Зарезанная голубка и фонтан

Именно «поэтическими орфизмами» называл свои произведения периода 1909-1914гг. известный французский поэт Гийом Апполинер, он определил их как «выражение нового и одновременного гуманистического лиризма». Стих «Зарезанная голубка и фонтан» относится к сборнику «Каллиграммы. Стихи Мира и Войны». Как уже можно догадаться с иллюстрации, каллиграммы – это стихи в виде рисунков, которые отображают основное содержание текста.

«Зарезанная голубка и фонтан» - это литературная памятка Первой мировой войны. Война не обошла стороной и самого автора. Можно даже сказать, что этот стих является автобиографическим. Документально-реалистическое звучание этому произведению придает перечень имен знакомых и друзей поэта, пострадавших через войну. Некоторые из них умерли, судьба других была неизвестна ему. Однако ко всем, кого война разбросала по разные стороны жизни и смерти, лирический герой обращается с одним вопросом «где вы?»:

Иетта Лори

Анни и Мари где вы

……………..…………..

Где вы теперь мои друзья

………………………….

Где Брак Жакоб а где твой след

………………………..

Где вы Дализ Бийи Рейналь

………………………….

Это отражает чувство внутренней растерянности, неопределенности и неуверенности в завтрашнем дне не только автора, но даже целого поколения, которое было поглощено страшной бездной войны:

Полна душа моя тоской

Фонтан рыдает надо мной

И перед этой грозной бездной гаснут призывы, что должны поддерживать боевой дух солдат и оправдывать кровопролития в глазах их матерей и детей. Поэтому в стихе отсутствуют элементы романтизированного изображения реалий войны. Таким образом, главными эмоциями становятся безграничное сочувствие потерпевшим, оплакивание умерших, осуждение войны:

Все те что призваны пожалуй ушли

на север воевать

Все ближе ночь О море крови

………………………

Этими мотивами пронизаны центральные образы – зарезанная голубка, что ассоциируется со Святым Духом (которому, за художественной логикой поэта, Первая мировая война нанесла страшный удар); фонтан, который означает и поток пролитых за погибших слез, и поток их крови; а также дерево олеандр, что благодаря своей ядовитости и кроваво-красным цветкам зажило зловещей славы «дерева войны». Голубка и фонтан, брызги которого напоминают ветви дерева, изображенные и на рисунке, в форме которого был написанный стих:

…………………………

И олеандр цветет опять цветок

войны кроваво-алый

Читая этот стих, человек вместе с лирическим героем переживает целый вихрь эмоций: внутреннюю растерянность, неопределенность, неуверенность в завтрашнем дне, боль за умерших солдат, сочувствие их матерям и женам. В этом и заключается катарсис в данном произведении, ведь человек, переживающий такую волну эмоций, освобождается от аффектов, он очищает свою душу от устаревшего, незначительного, ненужного и раскрывает ее для главного.

Достижение такого очищения является одной из главных целей искусства. «Искусство очищает, когда ужас и мучительное страдание приводит человека к возвышающему, приводит к освобожда­ющему потрясению. Очищение и освобождающее потрясение и есть конечный пункт катарсиса и всякого искусства» [Мурашкин М.Г. Записи 2002 года, Днепропетровск, 2008.С.63].

Литература

1. Культурологія. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів I-IV рівнів акредитації. - 3-тє видання, виправлене / За заг. ред. проф.В.М. Пічі - Львів: "Магнолія плюс", 2005. - 360 с.

2. Культурология: Учеб. пособие для вузов. Силичев Д.А. - М.: Издательство "Приор", 1998. - 352 с.

3. Малюга Ю.Я. Культурология: Учебное пособие. Изд.2-е, доп. и испр. - М., 1988. - 333 с.

4. Шевнюк О.Л. Культурологія: Навч. посіб. - К.:Знання Прес,2004, 440 с.

5. Найкращі твори з російської та зарубіжної літератури. - Донецьк: ВКФ "БАО", 2000. - 528 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: