений Русской живописи (эпоха критического реализма) Избранные произведения А.С. Пушкина.

Использование художественного материала в занятиях предусматривается с целью эмоциональной драматургии. Музыкальное сопровождение осуществляется по усмотрению педагога во время выполнения самостоятельных письменных работ учащихся, а также при демонстрации презентационного материала. Использование материалов Русской живописи в сочетании с классической музыкой (выбор картин на усмотрение учителя) осуществляется для того, что бы сопоставить критерии истинной женской красоты, чистоты скромности с современными эстетическими форматами стереотипов красоты, демонстрируемых на обложках гламурных журналов. Предполагается проведение сравнительных характеристик между изображениями женского образа в полотнах 19 века и современным лицом гламурного типа, лишённого всякой одухотворённости.

Применение данной методики, может быть только по отношению к той категории учащихся, которые имеют социальную готовность вести конструктивный диалог на эти данную тему. В зависимости от социальной подготовленности, педагог разрабатывает такую презентацию, содержание которой отражало бы сравнительный анализ нравственных качеств красоты, и в тоже время была понятна учащимся. В каждом отдельном случае подбор художественного материала и музыки должен быть индивидуальным.

Важно показать разницу между эстетическими формами женской красоты прошлого, запечатлённой искусством живописи и сегодняшней нравственно искажённой совершенно бездуховной моделью суррогата, не имеющего никакого отношения к понятию любви, милосердию, и материнству.

Такой подход поможет избежать лишнего многословия со стороны учителя и даст конкретные эмоционально – образные представления, опираясь на которые подростки смогут сделать свои выводы о тех принципах «красоты», которые так навязчиво предлагают принять на вооружение современному молодому поколению.

Средства ТСО - наличие видеоаппаратуры в классе (актовом зале)

Результатом достижения цели в данной программе считается:

Ø Усвоение учащимся основных понятий нравственного образа жизни

Ø Создание представлений и мотивация к семейной жизни, как единственной приемлемой в обществе форме построения отношений с противоположным полом.

Ø Усвоение необходимости в ведении здорового образа жизни без алкоголя, табака, наркотиков, случайных половых связей, игромании.

Ø В приложении программы даны рекомендации по использованию литературы, предназначенной для педагогов, учащихся, родителей. В список рекомендуемых сборников вошли видеоматериалы Православных учёных, педагогов, психологов, Священников-миссионеров, осуществляющих духовно-нравственную, миссионерско-катехизаторскую деятельность.

Календарно-тематический план программы

№ п/п Тема занятия Теория (часов) Практика (часов) Вид занятий
  Вводное занятие «Дружба, семья любовь»   0,5   0,5 Вводно-ознакомительное
  Особенности нравственного воспитания в дореволюционной России 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Ценности общества сегодняшней России и России 19 века 0,5 0,5 Урок-сопоставление
  Роль семейного воспитания в системе формирования ценностей. 0,5 0,5 Урок – тренинг
  Что именно зависит от меня, и какой именно может быть мой выбор в многообразии ценностей этого мира. 0,5 0,5 Урок-сопоставление
  Что означают понятия – «Скромность», «Стыдливость» и «Смирение» 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Как я должен вести себя в общественных местах: на дискотеках, в клубах. Какой должна быть моя одежда? 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Почему не следует копировать одежду и манеру поведения героев обложек гламурных журналов, кино, клипов, рекламных плакатов. 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Что происходит с личностью, когда она утрачивает чувство стыдливости, стеснительности, и что означает понятие «Вульгарная манера поведения», «Развязность» 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Понятие о семье и браке. Задачи личности в системе самоподготовки на пути вступления в брак 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Что такое «Гражданский брак» 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Чем опасен для будущего семьянина просмотр западных сериалов, журналов(особенно американских), западной мульт. Продукции. 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Что такое - ответственность в браке, и почему именно она определяет основные критерии чувства любви» 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Что означает словосочетание «Золотой телец», и может ли смысл любви заключаться в материальных ценностях? 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Почему девушкам необходимо скромно одеваться, и чем опасен «Вызывающий» внешний вид. 0,5 0,5 Обобщающее занятие
  Что такое милосердие, сострадание, вера, надежда и любовь в Христианском понимании. 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Любовь - это вечность, а не гламурная страсть. 0,5 0,5 Обобщающее занятие
  Сегодня я могу общаться, мечтать, дружить, размышляя о многом………. 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Как я представляю себе мою будущую семью? (творческая работа) __   Творческая работа Контрольно-аналитическое занятие
  У меня ещё много времени, но каждый день я обязан работать над собой.   0,5   0,5 Урок-тренинг
  Мужчина- это защита, женщина – доброта, нежность, гармония 0,5 0,5   Урок-тренинг
  Я – будущая мать, что я должна знать, о вреде пьянства, курении, наркотиках. 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Моё понимание нравственности (творческая работа) __   Творческая работа Контрольно-аналитическое занятие
  Крепкая дружба- залог ответственности и в любви 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Если я буду добрым и отзывчивым человеком, обязательно встречу хорошего спутника в жизни. 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Каждый день я слышу о разводах. Откуда их такое количество? 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Что означает «Целомудрие» и почему его важно сохранять. 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Что изучает наука «Волновая генетика»? 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Один раз и на всю жизнь. Что может быть прочнее и надёжнее? 0,5 0,5 Урок - сопоставление
  Если не ты то, кто своим примером поможет другим не сбиться с пути. Нашёл дорогу сам, помоги другу! 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Я знаю, что выбор у меня всегда есть. Брак – это счастье, и я обязательно постараюсь сделать всё, что бы мой выбор был верным и правильным. 0,5 0,5 Урок-тренинг
  О таинстве Венчания 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Ты – надежда России. От тебя зависит очень многое. Каким будешь ты, такой будет Россия 0,5 0,5 Урок-тренинг
  Образование, карьера, семья, а не наоборот.   ___ Заключено-обобщающее занятие

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: