Научно-исследовательская работа
На тему: «Катарсическая функция искусства на примере лирического произведения сюрреализма»
Выполнила: студентка 385 группы
Антоненко Екатерина
Принял: доктор философских наук
профессор кафедры
философии и политологии
Мурашкин Михаил Георгиевич
Днепропетровск
Содержание
1. Катарсис и катарсическая функция искусства.
2. Сюрреализм.
3. Лирика и лирическое произведение.
4. «Поэтический орфизм» Гийома Апполинера: Зарезанная голубка и фонтан.
· В искусстве функция компенсационная противостоит функции катарсической.
· Пифагорейцы рекомендовали музыку для очищения души.
· Аристотель теоретически обосновал такие понятия эстетики как мимезис, калокагатия и канон.
Катарсис и катарсическая функция искусства
«Катарсис - очищение, понимается как очищение от аффектов. Катарсическая функция - это психотерапевтическая функция в искусстве.
В античности эстетическое с его катарсическим эффектом представлено в иерархии уровней. Например, красота (по Плотину) имеет такие уровни: на высшем уровне красота -это трансцендентное (единое), ниже уровень - ноуменальное, еще ниже уровень - материальное.
Музыка дает катарсис. Некоторые музыкальные лады направленно воздействуют на психику человека, на психику слушателя. Поэтому под катарсисом понимали способ очищения души с помощью музыки (Ямвлих). Определенные мелодии и ритмические звуки излечивают человеческие страсти (Пифагор). Также музыкой можно исправить пребывающие в человеке испорченные нравы (Пифагор). Результатом воздействия мелодии и ритмических звуков является восстановление изначальной гармонии в человеческой душе (Пифагор).
Душа очищается от страстей. Для этого Пифагор использовал различные мелодии, последовательно их выстраивая по типу правильного смешения лекарств. Это было музыкальным исцелением, при котором исправлялись человеческие нравы и образ жизни.
Истинное понималось как очищение от всех страстей (Платон). Для получения очищения применялись такие средства как справедливость, мужество, рассудительность и разумение (Федон). Производилось очищение души от всего телесного. Через очищение души от телесного можно иметь истинное познание.
Назначение трагического искусства Аристотель видел в катарсисе (очищении от аффектов). Трагедия является подражанием действию, действию важному, то есть содержательному (Аристотель). Именно посредством действия, путем сострадания и страха происходит очищение от аффектов (Аристотель). Когда совершается драматическое действие, то взамен страха человек получает осознанный страх. Когда совершается драматическое действие, то сострадание обретает истинность в человеке. При восприятии драматического действия подавленное настроение человека сменяется на гармоничное настроение, на настроение уравновешенности. В целом, при совершении драматического действия, человеческое сознание очищается от аффектов.
Катарсис дает гармоническое (И.В. Гете). Он умиротворяет (Г. Гегель). Катарсис примиряет противоречия (Г. Гегель).
Катарсис является одной из главных целей искусства. То есть искусство очищает, когда ужас и мучительное страдание приводит человека к возвышающему, приводит к освобождающему потрясению. Очищение и освобождающее потрясение и есть конечный пункт катарсиса и всякого искусства. Катарсис - это очищающее потрясение, отторгающее все устаревшее, незначительное, освобождающее человека для главного» [Мурашкин М.Г. Записи 2002 года, Днепропетровск, 2008.С.63].