Рекомендуемые площадки для различных групп исполнителей

N Группы инструментов и хора Инструмент, исполнитель Площадь необходимой площадки, м
      минимум максимум
    Дирижер 1,1 1,5
  Смычковые Скрипка 0,65 1,2
    Альт 0,65 1,2
    Виолончель 1,15 1,45
    Контрабас 1,4 2,1
  Деревянные духовые Флейта 0,95 1,2
    Гобой 0,65 1,0
    Кларнет 0,65 1,0
    Фагот 0,8 1,0
  Медные духовые Саксофон 0,8 1,0
    Валторна 0,8 1,0
    Труба 0,65 1,0
    Тромбон 1,1 1,6
    Туба 0,8 1,2
    Альт 0,65 1,0
    Тенор 0,65 1,0
    Баритон 0,65 1,0
    Бас-труба 0,95 1,2
  Ударные Малый барабан 0,95 1,5
    Большой барабан 1,9 2,66
    Литавры 4,5 6,0
  Украшающие Арфа 0,95 1,3
    Рояль 3,35 5,6
    Пианино 1,7 2,1
    Клавесин - 3,7
    Челеста - 1,1
    Ксилофон 1,45 2,2
    Аккордеон 1,05 1,44
  Щипковые Мандолина 0,85 1,2
    Домбра 0,85 1,2
    Балалайка 0,85 1,2
    Бас-балалайка 1,2 1,7
    Гусли - 2,3
  Хор Хорист 0,18 0,24

4.3.1.2. Параметры игровых площадок для динамичных действий определяются заданием на проектирование исходя из того, что формирующим жанром динамичных действий являются танцы. Величина зоны танцевального действия зависит, в основном, от композиционной структуры танца (применяемых балетных фигур и ходов, траекторий движения и группировки исполнителей). Эмпирически определены оптимальные габариты игровых площадок для динамичных действий колеблются в диапазоне 19х14,5 метров*. Необходимые величины зон действий танцев приведены в табл.4.3.2. и на рис.4.3.5.

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

Таблица 4.3.2

N Типы танцев Параметры зон действия танцев, м
    ширина глубина
  Народные и характерные   14,5
  Классические   13,5

4.3.1.3. В целях безопасности габариты игровых площадок для динамичных действий при использовании жестких декораций необходимо увеличивать на эмпирическую величину 1,3 м (в сторону этих декораций), при применении мягких декораций этого увеличения не требуется. От габаритов игровой площадки для динамичных действий до наружной кромки демонстрационной площадки следует предусматривать зоны безопасности глубиной не менее 1,2 метра.

4.3.1.4. Размеры зоны действия танцев и смешанных действий в программах народных ансамблей составляют: ширина 16 метров, глубина 7 метров. Высота зоны действия должна быть не менее 5 метров (двойной рост человека с поднятой рукой плюс свободное пространство).

4.3.1.5. Параметры игровых площадок для смешанных действий концертов народных ансамблей рассчитываются по схеме, приведенной на рис.4.3.5. Высота здесь предопределяется хореографическим исполнением и составляет 5-6 метров.

4.3.1.6. Игровые площадки эстрадных программ наибольших размеров требуются для отдельных цирковых номеров и номеров мюзик-холла (32 исполнительницы в ряд). Для первых необходима большая высота 7,5 метра, для вторых - ширина 14-16 метров (при свободной расстановке исполнительниц по 0,5 метра на человека и 0,4 при тесной) и глубина 12-15 метров.

4.3.1.7. Для статичных и динамичных действий эстрадных программ размеры игровой площадки с мягкими ограждениями размером 14х12х7 метров допускает все выступления этого вида.

4.3.1.8. Рекомендуемые размеры игровых площадок для конкретных видов концертов приведены в таблице 4.3.3.

Таблица 4.3.3

N Виды концертов Характеристики основной игровой площадки, м
    Минимальная ширина Минимальная глубина Высота
  Большие филармонические   12,5  
  Камерные 11,5 5,5 6-8
  Литературные 4,5 2,5 7,5
  Хореографические 19,5 (17) 5,5 (14)  
  Народных ансамблей 16,5 (14) 14 (14)  
  Эстрадные, постановочные и не постановочные      
  Сборные 19,5 (19) 15,5 (14) 7-10
Примечание: 1. Размеры игровых площадок обеспечивают все концертные программы. 2. В скобках даны размеры игровых площадок при использовании мягких декораций.

4.3.1.9. Приведенные в табл.4.3.3. показатели при необходимости могут корректироваться заданием на проектирование.

4.3.1.10. Для универсальных концертных залов (предназначенных для демонстрации программ 2 и более видов концертов) размеры игровых площадок принимаются по табл.4.3.3. и рис.* по наибольшим показателям совмещаемых видов концертов. По требованиям акустики ширина игровой площадки универсальных залов для всех совмещаемых видов концертов не должна превышать 22 м.

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

4.3.1.11. Для камерных концертных залов размеры игровых площадок принимаются по рис.4.3.4.

Рис.4.3.3. Размеры игровых площадок в зависимости от различной доли номеров данного концерта

в ежегодной концертной программе:

1 - духовые оркестры вне категории; 2 - духовые оркестры I категории; 3 - симфонические оркестры

вне категории; 4 - симфонические оркестры I категории; 5 - то же, II категории; 6 - оркестры народных

инструментов вне категории и I категории; 7 - то же, II категории; 8 - хор вне категории; 9 - хор I категории;

10 - то же, II категории. Совместное выступление хора с оркестром конкретного типа

и категории указаны дробью.

Рис.4.3.4. Размеры игровых площадок для камерных концертов:

1 - камерные оркестры вне категории;

2 -то же II категории;

3 - ансамбль скрипачей вне категории.

Рис.4.3.5. Расчетная схема игровой площадки для динамических действий

1 - суммарный контур зон действия;

2 - зона свободного пространства;

3 - контуры игровой площадки;

Х - ширина игровой площадки; Y - глубина игровой площадки;

x - ширина суммарного контура зон действий; y - глубина суммарного контура зон действий; а - глубина свободного пространства впереди зоны действия; б - то же, сзади зоны действия; в - ширина свободного пространства справа и слева от зоны действия.

4.3.2. Вспомогательная игровая площадка для оркестра

4.3.2.1. Вспомогательные игровые площадки для музыкального сопровождения предусматриваются, как правило, для хореографических, эстрадных и смешанных концертных программ с учетом примерной схемы рассадки оркестра приведенной на рисунке 4.3.1., из расчета площади на одного музыканта - 1,2 м .

4.3.2.2. Численность и состав оркестра музыкального сопровождения определяется заданием на проектирование. Рекомендуемая численность эстрадных (смешанных) коллективов - 28 человек, хореографических - 16 человек.

4.3.2.3. Глубина вспомогательной игровой площадки не менее 3 метров.

4.3.2.4. Требования к габаритам вспомогательной площадки в виде оркестровой ямы приведены в МГСН 4.17-98.

4.3.3. Зона накопления артистов

4.3.3.1. Зона накопления предназначена для:

- расположения участников в определенном порядке (построению в ряд, попарно или по одному);

- принятия той или иной позы;

- разбега некоторых исполнителей при динамическом выходе на сцену;

- быстрого переодевания актеров;

- оперативного хранения фур и бутафорий.

4.3.3.2. Площадь зоны накопления определяется из расчета 0,3 м на хориста или музыканта; 1,4 м на одного танцора. Расчетное число исполнителей, находящихся одновременно в зоне накопления, и минимальная площадь зоны по типам концертов приведены в таблице 4.3.4.

Таблица 4.3.4

N Тип концерта Состав исполнителей Число исполнителей, чел. Минимальная площадь зоны накопления артистов, м
  Большие филармонические Хористы и оркестранты    
  Хореографические Танцоры 48 (по 24х2 танца)  
  Народных ансамблей 3.1. Хористы и оркестранты    
    3.2.Танцоры    
  Эстрадные Танцоры Солисты    
  Смешанные Состав, требующий максимальной площади    

4.3.3.3. Высота зоны накопления артистов для хореографических, эстрадных, смешанных концертов и выступлений народных ансамблей должна быть не менее 4 метров.

4.4. Приближение действия к зрителю

4.4.1. Концертное зрелище - процесс двусторонний, объединяющий исполнение и восприятие. Процесс объединения выступающих и зрителей осуществляется в следующих формах:

- выхода артистов в зал, прохода через зал;

- исполнения номера на ступеньках эстрады и/или в проходах;

- вовлечения в исполнение номера (хоровое пение, диалоги) зрителей;

- использования "подсадных" актеров;

- использования свето и цвето музыки;

- применения световых эффектов.

4.4.2. Все эти приемы требуют от проектировщика умения запроектировать хорошую связь зрительских мест и игровой площадки. Подробнее о поисках новых форм приближения действия к зрителю см. приложение 6.

4.5. Акустическое благоустройство

Интегральным показателем, влияющим на качество зрительного зала, является акустическое благоустройство, т.е. совокупность заложенных в проектное решение мер, конструктивных решений, параметров, приводящих к необходимым комфортным характеристикам концертного действия. Акустического благоустройства нельзя добиться без тщательной совместной работы акустика и архитектора на всех стадиях работы над проектом. Совместное проектирование поможет избежать многих ошибок, приводящих к акустическим дефектам, исправление которых либо потребует больших дополнительных затрат, либо окажется совсем невозможным*.

________________

* Так, доводка концертного зала после строительства является обычным делом (Московский Международный Дом Музыки, Дом радиовещания в Копенгагене и другие).

Все современные залы по акустическому благоустройству делятся на три группы.

- Залы с естественной акустикой. В них зрители слушают звучание голоса или инструмента непосредственно, а качество звучания зависит только от акустических свойств помещения. Вместимость таких залов должна быть не более 3000 человек;

- Залы со смешанной акустикой. В них совмещены непосредственное звучание и звучание при помощи системы звукоусиления. Вместимость таких залов может достигать 4500 чел.;

- Залы с искусственной акустикой. Здесь звучание обеспечивается только при помощи звуковоспроизводящей аппаратуры. Вместимость таких залов не ограничена и может достигать 10-15 тыс. чел. (Московский Дворец Спорта).

Для концертов наиболее приемлемы залы 1-й группы, так как большая часть музыкальных программ значительно лучше звучит в условиях естественной акустики, лишь некоторые номера эстрадных концертов заранее рассчитаны на звукоусиление. Поэтому эстрадные многожанровые концертные залы оборудуют системой звукоусиления. К акустическим свойствам таких залов предъявляются в принципе те же требования, что и к залам с естественной акустикой. Решение системы звукоусиления в залах 3-й группы также зависит от их архитектурного решения, и может быть затруднено при плохих акустических свойствах этих помещений.

Следует учитывать, что акустические качества помещений, предназначенных для передачи речи, и помещений, предназначенных для передачи музыки, различны. Объективной оценкой речевого помещения является разборчивость, которая может быть выражена процентной артикуляцией. Оценка качества музыкальных помещений не является чисто физической проблемой, так как связана с индивидуальными эстетическими требованиями слушателей. Здесь многое зависит от музыкального вкуса и расположения слушателей, качества исполнения, привычки к определенному помещению. Так для музыкантов существуют такие субъективные характеристики зала, как "тяжесть" или "легкость" звучания оркестра.

Однако существуют общие требования к акустике концертных залов и к архитектурно-строительным характеристикам, от которых зависит акустическое благоустройство.

Хорошим акустическим качеством характеризуются помещения, где выполнены следующие основные требования:

- все места слушателей обеспечены прямой звуковой энергией, а также энергией ранних отражений;

- в помещении создано диффузное звуковое поле, исключающее возникновение эха, концентрацию звука и другие нежелательные явления;

- время реверберации зала, заполненного слушателями, соответствует величине и назначению помещения;

- посторонние шумы сведены к минимуму.

Нужного соотношения в распределении прямой и отраженной звуковой энергии, а также создания диффузного звукового поля, исключающего нежелательные явления, добиваются в зале путем:

- правильного выбора объема зала и его вместимости;

- взаимного размещения мест для слушателей и игровой площадки;

- формы зала в плане и разрезе;

- размеров, профиля и местоположения отражающих поверхностей и отдельных архитектурных элементов;

- характера и количества звукопоглощающего материала и его размещения.

4.5.1. Обеспеченность слушательских мест достаточной звуковой энергией

4.5.1.1. Интенсивность звука в зале резко падает с удалением от источника (исполнителя) вследствие распространения звуковой энергии по объему помещения, значительного звукопоглощения слушателями и звукопоглощения ограждающими поверхностями и архитектурными элементами.

4.5.1.2. Для залов с естественным звучанием (без звукоусиления) мощность звучащих источников (человеческий голос, музыкальный инструмент) является ограниченной. Поэтому существуют пределы удаленности слушателей от демонстрационной площадки, ограничения объема помещения и численности слушателей.

4.5.1.3. В залах для литературных концертов максимальная удаленность слушателей от демонстрационной площадки (эстрады) не должна превышать 27 м. В камерных залах эта величина может быть равна 30 м, а в больших филармонических залах - не должна превышать 45 м. Вместимость залов следует выдерживать в пределах, указанных в табл.4.5.1.

Табл.4.5.1

N Виды концертов Вместимость зала, мест
  Большие филармонические 500-2500
  Камерные 100-200
  Эстрадные (эстрадные оркестры) 500-6000
  Народных ансамблей 300-3000
  Литературные 200-600

4.5.1.4. Кубатуру на 1 место для слушателя (включая объем эстрады) следует принимать в зависимости от вместимости по расчетной кривой, приведенной на рис.4.5.1. Для удовлетворения рассматриваемого требования необходимо также правильно запроектировать зону демонстрационной площадки и размещение слушательских мест.

Рис.4.5.1. Кривая рекомендуемого объема зала на одного слушателя

4.5.1.5. В концертных программах оркестров и хоров для хорошего слитного звучания и избежания эха (для исполнителей и для слушателей первых рядов) оркестр должен быть размещен на площади шириной не более 22 м, хор - не более 46 м (рис.4.5.2.).

Рис.4.5.2. Максимальные размеры зон размещения оркестра и хора по требованиям акустики

4.5.1.6. Ширину эстрады, предназначенной для выступления хора и оркестра, следует принимать по более жестким требованиям для оркестра - 22 м.

4.5.1.7. Для комфортного восприятия оркестра, расположенного на эстраде, рекомендуется удалять слушателей от оркестра не менее чем на 6,5 м.

4.5.1.8. При расположении слушателей вокруг игровой площадки наиболее акустически комфортная зона - перед оркестром, менее - с боков и наименее - сзади, в связи с чем места слушателей, сидящих сзади оркестра (хора), как правило, приподнимают над уровнем игровой площадки. Чтобы довести до слушателей как можно больше прямой звуковой энергии, не следует допускать преград (конструкций, оборудования, реквизита и т.п.) на пути распространения звуковой энергии от источника к слушателю. С этой же целью предусматривается подъем планшета сцены по отношению к полу зрительного зала и уклон пола зоны слушательских мест, а также попланный подъем исполнителей на игровой площадке. Такое решение уменьшает поглощение прямого звука впереди сидящими слушателями и его экранирование.

4.5.1.9. Практика показывает, что превышение рядов, обеспечивающее хорошую видимость, как правило, является достаточным и для обеспечения хорошей акустики зала.

4.5.2. Первые звуковые отражения

4.5.2.1. К слушателям в зале поступает прямой звук непосредственно от источника и ряд звуковых отражений от ограждающих поверхностей зала.

4.5.2.2. Первые звуковые отражения (однократно отраженные от поверхностей зала на пути от источника к слушателям) имеют достаточную интенсивность и усиливают прямой звук от источника, улучшая слышимость и разборчивость. При этом полезными являются отражения, время запаздывания которых по отношению к прямому звуку не превышает для музыкальных залов - 30 мс (10 мс), для речевых - 20 мс. Схема хода прямого звука от источника и первых отражений приведена на рис.4.5.3.

Рис.4.5.3. Графическое построение отражения звуковых лучей:

И - источник звука;

С - слушатель;

N - нормаль к отражающей поверхности;

- угол падения;

- угол отражения.

4.5.2.3. При расчетах времени запаздывания отраженного звука высота источника над полом эстрады принимается равной 1,5 м (уровень рта исполнителя), а высота точки приема над полом - 1,2 м (уровень уха сидящего слушателя).

4.5.2.4. Для получения первых полезных отражений вблизи игровой площадки предусматривают звукоотражающие конструкции массой не менее 50 кг/м из материалов, хорошо отражающих звук.

4.5.2.5. Передняя часть потолка зала, как правило, выполняется в виде наклонного или выпуклого отражателя или подвешивается специальный отражатель, как правило, в залах с высокими потолками, от которых первые отражения придут к слушателям со временем запаздывания больше допустимого.

4.5.2.6. Приемом, способствующим улучшению акустического благоустройства зала, является уменьшение размеров потолка и обрамляющих стен игровой площадки.

4.5.2.7. Высоту потолка зала или подвески отражателя определяют либо графическим построением отраженных лучей (рис.4.5.3), либо путем моделирования. Как правило, необходимая высота не превышает 10 м. В современной практике проектирования потолок часто выполняют в виде расчлененных секций, при правильном выборе очертаний дающих хорошее рассеяние отраженного звука, перекрывающего отражения от соседних секций (рис.4.5.4). Секции, показанные на рис.4.5.4, Б, неудовлетворительны, так как отражения от смежных секций не перекрывают друг друга. Эти же соображения учитываются при проектировании формы потолка (раковины) игровой площадки, так как исполнителям и дирижеру необходимо слышать одновременно сбалансированное звучание всех инструментов.

Рис.4.5.4. Форма поверхности потолка:

А - акустически благоприятная;

Б - акустически неблагоприятная;

I - зона слушательских мест, лишенная полезных отражений.

4.5.2.8. При выборе очертания боковых отражающих поверхностей в плане также следует руководствоваться приведенными выше требованиями (пп.4.5.2.5. и 4.5.2.7.). Рабочая высота боковых отражающих поверхностей - до 4 м от уровня пола. При большой ширине зала и плоских параллельных боковых стенах отражения от их передней части у игровой площадки приходят к первым рядам слушателей, как правило, с запозданием более допустимого.

4.5.2.9. Ширина зала у игровой площадки рекомендуется: в лекционных залах до 15 м, в залах для литературных концертов до 20 м, в больших филармонических залах до 22 м.

4.5.2.10. В многоцелевых залах возникает необходимость в создании системы изменяемой акустики. Эффективно устройство съемных звукопоглощающих покрытий на боковых и задних стенах зала.

4.5.3. Распределение отраженного звука по поверхности слушательских мест

4.5.3.1. Необходимость распределения первых полезных отражений звука в зале исключает применение в нем вогнутых поверхностей, концентрирующих отраженный звук. При запаздывании отраженного звука на 50 мс и более в зале возникает эхо. При этом следует учитывать, что неравномерность звукового поля перемещается по залу вместе с перемещением источника звука на игровой площадке.

4.5.3.2. Не рекомендуется проектировать зал в плане круглой, овальной или подобной формы с вогнутыми поверхностями стен и с куполами или сводами. Во избежание концентрации звука радиус кривизны вогнутой задней стены зала R должен не менее чем в 2 раза превышать глубину зала (расстояние от внутренней поверхности вогнутой стены до наружной кромки эстрады или красной линии сцены), а радиус кривизны потолка R в большом зале должен быть, по крайней мере, в 2 раза больше высоты помещения (рис.4.5.5.).

Рис.4.5.5. Отражение от вогнутых поверхностей

А - от задней стенки; Б - от потолка;

1 - Недопустимое положение центра кривизны;

2 - Допустимое положение центра кривизны;

О - центр кривизны;

И - источник звука;

Ф - точка концентрации отраженных лучей;

R - радиус кривизны поверхности;

L - расстояние от источника звука до вогнутой поверхности;

Н - высота помещения.

4.5.3.3. При боковых стенах (или других поверхностях) зала параллельныx и гладких появляется многократное отражение звука и возникает так называемое "порхающее эхо". Избежать этого можно небольшим отклонением стен от параллельности (3-5°) в плане и небольшим наклоном их внутрь зала в разрезе.

4.5.3.4. В зале, как правило, не должно быть двух или более повторяющихся размеров. Кубические или квадратные в плане помещения с точки зрения акустики являются неудовлетворительными.

4.5.4. Диффузное звуковое поле

4.5.4.1. Первые полезные звуковые отражения обеспечивают разборчивость речи и ясность звучания музыки. Более поздние отражения при определенных условиях дадут дополнительное качество звучания в зале: для речи - естественную тембровую окраску, для музыки - полноту и живость.

4.5.4.2. Эти качества зал приобретает, если в нем создано диффузное звуковое поле. Для этого необходимо, чтобы вся площадь слушательских мест была равномерно покрыта поздними, рассеянными звуковыми отражениями, приходящими из всех направлений.

4.5.4.3. Большие гладкие ограждающие поверхности зала не создают в нем диффузного звукового поля. Оно достигается членением поверхностей зала и введением таких элементов, как колонны, балконы, лоджии и т.п. Для получения хорошего отражения или рассеяния звука необходимо, чтобы отражающие поверхности имели линейные размеры не менее 1,5 длины волны падающего на них звука.

4.5.4.4. Размеры отражателей вблизи демонстрационной площадки должны быть по ширине не менее 5-6 м с тем, чтобы при перемещении источника звука (исполнителя) в игровой зоне обеспечивалось равномерное покрытие по площади слушательских мест первыми направленными полезными отражениями. Для получения рассеянных (диффузных) отражений расчлененные поверхности должны иметь ширину 1,5-2 м, глубину 0,5-1 м при шаге членения 2-4 м.

4.5.4.5. Дополнительные более мелкие членения крупных элементов обеспечивают рассеяние в широком диапазоне звуковых частот. При этом наибольший эффект дают элементы криволинейной выпуклой формы.

4.5.4.6. Рекомендуемые соотношения глубины, шага и ширины элементов членения поверхности приведены на рис.4.5.6.

Рис.4.5.6. Размеры членений диффузно отражающей поверхности:

А - область эффективного рассеивания отраженного звука;

а - глубина элемента;

б - ширина элемента;

в - период членения;

- частота, Гц.

4.5.4.7. Акустические условия для балконов благоприятны, если отношение выноса к средней высоте подбалконного пространства , (рис.4.5.7.) не более 1,5. Если над балконом нет выше расположенного балкона, то отношение : не более 2.

Рис.4.5.7. Целесообразные пропорции балконного пространства:

1 - пространство под балконом;

- глубина подбалконного пространства;

- средняя высота подбалконного пространства);

2 - пространство над верхним балконом;

- глубина балкона,

- средняя высота надбалконного пространства).

4.5.5. Время реверберации

4.5.5.1. Достаточность диффузности звукового поля зала определяется гулкостью. Количественно она оценивается временем реверберации зала, которое будет различным для залов разного назначения и объема. Время реверберации - время, в течение которого звуковая энергия после выключения источника падает до 1/1000000 своей первоначальной величины.

4.5.5.2. Зависимость времени реверберации от объема (для частоты 512 Гц) показана на рис.4.5.8. Чтобы время реверберации зала не зависело от степени заполнения его слушателями, кресла в нем должны быть мягкими с обивкой, пропускающей воздух, т.е. с большим звукопоглощением.

Рис.4.5.8. Зависимость оптимальных значений времени реверберации

от объема помещения при частоте 512 Гц:

1 - хоровая и органная музыка;

2 - легкая музыка;

3 - средние значения для музыки;

4 - средние значения для речи.

4.5.5.3. Время реверберации на стадии рабочего проекта рассчитывается для частот 125, 500, 1000, 2000, 3000, 4000, 5000, 6000 и 8000 Гц. Для частот до 1000 Гц включительно время реверберации вычисляют по формуле Эйринга:

, (1)

где - время реверберации, с;

- суммарная площадь внутренних поверхностей, м ;

- функция среднего коэффициента звукопоглощения;

- объем зала, м .

3.5.5.4. Для частот выше 1000 Гц начинает сказываться молекулярное поглощение звука в воздушном объеме зала, и формула (1) изменяется:

, (2)

где все значения те же, что и в формуле (1), а коэффициент учитывает поглощение звука в воздухе и зависит от температуры и относительной влажности воздуха.

4.5.5.5. При расчете времени реверберации заполнение зала слушателями рекомендуется равным 75%. При расчетном времени реверберации большем требуемого оптимального значения, во внутреннюю отделку зала рекомендуется ввести звукопоглощающие материалы, которые следует располагать на поверхностях, не дающих первых направленных полезных отражений. Обычно звукопоглотитель размещают в верхней части боковых стен, иногда на задней стене и на части потолка, не дающей ранних отражений. Более точно эти участки определяют специальными построениями с использованием метода мнимых источников. Для увеличения диффузности звукового поля в зале и для более эффективного звукопоглощения звукопоглощающий материал лучше размещать отдельными плоскостями размером 1-5 м . При этом не следует закрывать ими поверхности пазух над и под балконом. Звукопоглощающие конструкции должны соответствовать интерьеру зала и отвечать санитарным и противопожарным требованиям.

4.5.6. Звукоизоляция

4.5.6.1. Комфортные акустические условия в концертных залах определяются с учетом его звукоизоляции, которую следует проектировать в соответствии с МГСН 2.04-97. Общий уровень посторонних шумов, проникающих в концертный зал не должен превышать (в октавных полосах) значений, указанных в табл.4.5.2.

Таблица 4.5.2

N Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц Уровень шума, Дб
     
     
     
     
     
     
     
     
Примечание. Допустимые уровни шумов, вызванных установками вентиляции и кондиционирования воздуха, на 5 дБ ниже указанных в таблице.

4.5.6.2. Следует избегать размещения концертных зданий вблизи шумных предприятий и магистралей. При разработке архитектурно-планировочной схемы здания следует использовать окружающие зал помещения для защиты его от уличных шумов.

4.5.6.3. Помещения с сильными источниками шумов и вибраций (вентиляционные камеры, насосные, шахты лифтов и их машинные помещения, трансформаторные и т.п.) не должны примыкать к залу и другим помещениям, требующим тишины. В помещениях с шумными установками, кроме их надлежащего расположения в здании, следует предусматривать вибро- и звукоизоляцию установок, а также предусматривать специальные устройства по глушению шумов.

4.6. Условия видимости

4.6.1. Условия расположения зрителей

4.6.1.1. На рис.4.6.1. показаны зоны возможного расположения зрителей, имеющие три градации качества: I - высококомфортная видимость ("5"), II - комфортная видимость ("4"), III - допустимо комфортная видимость ("3").

Рис.4.6.1. Зоны расположения зрителей перед открытой в зал эстрадой

Пространство вне этих объемных зон не комфортно для восприятия концертной программы. Параметры зон комфортности определяются угловыми размерами, а также расчетной величиной , которая зависит от заданной вместимости зала. Взаимосвязь вместимости и расчетной величины была получена в эксперименте. Она составляет:

, (3)

где - исходная вместимость зала.

4.6.1.2. Чем больше вместимость концертного зала, тем относительно больше величина , т.е. размер зон комфортности.

На рис.4.6.2. показана зависимость показателя от вместимости зала .

Рис.4.6.2. Зависимость расчетного параметра (м) от вместимости зала (чел.)

4.6.1.3. Если в зале предусмотрена эстрада с порталом, основные параметры зон остаются теми же, но боковые ограничения зон в плане оказываются связаны с глубиной эстрады согласно рис.4.6.3.

Рис.4.6.3. План зон расположения зрителей перед портальной эстрадой

4.6.2. Условия загораживания

4.6.2.1. Оптимальное превышение свободного луча зрения над головой зрителя в предыдущем ряду - =0,14 м*, высота глаза сидящего человека - 1,2 м.

________________

* Превышение 0,14 м отвечает более 70% случаев взаиморасположения зрителей (0,12 м отвечает лишь 50% случаев).

4.6.2.2. Разное качество мест отвечает беспрепятственной ( =0,14 м) видимости следующих фокусных точек на эстраде (рис.4.6.5.), где:

I - очень комфортная видимость (оценивается в "5" баллов);

II - комфортная видимость ("4" балла);

III - допустимо комфортная видимость ("3" балла).

Рис.4.6.4. Фокусные точки разных зон загораживания

4.6.2.3. Если луч зрения, проходя над головой впереди сидящего зрителя с превышением 0,14 м, оказывается выше зоны III, то видимость с данного места некомфортна. Построение профиля зрительских мест рекомендуется вести по отрезкам, предусматривая от 3 до 5 прямых отрезков пола по длине зала (рис.4.6.6.).

Рис.4.6.5. Превышение луча зрения для отрезка профиля пола

4.6.2.4. Превышение луча зрения из последнего ряда на отрезке пола над головой зрителя первого ряда в этом отрезке определяется формулой:

, (4)

где - число рядов на отрезке пола (На рис.4.6-5. =6). Построение профиля по кривой равных превышений (графически от ряда к ряду, или по формуле) обеспечивает наименьший подъем последнего ряда, но разница с расчетом по прямым отрезкам невелика, а способ построения и расчета несравненно проще. Проектировщик может быстро сопоставить разные варианты профиля. Кроме того, таким способом можно предусматривать разное качество загораживания для отдельных групп мест.

4.6.3. Общее качество видимости в зале. Способы проектирования

4.6.3.1. Проектирование расположения мест в зрительном зале рекомендуется начинать с расчета параметра по формуле 3, а затем построения чертежа плана и разреза зон расположения зрительских мест в необходимом масштабе.

4.6.3.2. При определении структуры зала (балконы, амфитеатр и т.п.) необходимо обеспечить общее качество видимости в зале. Общее качество видимости в зале определяется как средневзвешенное качество разных групп мест ().

, (5)

где - вместимость зала.

Пример: если в зале 800 мест ( =800) имеется 200 мест высокой комфортности ( =200), 350 комфортных мест ( =350) и 250 мест допустимо комфортных ( =250), то общее качество зала по условиям видимости равно: , то есть близко к "хорошему" ("4"), но меньше его.

4.6.3.3. Некомфортная видимость допускается только для дополнительных мест эпизодического использования.

4.6.3.4. При проектировании конфигурации плана и разреза зала рекомендуется опробовать несколько вариантов расположения мест, максимально используя в разрезе и в плане "высоко комфортную" и "комфортную" зоны видимости. При этом каждый необходимо соблюдать допустимое качество условий загораживания.*

________________

* Текст соответствует оригиналу. - Примечание “КОДЕКС”.

4.7. Помещения обслуживания зрителей

4.7.1. Помещения для обслуживания зрителей делятся на несколько функциональных групп:

- входная группа помещений;

- зрительный зал;

- рекреационные помещения и фойе;

- помещения питания;

- санитарные узлы.

4.7.2. Входная группа помещений состоит из тамбуров, кассового и входного вестибюлей, распределительного вестибюля с гардеробами и помещениями обслуживания посетителей.

Тамбура в Москве, в целях энергосбережения, рекомендуется проектировать двойными с тремя рядами дверей, открывающихся наружу, и с тепловой завесой, что определяется заданием на проектирование.

Кассовый и входной вестибюли рекомендуется совмещать, если кассы находятся при главном входе. В некоторых обоснованных случаях размещение кассового вестибюля возможно отдельно от главного входа или даже отдельно от основного комплекса концертного зала. Площадь помещения кассиров рекомендуется принимать из расчета не менее 5 м на одного кассира, а количество кабин кассиров следует принимать из расчета одна кабина (кассир) на 500 мест в зале.

При кассовом или входном вестибюлях следует предусматривать телефоны-автоматы из расчета не менее 2 на каждые 200-300 мест в зале, а также помещение дежурного администратора (8-10 м ), непосредственно связанное с распределительным вестибюлем. В концертных залах большой и средней вместимости рекомендуется предусматривать и кабинет главного администратора (12-20 м ). Помещения администраторов рекомендуется непосредственно связывать с распределительным вестибюлем. При кассовом вестибюле, расположенном отдельно, рекомендуется помещение дежурного администратора располагать рядом с кассами.

Распределительный вестибюль - основное помещение входной группы. В комплекс распределительного вестибюля входят распределительное рекреационное пространство, гардеробные с камерой хранения, бюро обслуживания. Рекомендуется при вестибюле предусматривать кладовую для хранения инвентаря - 3 м .

Для удобства обслуживания зрителей глубина гардеробной не должна быть более 4 м, а ширина предгардеробного подхода - не менее 3 м. Площадь предгардеробного пространства рекомендуется принимать исходя из расчета 0,2 м на 1 зрителя. В предгардеробном пространстве рекомендуется размещать зеркала и банкетки (диваны). Длина барьера гардеробной должна составлять не менее 1 пог.м на каждые 20-30 зрителей. Уровень пола гардеробной за барьером может быть понижен по отношению к уровню пола предгардеробного пространства, но не более чем на 0,3 м. Высота барьера гардеробной от пола предгардеробного пространства - не более 0,9 м, ширина прохода за барьером (до вешалок) - не менее 0,7 м.

Количество крючков на 1 пог.м вешалки (в зависимости от типа вешалки) 6-7 шт., а их размещение от пола гардеробной - 1,6 м.

Помещение для отдыха гардеробщиков, билетеров, уборщиц, оборудованное умывальником площадью 15-20 м , рекомендуется размещать в непосредственной близости от гардеробной. Для уборщиц рекомендуется устройство индивидуальных шкафчиков.

Камеру хранения сумок рекомендуется размещать рядом с гардеробной, возможно, в несколько ярусов (цифра в табл.4.7.1 дается общая, без учета поярусного хранения).

Бюро обслуживания, в том числе киоски по продаже музыкальной продукции, книг и пр., рекомендуется располагать в распределительном вестибюле, в стороне от основных потоков посетителей.

4.7.3. Параметры зрительного зала определяются по условиям вместимости, обеспечения комфортной видимости и слышимости из наиболее удаленных точек зала. Оптимальная длина зала по его продольной оси до спинки кресла последнего ряда рекомендуется:

- для залов симфонической музыки с естественной акустикой не более 32 м от края игровой площадки;

- для концертно-театральных залов с естественной акустикой с глубинной портальной сценой не более 25 м от красной линии сцены;

- для залов со звукоусилением не более 40-50 м;

- для залов концертно-эстрадных со звукоусилением удаление не ограничено.

Ширина зала симфонической музыки при направленном распространении звука рекомендуется не более 22-25 м.

Расстояние между границей сцены (эстрады или барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест зависит от вместимости зала и составляет: в залах до 300 мест - не менее 1,2 м, в залах свыше 300 мест - не менее 1,5 м. Ширина проходов в зале принимается по расчету путей эвакуации, но не менее 1,0 м. Уклон пола пандусов в зрительном зале рекомендуется не более 1:7; при устройстве в проходах ступеней высоту подступенков рекомендуется принимать не более 0,2 м.

4.7.4. Зрительские места в зале рекомендуется размещать в форме партера, амфитеатра, балконов, ярусов, лож в различных комбинациях. При вместимости зала более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу; незакрепленные места рекомендуется предусматривать в ложах с количеством мест не более 12 (при наличии самостоятельного выхода из лож). Расстояние между спинками сидений рекомендуется принимать не менее 0,9 м, ширину прохода в ряду - не менее 0,45 м, ширину зрительского места - не менее 0,52 м.

Непрерывное количество мест в ряду при одностороннем выходе рекомендуется не более 26, при двустороннем - не более 50.

Высоту подбалконного пространства с количеством рядов до трех рекомендуется принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3,0 м; высоту барьера балкона (ярусов, лож) - не менее 0,8 м.

4.7.5. Площадь зрительного зала, включая все места размещения зрителей, определяется до границы сцены (барьера оркестровой ямы), ее рекомендуется принимать для камерных залов вместимостью до 300 мест - не менее 0,8 м на 1 место, для прочих более крупных залов - не менее 0,6 м на 1 место.

4.7.6. Зрительные залы следует проектировать с учетом потребностей инвалидов в соответствии со СНиП 35-01-2001. Места для инвалидов рекомендуется определять из расчета 1% от общей вместимости зала, но не менее двух. Размеры места для инвалида на кресле-коляске - 0,9х1,5 м, ширина его, как и ширина подъезда к месту, - не менее 0,9 м, длина места - 1,5 м.

4.7.7. Рекреационная группа помещений включает в себя фойе, кулуары, гостиные, курительные. Фойе и кулуары непосредственно примыкают к зрительному залу. Распределение их площади по этажам рекомендуется пропорционально количеству зрителей, размещающихся в зале на данном этаже. Ширина кулуаров - не менее 2,4 м, уклон пола или пандусов - не более 1:12. Целесообразно иметь одно главное фойе (на уровне выхода из зала главной массы зрителей).

При использовании фойе для размещения выставочных стендов его площадь рекомендуется увеличивать на 0,15 м на 1 зрителя.

При многофункциональном использовании фойе (балы, интермедии, елки) рекомендуется увеличивать его площадь на 0,3 м на 1 место в зрительном зале. При этом следует предусмотреть кладовую из расчета 0,03 м на 1 зрителя.

Допускается по заданию на проектирование предусматривать зимний сад (или зеленый дворик) площадью 30 м и более, на рекреационной площади предусматривать уголки с зеленью и водой (аквариум, фонтан и т.п.).

Рекомендуется предусматривать в составе концертных залов музейно-выставочные помещения (по заданию на проектирование) площадью из расчета 0,05 м на 1 зрителя, но не менее 20 м . При них рекомендуется предусматривать подсобные помещения для хранения и подготовки экспонатов площадью не менее 10-15 м .

Курительные рекомендуется проектировать в обособленных помещениях с дверями, обеспечивающими дымоизоляцию. Оборудование помещения должно располагать к отдыху: естественное освещение, диваны, зелень и т.п. Минимальная площадь курительной - 30 м .

4.7.8. Помещения питания для зрителей следует проектировать по МГСН 4.14-98 из расчета одно посадочное место на 12 зрителей. Допускается установка столов без посадочных мест. Основные помещения буфета рекомендуется располагать на одном из уровней, на остальных - буфетные стойки. Загрузочная буфета должна быть связана грузовым лифтом с подсобными помещениями.

Рекомендуется помещения буфета для зрителей проектировать так, чтобы его хозяйственная зона обслуживала и буфет для артистов.

В комплексе концертного зала допускается размещение кафе или ресторана.

4.7.9. Санитарные узлы для зрителей рекомендуется проектировать исходя из соотношения мужчин и женщин 1:2. Они должны быть удобно связаны с рекреационными помещениями, с распределительным вестибюлем. Площади санузлов принимаются в соответствии с табл.4.7.1. Количество санитарных приборов и кабин см. табл.1 и 2 приложения 1.

При каждом санитарном узле рекомендуется предусматривать кладовые для инвентаря площадью 1,5-2,0 м .

Санитарные кабины для инвалидов на креслах-колясках рекомендуется предусматривать в соответствии со СНиП 35-01-2001, но не менее 2 специально оборудованных (для мужчин и для женщин). Их размеры - не менее 1,65х1,80 м. Кроме того следует предусмотреть место для размещения кресла-коляски рядом с унитазом - 0,9х1,5 м. Открывание дверей - наружу.

Рекомендуемые состав и расчетные показатели площади помещений обслуживания зрителей см. табл.4.7.1.

Таблица 4.7.1

Наименование помещения Площадь помещения на 1 место в зрительном зале, м при уровне комфорта
      3 (не менее)  
Кассовый вестибюль 0,06 0,05 0,05  
Входной вестибюль (аван вестибюль) 0,15 0,10 0,10  
Распределительный вестибюль 0,35 0,30 0,25  
Гардеробная 0,12 0,10 0,10  
Камера хранения 0,06 0,05 -  
Бюро обслуживания 0,30 0,20 -  
Зрительный зал вместимостью до 300 мест     0,8  
свыше 300 мест     0,6  
Фойе, кулуары, гостиные 1,50 1,00 0,80  
Курительные 0,10 0,08 0,06  
Предприятие питания 0,50 0,40 0,30  
Санитарные узлы 0,20 0,15 0,10

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow