Рекомендуемые игровые площадки и сопутствующие им помещения

Типы концертов Комплекс демонстрационной площадки Функциональные зоны и помещения Комплекс электротехнических помещений для:
  Тип Поме- щения накоп- ления Опера- тивный склад Кар- маны Вспом. игровая пло- щадка Трюм Рир- проек- цион- ная Склад одеж- ды сцены Фрон- таль- ного осве- щения Ложи боко- вого осве- щения Свето- и кино- про- екци- онные Регули- рова- ния света
  Эстрада Сцена- эстрада Сцена                      
  А Б                          
Большие филармонические + - - - + + - - - - - + + + +
Камерные + - - - + + - - - - - + + + +
Эстрадные, постановочные - - + + + + + + +* (+) + + + + +
Эстрадные, непостановочные - + - - + + - + +* (+) - + + + +
Хореографические - + - - + + - + - (+) (+) + + + +
Народных ансамблей - + - - + + - - - (+) (+) + + + +
Литературные + - - - - - - - - - - - - + +
Сборные - + - - + + + + +* (+) + + + + +
Примечание: + необходимо; (+) желательно; +* необходимо при наличии подъемно-выжимных площадок и транспортерных лент; - не рекомендуется.

4.2. Сценография

4.2.1. Сценография включает в себя приемы и средства постановки концертных номеров и программ. Она предопределяет структуру и состав демонстрационного пространства (наличие, помимо игровой площадки, оркестровой ямы, карманов и т.п.). Сценографические требования являются определяющими в организации зрелищного пространства, т.е. в организации архитектурного пространства зала и игровой площадки. Основа концертных программ (кроме симфонических) - быстрая, ритмичная смена номеров.

4.2.2. К сценографическим приемам, наиболее распространенным и существенно влияющим на архитектурные параметры площадки и зала, относятся:

- пространственное разъединение игровой площадки на основную и вспомогательную зоны;

- перенесение действия в изобразительную среду мягких и жестких декораций;

- быстрая смена среды концертного зрелища;

- иллюзорное расширение игрового пространства;

- приближение действия к зрителю;

- рисунок и характер расположения исполнителей на игровой площадке.

4.2.3. Прием пространственного разъединения основной и вспомогательной частей действия используется для акцентирования внимания зрителей на главном. Этот прием характерен для хореографических номеров в сопровождении оркестра. Пространственное разъединение основной и вспомогательной зон игровой площадки достигается, как правило, за счет рельефа пола с помощью:

- трансформируемых подъемно-выжимных устройств, размещенных в разных местах планшета игровой площадки;

- стационарных вспомогательных площадок в виде оркестровой ямы на первом плане и в виде галерей, приподнятых относительно планшета основной игровой площадки и расположенных по бокам (как в концертном зале имени Чайковского), или сзади ее (как в цирке). Последняя должна иметь ступенчатый пол и телевизионный экран для дирижера.

4.2.4. Основным средством создания изобразительной среды в концертном зрелище являются мягкие и жесткие декорации, мелкая бутафория, мебель и рельеф пола, а также костюмы и освещение (цветное и белое).

4.2.5. Мягкими декорациями являются:

- живописные декорации (расписанные анилиновыми красками и баннеры, на которые изображение наносится компьютерным способом);

- тюлевые завесы;

- картинные занавесы (в том числе и антрактные, которые в настоящее время иногда заменяются световыми);

- экраны для видео и светопроекции;

- телеэкраны (синхронное изображение исполнителя крупным планом).

4.2.6. Мягкие декорации в большинстве концертных программ размещают на заднем плане игровой площадки, на переднем - основной (антрактный) занавес или суперзанавес и тюлевую завесу. При необходимости используются несколько планов (план 2-3 метра).

4.2.7. Жесткие подвесные декорации предусматриваются в виде горизонтальных и вертикальных подвижных жалюзи. Жесткие не подвесные декорации используются в виде ширм и стенок, а также отдельных плоских элементов.

4 2.8. Телеэкраны, как правило, размещаются на заднем плане игровой площадки, или на переднем - сбоку.

4.2.9. Бутафория применяется, как правило, в виде единичных небольших изобразительных деталей, линейные размеры которых, в основном, не превышают двух метров. Отдельные детали иногда имеют значительно большую высоту. Рекомендуемое применение элементов декорационного оформления в программах разных видов концертов приведено в таблице 4.2.1

Таблица 4.2.1

    Элементы декорационного оформления
N Виды концертов Антрактный занавес Попланные подвесные занавесы и декорации (мягкие и жесткие) Задники экраны Ширмы и мелкие плоские элементы Мелкая бутафория и постановочная мебель Рельеф пола
  Большие филармонические - - - - - -
  Камерные - - - - - -
  Эстрадные + (+) + + + (+)
  Хореографические + - + - - -
  Народных ансамблей - - + (+) (+) -
  Литературные - - - + + -
  Сборные + - + + (+) -
Примечание: + частого использования; (+) редкого использования; - не используются.

4.2.10. Для светового оформления концертных номеров применяют как общее, так и постановочное освещение. В эстрадных программах для световых эффектов используют не только демонстрационную площадку, но и зрительный зал, объединяя его с демонстрационной площадкой в единое зрелищное пространство.

4.2.11. В филармонических концертных залах требуется, чтобы зрители хорошо видели исполнителей и имели возможность следить за партитурой, а исполнители - без напряжения читать ноты. Для этого требуется общее равномерное освещение демонстрационного пространства и зала. При этом уровень освещенности демонстрационной площадки выше уровня освещенности зрительного зала. Кроме того, используются скрытые подсветы пюпитров. При необходимости в специализированных филармонических залах предусматриваются прожекторы для световых эффектов акцентирующего и следящего освещения исполнителей.

4.2.12. При проектировании концертных залов необходимо предусматривать возможность изменения изобразительной среды от концерта к концерту, от номера к номеру и в рамках одного номера. Характер изменения изобразительной среды определяет способы смены декоративных элементов и регулирования света. В процессе концерта жесткие подвесные декорации в виде подвижных жалюзи, как правило, смены не требуют, вертикальные длинномерные бутафории и жесткие элементы заднего плана при необходимости закрываются попланными декорациями или задниками.

4.2.13. Основным требованием при проектировании игровой площадки является создание удобства для подвески жестких декораций и бутафории. Для этой цели предусматриваются декорационные и индивидуальные подъемы с элементами оборудования, расположенными за пределами игровой зоны в колосниковом пространстве, высотой не менее 2,2 метров.

4.2.14. Декорационные подъемы также используются для подвески мягких декораций. Быструю смену мягких декораций в процессе действия можно производить путем их перемещения в любом направлении как в нетрансформируемом (Рис.4.2.1.А), так и в трансформируемом виде (Рис.4.2.1.Б). Распространенными решениями, допускающими быструю смену мягких декораций, являются раздвижные (Рис.4.2.2) и распашные (Рис.4.2.3) занавесы, подъемные занавесы (в не трансформируемом виде и складные пополам), одноприводные и многоприводные занавесы типа французских штор (Рис.4.2.4), а также занавесы, наматываемые на барабан (Рис.4.2.5). Исключение составляют тюлевые занавесы, которые не раздвигают, в силу особенностей материала.

Рис.4.2.1. Размещение элементов верхней механизации

А - сцены с нетрансформируемыми мягкими декорациями;

Б - сцены-эстрады со складываемыми мягкими декорациями;

1 - занавес; Н = высота сценической коробки до колосников;
2 - декорационные подъемы; = высота строительного портала;
3 - колосники; = высота игрового портала;
4 - софиты. = высота декорации

Рис.4.2.2. Устройство раздвижного занавеса

А - стационарный;

Б - подъемно-опускной;

1 - занавес;

2 - блок подъемно-выжимного устройства.

Рис.4.2.3. Устройство распашного занавеса

Рис.4.2.4. Устройство многоприводного занавеса

1 - занавес;

2 - блок подъемно-выжимного устройства;

3 - лебедка;

4 - направляющий канат;

5 - портал.

Рис.4.2.5. Устройство занавеса, наматываемого на барабан

1 - занавес;

2 - барабан;

3 - ось дороги.

4.2.16. Для размещения мягких декораций (завесов) и механизмов их перемещения, а также для обслуживания элементов механического оборудования необходима соответствующая зона обслуживания. Ее величина и местоположение зависят от количества декораций и размещения их по глубине игровой площадки, размеров игрового пространства и вида занавесов.

4.2.17. Мелкие бутафории, мебель, элементы жестких декораций (ширмы и т.п.) меняемые от номера к номеру, требуют помещения оперативного складирования, размещенного в непосредственной близости от игровой зоны. Оно должно быть рассчитано также и на складирование функционального оборудования для исполнителей (стульев, пюпитров, станков для хора) и крупных музыкальных инструментов (рояль, клавесин и т.п.).

4.2.18. При наличии нижней механизации для перемещения сменных элементов оперативные склады следует располагать вблизи данных механизмов: при использовании для этой цели фур транспортных лент - рядом с карманами, а при использовании подъемно-выжимных площадок - в уровне трюма.

4.2.19. Для временного хранения декорационных элементов и концертного багажа коллективов, а также тары (кофров) для перевозки этого багажа следует предусматривать вблизи демонстрационного пространства специальное помещение. Его размещение должно обеспечить удобную подачу багажа в оперативный склад и к месту погрузки на транспорт.

4.2.20. Для "одежды" игровой площадки (мягких кулис, падуг и т.п.) необходимо предусматривать места ее хранения, - театральный сейф для скатанных декораций или обычное помещение, связанное с игровой площадкой, для хранения декораций в свернутом виде. При этом следует предусмотреть возможность транспортировки тяжелых и объемистых декораций. Величина сейфа или помещения зависит от размеров игровой площадки, насыщенности "одеждой" и запасом сменного фонда и составляет ориентировочно 40 кубических метров.

4.2.21. Комплекс помещений постановочного освещения следует проектировать по нормам проектирования театров. Расположение рампы на борту оркестровой ямы нежелательно, так как исполнители не видят края игровой площадки.

4.2.22. При проектировании игровых площадок рекомендуются следующие сценографические приемы и средства:

- для накопления к моменту выхода в игровую зону большого числа исполнителей следует предусматривать одно или несколько помещений, непосредственно примыкающих к игровой площадке или сценической зоне (закулисной части) и скрытых от взоров зрителей;

- следует предусматривать возможность изменения местоположения выхода исполнителей в игровую зону (для народных ансамблей предусматриваются боковые выходы первого и второго планов);

- для хореографических концертов рекомендуется предусматривать, кроме боковых, выход по оси игровой площадки; для эстрадных и сборных концертов - боковые выходы всех планов, а также выходы с игровой площадки в зрительный зал (преимущественно по центральной оси); для камерных и литературных концертов - один выход на игровую площадку и выход в зрительный зал; для больших филармонических концертов - не менее двух боковых выходов на игровую площадку (желательно на первом плане) и дополнительный выход по центральной оси.

4.2.23. Для хореографических концертов зону накопления артистов следует проектировать в виде единого пространства, учитывая необходимость подключения ее к игровой площадке (вереница исполнителей в процессе танца временно исчезает в закулисной части, затем опять появляется на игровой площадке с другого выхода, перетекая как ручеек), а также использования для быстрого переодевания артистов балета к новому номеру.

4.2.24. Сценографическими решениями определяются размеры проемов для выхода артистов и подачи постановочных элементов на игровую площадку. Для выхода артистов в эстрадных, хореографических, сборных концертах требуется ширина не менее двух метров (три танцора в ряд), а высота не менее четырех (двойной рост человека с поднятой рукой). Остальные виды концертов особых требований к размерам этих проемов не предъявляют.

4.2.25. Размеры проемов в оперативные склады лимитируются габаритами сценического оборудования для исполнителей, размером музыкальных инструментов и постановочных элементов. Эстрадные концерты требуют проема размером 2х4 (h) метра для движения фуры с постановочным оборудованием 3-метровой высоты. Ширина проема 2х2 (h) метра для филармонических концертов диктуется размером меньшей стороны рояля (1,65 метров). Высота 2 метра допускает свободное транспортирование любого крупногабаритного музыкального инструмента и оборудования для исполнителей.

4.2.26. Для обеспечения визуальной и акустической связей между основной и вспомогательной площадками необходимо:

- заглубление оркестровой ямы следует выдерживать в пределах 1,8-2,2 метров;

- не превышать расстояние между боковыми галереями 22 метра;

- иметь ступенчатый пол вспомогательных оркестровых площадок, расположенных на заднем плане демонстрационного пространства, и телевизионный экран для дирижера.

4.2.27. Для устройства мизансцен концертных программ необходимо предусматривать фуры или возможность трансформации планшета основной игровой площадки. Для этого попланные подъемно-выжимные устройства рекомендуется предусматривать секционными с размером секций 1,5х1,5 метра. Устройство вспомогательных площадок для мизансцен требует дополнительных помещений для фур - карманов на уровне основной площадки, для трансформации планшета - трюма. Площадь трюма определяется площадью трансформируемой площадки, а высота зависит от конструктивного решения. Игровые площадки для мизансцен используются также для оркестров в эстрадных, хореографических и сборных концертах.

4.3. Размещение исполнителей

4.3.1. Основная игровая площадка

4.3.1.1. Характер концертных действий может быть статичным (исполнители не перемещаются во время действия), динамичным (исполнители активно перемещаются во время действия) и смешанным. Для статичных действий размеры игровых площадок зависят от состава, параметров зоны одного исполнителя и числа исполнителей каждой группы, а также от распространенных схем их расположения на демонстрационной площадке. Определяющими для параметров игровых площадок статичных действий являются крупные коллективы (оркестры, хоры, инструментально-вокальные ансамбли). Данные для расчета параметров площадок таких коллективов приведены на рис.4.3.1. и 4.3.2. и в таблице 4.3.1.

Рис.4.3.1. Классическая схема размещения симфонического оркестра

1 - первые скрипки; 2 - вторые скрипки; 3 - альты; 4 - виолончели; 5 - контрабасы; 6 - английский рожок;

7 - флейты; 8 - гобои; 9 - кларнеты; 10 - валторны; 11 - тромбоны; 12 - трубы; 13 - туба; 14 - литавры;

15 - ударные; 16 - челеста; 17 - арфы; 18 - рояль; 19 - фаготы.

Рис.4.3.2. Схемы размещения партий хора:

А - смешанный; Б - мужской хор; В - женский и детский хоры;

A-I и A-II - альты; T-I и T-II -теноры; C-I и C-II - сопрано; В-I и B-II - басы; D-I и D-II - баритоны.

Таблица 4.3.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: