Именно «поэтическими орфизмами» называл свои произведения периода 1909-1914гг. известный французский поэт Гийом Апполинер, он определил их как «выражение нового и одновременного гуманистического лиризма». Стих «Зарезанная голубка и фонтан» относится к сборнику «Каллиграммы. Стихи Мира и Войны». Как уже можно догадаться с иллюстрации, каллиграммы – это стихи в виде рисунков, которые отображают основное содержание текста.
«Зарезанная голубка и фонтан» - это литературная памятка Первой мировой войны. Война не обошла стороной и самого автора. Можно даже сказать, что этот стих является автобиографическим. Документально-реалистическое звучание этому произведению придает перечень имен знакомых и друзей поэта, пострадавших через войну. Некоторые из них умерли, судьба других была неизвестна ему. Однако ко всем, кого война разбросала по разные стороны жизни и смерти, лирический герой обращается с одним вопросом «где вы?»:
Иетта Лори
Анни и Мари где вы
……………..…………..
Где вы теперь мои друзья
|
|
………………………….
Где Брак Жакоб а где твой след
………………………..
Где вы Дализ Бийи Рейналь
………………………….
Это отражает чувство внутренней растерянности, неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне не только автора, но даже целого поколения, которое было поглощено страшной бездной войны:
Полна душа моя тоской
Фонтан рыдает надо мной
И перед этой грозной бездной гаснут призывы, что должны поддерживать боевой дух солдат и оправдывать кровопролития в глазах их матерей и детей. Поэтому в стихе отсутствуют элементы романтизированного изображения реалий войны. Таким образом, главными эмоциями становятся безграничное сочувствие потерпевшим, оплакивание умерших, осуждение войны:
Все те что призваны пожалуй ушли
на север воевать
Все ближе ночь О море крови
………………………
Этими мотивами пронизаны центральные образы – зарезанная голубка, что ассоциируется со Святым Духом (которому, за художественной логикой поэта, Первая мировая война нанесла страшный удар); фонтан, который означает и поток пролитых за погибших слез, и поток их крови; а также дерево олеандр, что благодаря своей ядовитости и кроваво-красным цветкам зажило зловещей славы «дерева войны». Голубка и фонтан, брызги которого напоминают ветви дерева, изображенные и на рисунке, в форме которого был написанный стих:
…………………………
И олеандр цветет опять цветок
войны кроваво-алый
Читая этот стих, человек вместе с лирическим героем переживает целый вихрь эмоций: внутреннюю растерянность, неопределенность, неуверенность в завтрашнем дне, боль за умерших солдат, сочувствие их матерям и женам. В этом и заключается катарсис в данном произведении, ведь человек, переживающий такую волну эмоций, освобождается от аффектов, он очищает свою душу от устаревшего, незначительного, ненужного и раскрывает ее для главного.
|
|
Достижение такого очищения является одной из главных целей искусства. «Искусство очищает, когда ужас и мучительное страдание приводит человека к возвышающему, приводит к освобождающему потрясению. Очищение и освобождающее потрясение и есть конечный пункт катарсиса и всякого искусства» [Мурашкин М.Г. Записи 2002 года, Днепропетровск, 2008.С.63].
Литература
1. Культурологія. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів I-IV рівнів акредитації. - 3-тє видання, виправлене / За заг. ред. проф.В.М. Пічі - Львів: "Магнолія плюс", 2005. - 360 с.
2. Культурология: Учеб. пособие для вузов. Силичев Д.А. - М.: Издательство "Приор", 1998. - 352 с.
3. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. Изд.2-е, доп. и испр. - М., 1988. - 333 с.
4. Шевнюк О.Л. Культурологія: Навч. посіб. - К.:Знання Прес,2004, 440 с.
5. Найкращі твори з російської та зарубіжної літератури. - Донецьк: ВКФ "БАО", 2000. - 528 с.