Одним из приоритетных направлений социальной защиты является защита инвалидов

Действующий закон защиты инвалидов включает в себя: 1) социальную защиту, в том числе реабилитацию, интеграцию в общество; 2) обеспечение доступа к объектам социальной инфраструктуры. Социальная защита инвалидов обеспечивается путем предоставления социальной, медицинской помощи, социальной и экономической поддержки. Одним из направлений социальной защиты одиноких граждан пожилого возраста, особенно инвалидов, являются социальные учреждения для проживания и ухода за пожилыми людьми. В зданиях подобного рода предусмотрены медицинский кабинет, комнаты психологической разгрузки и социальной реабилитации, кабинет лечебной физкультуры, колясочная, помимо собственно жилых помещений.

Справедливость - Справедливость, понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Справедливость, понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Справедливость, понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С. — категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Понятие, обозначающее то, что создает и сохраняет благо (счастье) общества (Аристотель), основная добродетель общественных институтов (Дж. Ролз).

Общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей, или нравственно приемлемая мера конфликтности человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы и до международных отношений).

Понятие справедливости имеет множество критериев – экономические, юридические, моральные, социальные. В медицине в справедливость включено множество действий и качеств, но оценивается по конечному действию, результату, т.е. принятие справедливого решения необходимо в каждом конкретном случае с учетом множества факторов.

Страдание и сострадание - взаимодополняющие друг друга этические категории. Страдание - эмоциональное состояние человека, порожденное трудностями, превышающими его физические, душевные и духовные возможности; физическая или нравственная мука, боль. С. рассматривается в этике как школа жизни, так как оно 1) учит правде и справедливости; 2) очищает душу, успокаивая совесть; 3) облагораживает человека, являясь источником нравственных ценностей; 4) закаляет волю, выдержку, настойчивость. Основное предназначение врача — освобождать пациента от С. Поэтому врач не может смириться со С. больного и привыкнуть к нему. Он должен знать, каковы причины С. как оно проявляется и как помочь пациенту преодолеть его. Однако С. — это еще показатель и симптом болезни, поэтому врач должен быть осторожен в стремлении облегчить С. больного. Существует корреляция между С. и болью: боль испытывает тело, а С. — личность; боль не обязательно влечет за собой С.; С. человек может испытывать и без боли; боль сопровождается С. когда она невыносима, не прекращается, внушает страх или отвращение; боль преодолима, если она имеет смысл; испытывает С. не только тот, кто испытывает боль, но и сопереживающие ему.

Сострадание — жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем, горем, страданием другого человека, соединенное с желанием помочь ему. С. — способность страдать вместе с другим, сочувствовать, сопереживать, соболезновать ему — неотъемлемое качество врача, в основе которого лежит высокоразвитая эмоционально-чувственная сторона личности. Для врача С. - элемент его профессионализма. Моральная ценность С. определяется степенью его действенности. Формы проявления С: поддержка другого словом и делом; благотворительность; умение прощать; милосердие (например, сестра милосердия).

Стыд - чувство, выражающее осознание человеком своего, а также близких ему людей, несоответствия нормам, принятым в данной среде, или предполагаемым ожиданиям. Исторически стыд – наиболее ранняя форма нравственной самооценки.

Категория стыда в этике выражает одну из универсальных психологических эмоций: эмоциональное неодобрение (санкция) при нарушении нравственной нормы (обязанности) на поведенческом уровне.

Сциентизм - философская позиция, производная от позитивизма, которая в качестве единственной науки признает физику, математику или любую «позитивную» науку, то есть науку, основанную на чувственном опыте и формализуемую благодаря законам детерминистского типа, выражаемым в математических понятиях. Таким образом, С. отрицает метафизику, но в то же время претендует на создание исчерпывающего и окончательного познания, основанного на «позитивных» науках и способного разрешить все человеческие проблемы; в этом смысле С. несовместим со скептицизмом и релятивизмом.

Субординация медицинская (от лат. sub - под и ordinatio - приведение в порядок) - система служебного подчинения младшего медицинского персонала среднему и старшему, основанная на правилах служебной дисциплины.

Суррогатная мать (от лат. surrogatus - заменяющий другого) - женщина, вынашивающая чужой эмбрион, плод, имплантированный в ее организм (оплодотворенную яйцеклетку другой женщины, которая не может или не хочет вынашивать ребенка). Этические проблемы возникают из-за обоюдных претензий генетических родителей и суррогатной матери по поводу "принадлежности" родившегося ребенка.

Танатология (от греч. thanatos - смерть, logos- учение) - раздел медицины, изучающий причины, признаки и механизмы смерти, течение процесса умирания, изменения в тканях организма, связанные с умиранием и смертью, а также этические вопросы врачебного вмешательства в процессы умирания — оживление организма (реанимация) и облегчение предсмертных страданий больного (эвтаназия или хосписная помощь).

Телемедицина (от греч. tele - вдаль) - "отдаленная", дистантная медицина, оказание медицинской помощи с использованием новейших компьютерных технологий и средств удаленной радио- и телесвязи.

Тело - понятие, имеющее несколько значений: 1) живой организм в его соотнесенности с душой; 2) естественные природные тела (наделенные и не наделенные жизнью, изучаемые соответственно физикой, химией, биологией, физиологией и т.д.); 3) искусственные тела, произведенные человеком в процессе цивилизационного развития. В современной биоэтике важнейшими проблемами, связанными с понятием тела, являются проблема трансплантации органов, использование тел умерших людей и тел животных в биомеди-цинских исследованиях.

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) - терпимость к иным взглядам, мнениям, нормам поведения, общения и деятельности, отличным от тех, которых придерживается конкретный человек или общество в целом; выдержка, самообладание, способность к взаимному пониманию и согласованию разнородных интересов. В медицинской этике принцип толерантности предполагает заботу о сохранении жизни и здоровья человека, предотвращении болезней и облегчении страданий больных вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания.

Толерантность – это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в Другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т.п.), сознательный отказ от применения силы и давления. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с Другим, признание и уважение его права на отличие, признается его право на сохранение своей особенности и самобытности.

Толерантность как важный элемент культуры общения признается сегодня необходимым условием общественного единения людей различных верований, культурных традиций, политических убеждений.

Толерантность является ключевым нравственным принципом гражданского общества.

Однако толерантность не должна оборачиваться попустительством злу, в частности, терпимостью по отношению к посягательствам на свободу и нравственное достоинство человека.

Тоталитаризм (от ср.-век. лат. totalis - весь - целый, полный) - одна из форм государства (тоталитарное государство) характеризующаяся полным (тотальным) контролем данного государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с кон. 20-х гг. 20 в.). Неизменным атрибутом тоталитаризма является тесная взаимосвязь между истиной и силой: здесь сила определяет истину.

Тоталитаризм и медицина - широчайшие социальные программы тоталитарных режимов - бесплатная медицина и образование. Но, позитивный, на первый взгляд, принцип бесплатности, в конце концов, оборачивается против личности, лишая её возможности выбора, а также оценки качества и образования, и медицины. Тоталитаризм подавляет права человека и стремится разрушить профессиональную этику врачей. Он не допускает инакомыслия даже в медицинских подходах, диагнозах. Оценка значимости человеческой личности происходит с позиций его социальной значимости в данном обществе (классовый подход в СССР, расовый – в фашистской Германии и т.п.) Эксперименты на людях - один из заметных признаков безнравственной, больной тоталитарной медицины.

Трансплантации этические проблемы (от лат. transplantare - пересаживать) - пересадка органов с последующим их приживлением в пределах одного организма (аутотрансплантация), или от одного организма другому того же вида (гомотрансплантация), vim другого вида (гетеротрансплантация), или даже в пределах разных классов и отрядов (ксенотрансплантация). К основным этическим проблемам Т. относится, прежде всего, проблема донора и реципиента. Теоретически, при условии соблюдения врачом высоких нравственных принципов, донорами необходимого органа могут быть: 1) родственники больного, добровольно жертвующие один из своих органов; 2) посторонний человек, давший добровольное и сознательное согласие на взятие у него органов или тканей; 3) труп только что умершего человека. Вместе с тем по закону посторонний человек не может при своей жизни продать или подарить свой орган (даже парный). Это значит, что при отсутствии родственников или их согласия на операцию необходимый больному орган может быть взят только у трупа, причем, чем раньше, тем лучше. Возникает серьезное этическое противоречие между реаниматорами, пытающимися спасти жизнь умирающего человека (даже безнадежного больного), и трансплантологами, которые "ждут" его смерти, так как она даст им возможность спасти жизнь другого. Во многих странах проблема использования органов трупа для Т. уже получила правовое решение, возможное в двух вариантах: 1) юридическое оформление передачи своих органов другим лицам — с целью их последующего использования после смерти; 2) предоставление врачу юридического права "отбирать" необходимые для целей Т. органы умершего пациента. Другие этико-философские проблемы Т. связаны с опасностью превращения донорства в коммерческую операцию (покупка, продажа органов человека или приоритетного права в списке очередников, ожидающих донорский орган). Поэтому при Т. органов и тканей должен быть соблюден деонтологический принцип коллегиальности при принятии решения.

"Умирание с достоинством" - предполагает нравственную заботу об умирающем больном, проявляющуюся в уважительном отношении как к его телесному, так и духовному достоинству. Включает в себя психологическое и эстетическое измерения: уважение личной уникальности пациента, его мировоззренческих, религиозных взглядов и убеждений, его национальной принадлежности; заботу о гигиеническом и эстетическом состоянии тела умирающего. "Умирание с достоинством" предполагает также хорошо обдуманное решение уйти из жизни самого больного, которое следует рассматривать как проявление самоуважения личности, так как оно связано с ценностным подходом к жизни.

Утилитаризм - Этическая система, которая утверждает, что оценка любого действия должна осуществляться, прежде всего, на основе его последствий, его способности принести позитивные плоды. Однако абсолютная инстанция, с высоты которой можно было бы судить, являются последствия позитивными или нет, остается неопределенной. Поэтому ценность объекта того или иного действия не считается определяющей; отрицается даже то, что действие может быть плохим по самой своей сути В У. этика вместо блага справедливого (того, что наш ум рассматривает как свое благо и причину собственного совершенства) обращается к благу полезному.

Уязвимость - принцип биоэтики, имеющий два смысла. 1) У. - характеристика любого живого существа (не обязательно человеческого), каждой отдельной жизни, по своей природе конечной и хрупкой. В этом смысле весь прогресс в области медицины и биологии может рассматриваться как борьба с человеческой У., вызванная стремлением минимизировать или "отодвинуть" ее. При этом У., в том числе смертность и конечность, расценивается как обстоятельство, которое может и должно быть преодолено, однако здесь есть опасность лишить человека опыта боли и страданий, которые очень значимы в восприятии действительности. 2) У. в узком смысле — относится к отдельным человеческим группам и популяциям (бедным, малограмотным, детям, заключенным, инвалидам и т.п.), которые, будучи более слабыми и зависимыми, требуют особой заботы, ответственности, эмпатии, а также соблюдения принципа справедливости.

Фетотерапии этические проблемы - трансплантация фетальных (эмбриональных) клеток; может применяться при лечении таких заболеваний как диабет, болезнь Паркинсона, травматические повреждения спинного мозга, заболевания печени и сердца, миодистрофия, несовершенный остеогенез. Биоэтическая проблема состоит в допустимости использования эмбриональных клеток и материала, остающегося после аборта.

Филантропия (греч. philanth ropia - человеколюбие) - благотворительность, специфическая форма гуманизма; совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи обездоленным — нищим, увечным, слабым и иным лицам, потерпевшим жизненную катастрофу и находящимся в крайне бедственном положении, которое они не могут изменить. Историческая ситуация, порождающая Ф., характеризуется тем, что люди, втянутые в филантропические отношения, не связаны между собой родственными или иными жесткими узами, налагающими обязанности взаимоподдержки; сильно отличаются между собой по социальному положению и материальному достатку; признают общегуманистические идеи о человеческом братстве, деятельной любви к ближнему. Ф. образует зону нравственно-бескорыстного поведения, нацелена на то, чтобы уменьшить социальные контрасты и смягчить общественные нравы. Первобытное общество и классическая древность не знали Ф. Практиковавшиеся в Древней Греции и Риме общественные трапезы, раздача денег, постройка храмов, бань и пр. имели иную природу, ибо помощь оказывалась всем свободным гражданам и была не актом великодушия, а обязанностью государства и богачей. Ф. возникает в императорском Риме, когда для успокоения резко возросшего слоя свободной бедноты, склонной к мятежам, богатые горожане и государство вынуждены были идти на добровольные пожертвования. По меткому выражению П. Лафарга, «страх есть мать общественной благотворительности». Зарождающаяся христианская церковь использовала Ф. для привлечения на свою сторону бедноты. Впоследствии она стала рассматривать филантропическую деятельность как свое предназначение и связала ее с религиозными мотивами (отпущение грехов, место в раю и т. п.). Нищий, встреча с которым в древности считалась дурным предзнаменованием, был объявлен богоугодной фигурой; так, в Древней Руси, по словам В. Ключевского, «человеколюбие на деле значило «нищелюбие». Молодая буржуазия резко выступила против Ф., в которой она усмотрела элемент феодального угнетения, причину бездеятельного паразитизма. Фр. революция, например, специальным декретом 1793 г. объявила милостыню проступком. Утвердив свое господство, буржуазия изменила взгляд на Ф. и стала широко практиковать ее как в государственной, так и в частной форме. Филантропические организации и деятельность занимают важное место в общественном механизме буржуазных стран. Многие философы нового времени не склонны были видеть в Ф. адекватную форму гуманизма. Например, по мнению Канта, благодеяние унижает бедняка. Гневной критике подвергалась Ф. со стороны классиков марксизма-ленинизма. Они считали, что включенная в логику классово-антагонистических отношений, Ф. становится средством прикрытия эксплуатации, выражением морального лицемерия. Эксплуататоры через Ф. стремятся облагодетельствовать тех, кто ограблен ими же самими, лишь возвращая «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву!» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 2, с. 498). У принимающих милостыню Ф. формирует сознание своей ничтожности, а у тех, кто дает ее,— чувство тщеславного превосходства. «...Сама человеческая нищета, бесконечная отверженность, вынужденная принимать милостыню, должна служить забавой для денежной аристократии и аристократии образования...» (там же, с. 212). Революция 1917 года уничтожила широко практиковавшуюся в России Ф., руководствуясь убеждением, что гуманизм должен стать действенным человеколюбием, не демонстрируемым в экстраординарных случаях, а пронизывающим все многообразие общественных отношений. Вместе с тем реальный опыт опроверг эти ожидания и воспроизвел, хотя и в значительно смягченном виде, ту историческую ситуацию, естественным ответом на которую явилось возрождение такой формы филантропической деятельности, как благотворительность. Она необходима не только как средство помощи социально наименее защищенным категориям населения, но и как один из каналов общественной активности, проявления доброты и нравственного самовоспитания.

Хосписы - специальные организации помощи умирающим, особые медико-социальные институты, в которых безнадежно больные люди получают возможность достойно завершить свою жизнь. Обстановка и деятельность персонала X. нацелены на создание человеческих условий для умирания с достоинством. Их отличие от других лечебных учреждений для безнадежных больных заключается в ином техническом и медикаментозном оснащении и иной философии врачевания, согласно которой пациенту создается необходимое в его состоянии особое "жизненное пространство". Философия X. базируется на том, что смерть, как и рождение, — естественный процесс, и умирающему нужно помочь перейти границу между жизнью и смертью. X. — не дом для смерти, а дом для качественной жизни до конца, в котором взаимоотношения пациентов и медицинского персонала складываются на основе принципов хосписного движения: 1) контроль болевых синдромов, позволяющий качественно улучшить жизнь больного; 2) заключительный этап жизни человека, сознающего, что он умирает, должен стать для него этапом интенсивной духовной работы, исполненным глубокого смысла; 3) особый стиль поведения медиков и особый такт в обращении с обреченными больными; 4) медицинский персонал ни в коем случае не должен требовать или соглашаться брать деньги с пациентов и их родственников; 5) широко распространена гражданская инициатива волонтеров — добровольцев, которые бескорыстно помогают умирающим; 6) психологическая помощь и поддержка близких умирающего; 7) отрицание тактики "святой лжи". Выполнение этих принципов зависит от подготовки и личных качеств медицинского персонала. Для службы X. формируется новая медицинская специальность, изучающая процесс завершения жизни, — врач паллиативной помощи.

Целостность - принцип биоэтики, выдвинутый европейскими учеными для обозначения того, что обеспечивает как физическую, так и психическую тождественность личности самой себе, ее самоидентификацию, и поэтому не должно подвергаться манипуляциям или разрушению. Ц. связана с "жизненной историей" индивида, которая создается памятью о наиболее важных событиях собственной жизни, интерпретацией жизненного опыта и самоидентификацией индивида. Некоторые медицинские вмешательства, направленные на восстановление здоровья, улучшение состояния человека, часто бывают связаны с нарушением Ц. Необходимость защищать психофизическую Ц., минимизировать ее нарушения требует разработки этических и правовых норм, относящихся, в частности, к манипуляциям и вмешательствам в генетическую структуру индивида, к проблеме использования частей человеческого тела — органов и тканей и др.

Ценности - все то, что обладает валентностью блага и тем самым подвигает личность к действию, направленному к осуществлению этого блага. Ценности - одна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые (не могущие быть высказанными) составляющие наиболее глубинного слоя структуры личности – в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего). Ценности конструируют внутренний мир личности как «уникально-субъективное бытие».

Нравственные ценности - это то, что древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностным почитанием его.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладает, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Ценности – это определенные сложившиеся обобщенные представления о том, чему отдают предпочтение, о благе, т.е. ценности - то, что отвечает тем или иным потребностям, интересам, намерениям, целям, планам, человека или общности людей.

Ценностные ориентации - элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ц. о. - это, прежде всего, предпочтения определенных смыслов, целей и основных средств их достижения; иерархия разделяемых личностью этико-социальных ценностей, убеждений, жизнеорганизующих начал, готовность вести себя в соответствии с ними и поэтому приобретающих функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Честь - понятие, отражающее признание достоинства человека со стороны других, а также (в выражениях типа «честь имею» или «для меня это большая честь») принятие или утверждение человеком этого признания. В чести человека отражено, с объективной точки зрения, мнение других о его достоинстве, а с субъективной – его зависимость от этого мнения, страх перед ним.

Честь и достоинство - этические оценочные категории, отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека, выступают необходимым условием выполнения врачом своего профессионального долга. Ч. как моральный феномен есть внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство Ч., внутренне присущее врачу как личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Ч. — это то, что человек должен завоевывать, добиваться в процессе своей жизнедеятельности. Профессиональная Ч. воздается врачу в соответствии с оценкой, которую получают его качества как человека и как представителя медицинской профессии, выполняющего свой долг.

Д. — это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. Это объективная ценность личности, которая принадлежит человеку по праву рождения, потому что он человек (человеческое Д.). Поэтому все пациенты, независимо от их социального статуса, психического и физического состояния и поведения, имеют равные права на признание своего Д.

Швейцер (Schweitzer) Альберт (1875—1965) - немецко-французский философ, врач, богослов, этик, всемирно известный своими гуманистическими акциями, лауреат Нобелевской премии мира, основатель бесплатных лечебниц в Африке. Автор этического принципа благоговения перед жизнью. По Ш., нравственность есть не только закон, но и условие существования и развития жизни. Основой прогресса человечества и духовного совершенствования индивида является органичное единство этики и культуры, критерием развития которой выступает гуманизм.

Эвтаназия (от древнегреч. ей — хорошо и lhanatos - смерть) - понятие, означающее добровольную безболезненную смерть и отражающее естественное для каждого человека желание умереть легко и спокойно. Понятие Э. было введено Ф. Бэконом в XVII в. Существует в двух формах — пассивной и активной. Пассивная Э. — решение о прекращении лечения ввиду безнадежного состояния больного; активная Э. — введение высоких доз наркотиков, прекращающее страдания и жизнь безнадежных больных. В современной литературе типология расширяется за счет введения понятий добровольной и ненамеренной Э.: добровольная Э. осуществляется при информировании пациента; ненамеренная Э. — без его согласия. Наиболее дискуссионным с биоэтической точки зрения является вопрос о добровольной активной Э. Ее сторонники опираются на два основных этических аргумента: милосердие и "золотое правило" нравственности, и считают, что Э. может быть этически оправдана при далеко зашедшем неизлечимом заболевании, вызывающем у человека непереносимые страдания, и тяжелейшей форме инвалидности, ограничивающей жизнедеятельность человека. Противники добровольной активной Э. аргументируют свою позицию тем, что 1) намеренное прекращение человеческой жизни всегда безнравственно; 2) в случае ошибки в диагнозе можно потерять напрасно многие человеческие жизни; 3) неизлечимая сегодня болезнь завтра может быть успешно побеждена; 4) возможны злоупотребления "убийством из милосердия" со стороны врачей и близких; 5) доступность Э. может спровоцировать у медиков и близких искушение избавиться от груза забот и ухода за тяжелым больным; 6) общество получит право избавляться от своих недееспособных "бесполезных" и "лишних" членов; 7) безнравственно привлечение к участию в Э. врачей — представителей самой гуманной профессии.

Экзистенциализм - термин, обозначающий одно из направлений философской мысли, которое, преодолевая идеализм и позитивизм, сосредоточивается на конкретном существовании человека.

Жан-Поль Сартр называет себя и Хайдеггера атеистическими экзистенциалистами, которые, исходя от примата существования. приходят к возможности его определения. Человек в рамках этого мышления становится результатом своего собственного решения и потому единственным законодателем для себя самого. Такую установку мысли легко представить себе в союзе с нигилизмом — теорией, которая отрицает существование какой бы то ни было абсолютной ценности и создает образ человека, не обладающего ни истинной и собственной целью, ни каким бы то ни было законом, обязательным для совести.

Экспертиза биоэтическая (от лат. expertus - опытный) - изучение какого-либо вопроса, связанного с исследованиями в области биологии и медицины, с представлением мотивированного заключения с позиций этической правомерности, безопасности и целесообразности данного исследования. Обязательность этической экспертизы требует при проведении биомедицинского исследования, даже на уровне выработки его замысла, общей идеи и планирования, учитывать, что возможность реализации получит не всякий замысел, даже безупречный в теоретическом, техническом и методологическом отношении, а только такой, который пройдет этическую гуманитарную экспертизу.

Эмбриона статус, Эмбриона права (от греч. Embryon- зародыш) - биоэтическое решение проблемы зависит от отношения общества к правам Живого и к двум различным состояниям плода: а) не имеющего никакого "человеческого" содержания, б) за которым это содержание признается. В основе запрета на использование эмбриона или его тканей в целях биомедицинских исследований лежит противопоставление гипотетической пользы для человечества и реальных прав конкретного эмбриона. Защитники Э. п., ссылаясь на святость и неприкосновенность человеческой жизни с момента зачатия, утверждают, что плод обладает всеми правами, свойственными человеку, поэтому, лишая жизни эмбрион, мы убиваем то, что может стать личностью, — "консервативная позиция". Отрицание Э. п. — "либеральная позиция", отказывающая плоду в самостоятельном статусе даже на самых поздних стадиях беременности и предоставляющая право выбора судьбы эмбриона матери или медикам. "Умеренная позиция " основывается на точке зрения современной биологии и эмбриологии, согласно которой человек как биологический индивидуум формируется сразу после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов, и требует ответственного отношения к принятию решения.

Эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) использования этические проблемы - ЭСК — клетки, выделенные из ранних эмбрионов, которые могут самостоятельно существовать в недифференцированном состоянии, сохраняя возможность дифференцироваться в любую ткань, благодаря чему они являются потенциальными поставщиками тканей для трансплантации и лечения многих болезней. Основная этическая проблема состоит в том, что ЭСК получают из эмбрионов, культивированных in vitro для искусственного оплодотворения, использование же человеческих эмбрионов для целей биотехнологий недопустимо с точки зрения биоэтики и запрещено в большинстве стран. Сторонники использования ЭСК ссылаются на то обстоятельство, что исследования проводятся на "обреченных" эмбрионах, из которых никогда не возникнет человеческая жизнь ("лишние" при искусственном оплодотворении или полученные в результате аборта).

Эмоциональный контакт - единство и созвучие чувств человека с переживаниями других людей. Э.к. между врачом, больным и его родственниками — двусторонние отношения, основанные на принципе партнерства - понимания и принятия каждым из них друг друга как личностей. Объективной основой такого контакта являются психологические механизмы заражения и подражания, в результате которых достигается высокий уровень идентификации, отождествления себя с другим, возможность разделить с ним свои переживания, в результате чего у человека наступает психологическая разрядка — облегчение. Э.к. формируется через осознание больным уровня профессионализма врача. Чем выше профессиональный уровень врача, тем больше надежд и доверия он внушает пациенту.

Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания другого, в чем нуждаются больные со стороны медицинских работников. Эмпатия проявляется в сочувствии и соучастии. Внимательно выслушивая больного, сочувствуя ему, врач, сестра дают ему возможность высказаться и тем самым облегчить свое душевное состояние. Соучастие - наиболее высокий уровень эмпатии, требующий большой самоотдачи — "взять боль пациента на себя" и помочь ему действиями. Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными, и их характер определяется не только качеством переживаний, но и структурой личности индивида.

Этика (от греч. ethos, что означает «образ жизни, поведение, обычай») - 1)наука, имеющая своим объектом цель человеческой жизни, нравственную жизнь человека, то есть его свободное поведение в согласии или вне согласия с линией разума.

2) учение о морали — системе норм, принципов, ценностей и идеалов, регулирующих поведение и отношение человека к обществу, другому человеку и самому себе.

Философская Э. отличается от богословского исследования нравственной жизни (нравственное богословие), поскольку оно, помимо усвоения всего того, что разум учит о нравственной жизни, включает также учение, основанное на божественном Откровении, которое исходит из веры, интеллектуального света, превосходящего разум.

Философская Э. отличается от позитивных наук и, в частности, от тех, которые исследуют нравственный мир человека (психология и социология морали), перспективой целостности и иной степенью глубины. Врач, например, может говорить о смерти с особой точки зрения в соответствии с параметрами, предложенными Европейским Сообществом, тогда как перед философом смерть человека ставит более глубокие и универсальные вопросы.

Область реальности, исследуемая Э., — это личность человека, которая рассматривается не в его физическом или психологическом бытии, но в бытии, оцениваемом как доброе (добродетельное) или злое (порочное) самой личностью в процессе совершения действий Естественная Э. строится только на основе познаний, доступных человеческому разуму. Под «Э. первого лица» понимается такая Э., которая концентрирует свое внимание на объекте действия (выбора) и на намерении, вложенном в это действие. «Э. третьего лица» стремится обосновать нравственность на объекте внешнего действия с определенной тенденцией противопоставить закон и свободу. Под «Э. ситуации» подразумевается нравственная оценка, выдвигающая на первый план обстоятельства, при которых становится возможным превращение недозволенного в дозволенное. Считается, что нравственное знание может иметь место только внутри действия, единственного момента, в котором объединяются всеобщие нравственные требования и неповторимость ситуации (для некоторых исследователей эта этическая установка относится к этическому интуиционизму). «Э. эмоциональности» находится внутри логико-лингвистического эмпиризма. Она получила свое основное выражение в трудах Айера (Ауег) и Стивенсона (Stevenson). Ее отправной пункт - эмпирический принцип, сводящий человеческое познание к чувственному опыту.

Этика авторитарная (ЭА) - высшей ценностью и целью для нее является не человек, а нечто внешнее по отношению к нему: интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек же теряет свою самоценность и рассматривается лишь как средство достижения цели. ЭА базируется на иррациональном авторитете, источником которого служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой; она строится на неравенстве и подчинении, на приоритете авторитета, признании его права на одобрение или осуждение с позиций его собственного интереса. Основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение, которое осуществляется через механизм подчинения: страх, зависимость и насилие (физическое или моральное). Требует от личности ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства), строгой субординации и унификации личностных качеств, взглядов и интересов, в том числе и профессиональных. ЭА не приемлет демократичности, индивидуализма и "инакомыслия". Является методологической основой патерналистского подхода в традиционной медицинской этике и деонтологии.

Этика гуманистическая (ЭГ) - ориентирована на человека, его жизнь, свободу и интересы. Рассматривает человека в его телесно-духовной целостности, считая, что основы "добродетели" заложены в характере зрелой и целостной личности, а "порок" заключается в безразличии к своему Я. Основоположник ЭГ Э. Фромм утверждает поэтому, что "не самоотречение и себялюбие — а любовь к себе, не отрицание индивидуального, а утверждение своего истинно человеческого Я — вот высшие ценности гуманистической этики". ЭГ опирается на веру в человека, его автономность, независимость, свободу и разум, способность человека самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки. Для ЭГ человек, его жизнь и свобода — высшая ценность и цель, а все, что служит самореализации человеческой сущности, признается средством и гарантом достижения цели. Основной метод моральной регуляции в ЭГ — свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность. ЭГ базируется на принципе индивидуализма, понимаемом как любовь к себе, стремление к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает свою "самость", предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другим. ЭГ выступает методологической основой биомедицинской этики в целом и принципа автономности пациента в частности.

Этика дескриптивная - особая отрасль этической науки, которая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного общества, описывает реальные нравственные феномены. Она изучает практикуемые обычаи, нравы, традиции и др. формы общественной дисциплины, конкретное содержание осуществляемых в обществе норм, структуру морального сознания и социальное содержание общераспространенных представлений о морали. Некоторые из этих задач решаются также в рамках этнографии и эмпирической социологии. Специальное изучение механизма моральных отношений и морального сознания общества на конкретном историческом материале имеет большое значение не только для воссоздания истории морали человечества, но и для выработки практических методов нравственного воспитания, а также для решения некоторых общетеоретических проблем этики.

Этика жизни - направление русской этической мысли конца XIX — начала XX в., ориентированное на осознание самоценности жизни как фундаментальной ценности, наполненной духовным смыслом. В различных философских концепциях Э.ж. трактовалась по-разному. Русская религиозная православная этика (Н.Ф. Федоров, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев) рассматривала проблемы жизни и смерти, выстраивая гуманистический вектор отношения человека к миру, жизни, окружающей природе. «Живая этика» (Н.К., Е.И. Рерихи и др.) отстаивала ценности взаимной солидарности, милосердия и справедливости. "Космическая этика" (К.Э. Циолковский) развивала идеи панпсихизма и бессмертия духовных атомов. Натуралистическое направление, ориентированное на естественные науки, прежде всего, на биологию, обосновывало этику, исходя из осмысления антиэнтропийности жизни как природно-исторического феномена, направленного на борьбу с силами хаоса, беспорядка, смерти (Н.А. Умов). Этика альтруизма (П.А. Кропоткин) одухотворялась тем, что этические нормы укоренены в природном мире, а истоки альтруизма — в инстинкте взаимопомощи и общительности, присущих животным. Отдельные проблемы медицинской этики развивались впоследствии в работах В.Ф. Войно—Ясенецкого, В.И. Вернадского, А.А. Любищева, Д.П. Филатова (этика любви к жизни).

Этика корпоративная (медицинская) (от лат. corporatio - объединение, сообщество) - преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций), проявляющаяся: 1) в сохранении и культивировании профессиональных (врачебных) тайн и секретов; 2) в "цеховой солидарности" — помощи и защите представителей своего (медицинского) "цеха" в любых условиях; 3) в специальной символике: традициях, обычаях, одежде; 4) в обращении к особому языку профессионального общения (латынь у медиков).

Этика науки - система нравственных требований, норм и правил, которые регулируют взаимоотношения и действия ученых, определяя, что допустимо, поощряется, а что считается непозволительным для ученого в различных ситуациях. Эта система исторически изменяется в процессе развития науки и усложнения ее взаимосвязей с обществом. Вместе с тем для нее характерны и преемственность, сохранение ключевых, основополагающих этических ценностей. В нормах Э. н. воплощены, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты, конкретизированные применительно к особенностям научной деятельности (Профессиональная этика). Так, плагиат может быть квалифицирован как нарушение заповеди «не кради», а преднамеренное искажение (фальсификация) данных эксперимента — заповеди «не лги». Во-вторых, нормы Э. н. служат для утверждения и защиты специфических ценностей самой науки. Первая среди них — бескорыстный поиск и отстаивание истины. Поскольку часто бывает невозможно однозначно оценить истинность полученного знания, нормы Э. н. не требуют, чтобы результат каждого исследования непременно давал истинное знание. Необходимо и достаточно, чтобы этот результат был: 1) новым знанием и 2) знанием, так или иначе (логически, экспериментально и пр.) обоснованным. Существование и устойчивое воспроизводство научной деятельности и, в частности, развитие научных достижений предшественников и коллег были бы невозможны без отношений взаимного доверия между теми, кто в этой деятельности участвует. Поэтому нарушения норм Э. н., коль скоро они становятся известными, закономерно влекут за собой моральные санкции со стороны научного сообщества, которые могут быть весьма чувствительными для нарушителя — вплоть до того, что он может оказаться вне процесса развития науки. Нормы и требования Э. н. редко формулируются в виде кодексов, как правило, они усваиваются каждым ученым в процессе его профессиональной подготовки. Вместе с тем в философии и социологии науки предпринимались попытки выявления, описания и осмысления этих норм и требований. На этой основе происходит становление Э. н. в качестве особой дисциплины, изучающей науку и научную деятельность с точки зрения ее нравственного смысла и содержания. Э. н. охватывает своей нормативной регуляцией самые разные стороны многообразной деятельности ученых: подготовку и проведение исследований, публикацию результатов научных экспериментов и открытий, проведение научных дискуссий, функции эксперта и преподавателей, готовящих новые поколения научных работников, и т. д. Особую остроту в современной науке приобрели этические проблемы взаимоотношений науки и ученого с обществом, т. е. социальной ответственности ученого. Для занятий научной деятельностью всегда была необходима моральная санкция со стороны общества, и вопрос о нравственном оправдании и обосновании таких занятий постоянно обсуждался, получая различные решения в разные исторические эпохи. Однако в эпоху научно-технической революции в связи с резким расширением круга социальных функций науки и масштаба ее социальных эффектов проблемы ответственности ученого перед обществом особенно обострились и наполнились новым содержанием. Социальная ответственность ученого на современном этапе научного прогресса выражается, прежде всего, в стремлении предвидеть нежелательные для человека и общества последствия, потенциально заложенные в результатах его исследований, а также в информировании общественности о возможности такого рода последствий, в поиске и изучении путей их избежания, минимизации или ликвидации. Таким образом, выделение Э. н. в качестве самостоятельной области этического знания и нормативной системы моральной регуляции поведения свидетельствует о том, что гуманистические ориентации, социально-ответственный выбор в области науки сливаются с научным поиском и научными решениями.

Этика ненасилия - этическая концепция, в основе которой лежит гуманистическое отношение к жизни как абсолютной ценности и принцип непротивления злу насилием, выраженный в одной из заповедей Иисуса Христа: "Не противься злому" (Мат. 5: 39). Религиозно-нравственное учение непротивления злу отстаивал Л. Толстой, считавший непротивление единственной эффективной формой борьбы со злом, смысл которой состоит в том, чтобы уменьшать "количество" зла и увеличивать "количество" добра в мире. Главный вопрос - какими способами и путями добиться этого — с помощью силы или путем ненасильственной борьбы. Сторонники ненасилия рассматривают его как наиболее действенное и адекватное средство противостояния злу, как единственно возможный реальный путь к справедливости, ибо все другие пути (с позиции силы) оказались неэффективными, поскольку ответное насилие не уменьшает, а увеличивает количество зла в мире, порождает эффект "бумеранга зла" (Л. Толстой), согласно которому содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе. Ненасилие рассматривается не как трусость и поощрение зла, а как способность достойно противостоять злу и бороться с ним, не роняя себя и не опускаясь до уровня зла. Сторонники насильственной формы борьбы со злом, не оправдывая насилие, расценивают его как вынужденную необходимость, считая главным недостатком Э. н. опасность безнаказанности зла. Противостояние рассматриваемых позиций проявляется в настоящее время в решении многих актуальных вопросов: при рассмотрении эффективности и моральной дозволенности различных путей борьбы с терроризмом; в отношении к ведению войн и позициям пацифизма, призывающего к полному отказу от какого-либо участия в любых войнах и активному ненасильственному сопротивлению им; в отношении к смертной казни и т. д. Для биоэтики ненасилие представляет интерес с точки зрения обеспечения права человека на жизнь, в частности, при решении проблем эвтаназии, проблемы прав эмбриона и др.

Этика прикладная (ЭП) - область этического знания, учитывающая, в отличие от фундаментально-теоретического, специфику объекта и целей как особых нормативно-ценностных подсистем, конкретизирующих фундаментально-теоретические принципы и нормы морали применительно к определенным ситуациям и сферам жизнедеятельности людей. ЭП более специализирована и поэтому более прагматична, чем общая этика, базируется не только на основах теории морали, но и на комплексе внеэтических знаний о морали (социологических, психологических, педагогических, медицинских и др.); заключает в себе сильный технологический аспект (предполагает разработку способов и методов внедрения прикладного знания в практику в виде проектов, программ, эталонов, моделей, кодексов и т.п.); в ней переосмысливаются традиционные и появляются новые ценностно-императивные моральные представления, смыслы и принципы деятельности и управления как в отдельных профессионально-специфических областях, так и в междисциплинарных сферах. В структуру ЭП входят следующие элементы: 1) экологическая этика и биоэтика, рассматривающие нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде и Иному Живому; 2) этика гражданственности, разрабатывающая нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу; 3) этика межличностного общения, определяющая принципы, правила и нормы отношений человека к человеку; 4) ситуативная этика, разрабатывающая практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности; 5) профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов; 6) этика делового общения. Важнейшую роль в формировании этико-прикладного знания играют гуманитарная и этическая экспертиза и моделирование исследовательских проектов, целевое формирование новых профессиональных умений и знаний, необходимых интеллектуально-психологических и нравственных качеств, позволяющих принимать правильное решение и осуществлять моральный выбор в конкретных ситуациях.

Этика профессиональная - особая отрасль прикладной этики, совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Регулирует те виды профессиональной деятельности, последствия или процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей или человечества. Выделяются традиционные виды Э. п.: педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого и сравнительно новые: инженерная этика, биоэтика. Э. п. имеет ряд особенностей. 1. Высшие моральные ценности, сохраняя свое общечеловеческое значение, обретают в ней особые черты (добро и зло в медицине). 2. В недрах конкретной специальности формируются специально-профессиональные моральные нормы и ценности, характерные только (или особенно) для данного рода деятельности. 3. В сфере профессионального общения нарушается равенство взаимодействующих сторон, что обусловлено зависимостью от действий специалиста (врача) других людей, их жизни и здоровья. 4. Э. п. характеризуется корпоративностью. 5. Содержание и специфика конкретной профессии отражаются в основном в моральных кодексах данной специальности (Кодекс врачебной этики).

Этика ситуативная - отрасль прикладной этики, предметом регуляции которой выступают моральные проблемы, возникающие в конкретных жизненных ситуациях, применительно к которым Э. с. разрабатывает практические рекомендации, а также возможные варианты норм и правил их решения. Э. с. действует в различных сферах человеческой жизнедеятельности и общения — как в интимных (межличностных), так и публичных (массовых). К интимным относятся такие виды межличностных отношений как дружба, любовь, ситуации семейной, сексуальной жизни. Разработка этого направления предполагает тесное "сотрудничество" этики с психологией, медициной, биологией и др. Среди публичных выделяется этика политических публичных действий, массовых собраний и др. "Ситуативным" элементом Э. с. является этикет.

Этика экологическая - отрасль прикладной этики, предметом которой выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде "Человек — Природа — Общество", где все участники взаимодействия рассматриваются как автономные и равные моральные субъекты и в рамках которой формируется новое энвайронментальное сознание, включающее всю Природу - живую и неживую — в круг своих забот, внимания и взаимности.

Этические комитеты (биоэтические) - специальные структурные подразделения для проведения независимого этического контроля, обязательного для всех биомедицинских исследований. Впервые возникли в 50-х гг. XX в. в США с целью проведения официальной этической экспертизы исследований, финансируемых из федерального бюджета. В США такой экспертизе подлежат не только биомедицинские, но и психологические, антропологические и др. исследования, если они проводятся на человеке или на животных. С 1967г. К.э. создаются при больницах и исследовательских учреждениях Великобритании, затем Германии и Франции. Одна из целей и функций К.э. — контроль за соблюдением при лечении и биомедицинских исследованиях основных принципов биомедицинской этики: уважения автономности и прав пациента, информированного согласия, справедливости, стремления к наилучшим результатам при минимизации риска. По мере расширения практики биомедицинских исследований их этическое сопровождение, осуществляемое К.э., становится во всем мире нормой. Сегодня каждый исследовательский проект должен получить одобрение независимого К.э. В настоящее время на постсоветском пространстве этические комитеты находятся в стадии становления.

«Этический кодекс российского врача» - утвержден IV Конференцией Ассоциации врачей России в ноябре 1994 г. Включает нормы «Клятвы Гиппократа», международных этических документов, декларирует моральную ответственность врачей перед обществом, коллегами, пациентами, обеспечивает права и обязанности пациентов. Имеет 5 разделов и 22 статьи, где прописаны цель, условия, врачебной деятельности, права и обязанности врача.

2 раздел – права пациента на – свободу и независимость личности; информацию о своем состоянии; получение медицинской помощи, не ограниченной посторонними влияниями; согласие или отказ от лечения; физическую и психическую целостность личности; соблюдение врачебной тайны; достойную смерть; свободный выбор врача.

3 раздел – нормы отношений с коллегами и другим медицинским персоналом; поддерживать честь и благородные традиции медицинского сообщества; быть честным, справедливым, доброжелательным, уважительным. Недопустимы укрепление авторитета путем дискредитации коллег, переманивание пациентов. Считается гуманным и этичным предложениие безвозмездной медицинской помощи коллегам и их близким родственникам.

4 раздел – требования к проведению экспериментов с участием пациента – одобрение этического комитета, приоритет блага пациента перед общественной пользой и научными интересами, право испытуемого на отказ на любой стадии эксперимента, отказ пациента не должен влиять на отношение к нему.

5 раздел - нормы, очерчивающие пределы действия Кодекса. Действует на территории России для всех врачей, входящих в Ассоциацию. Определена ответственность – административная и юридическая.

Ятрогении (от греч. jatros - врач и gennao - порожденный) - 1) заболевание, возникающее в результате ошибочных действий врача, или неверно истолкованных медицинских назначений или медицинской литературы; 2) способ обследования, лечения или проведения профилактических мероприятий, в результате которых врач причиняет вред здоровью больного.

Ятрогения - болезнь, вызванная нежелательными или неблагоприятными последствиями медицинских вмешательств (делом или словом), приводящих к различным нарушениям функций организма, ограничениям привычной деятельности, к инвалидности, психической травме, смерти.

Допустимый риск медицинских вмешательств определяется с помощью «двойного эффекта»: ожидаемое благо от вмешательства должно превышать связанный с ними риск, нежелательный эффект должен быть всего лишь тем, с чем приходится мириться.

Список литературы:

1. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. - М.: Эдиториал УРСС, 1998 г.

2. Борейко В.Е. Популярный словарь по экологической этике и гуманитарной экологии. - Киев: Экол.-культ. центр, 1992 г.

3. Брошюра: От медицины к биоэтике. Иеромонах Димитрий (Першин). – М., 2010 г.

4. Грицанов А.А., Абушенко В.Л., Евелькин Г.М., Соколова Г.Н., Терещенко О.В. Биоэтика. – М., 2003 г.

5. Зелинский В. Словарь. Благодарение жизни: от биоэтики к Премудрости. – М., 2002 г.

6. Новейший философский словарь / Под ред. Грицанова А. А. 3-е изд., исправл.- Минск, 2003 г..

7. Петров В.И., Седова Н.Н. Проблема качества жизни в биоэтике. - Волгоград, 2001 г.

8. Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУП., 2001 г.

9. Сгречча Э, Тамбоне В. Биоэтика. Учебник. - М., 2002 г.

10. Словарь по этике /Под ред. А.А.Гусейнова, И.С.Кона. - М., 1985 г.

11. Словарь по этике /Под редакцией И.Кона. – М., 1981 г.

12. Тищенко П.Д. Биоэтика. - М.: Прогресс-Традиция, 1998 г.

13. Тищенко П.Д. Биоэтика: Проблемы и перспективы //Вопросы философии, 1994 г., № 3

14. Философия биологии: вчера, сегодня, завтра / Под ред. И.К.Лисеева. – М., 1996 г.

15. Энциклопедический словарь «Этика». - М.: Гардарики, 2001 г.

16. Этика: Энциклопедический словарь / Под. ред. Р.Г.Апресяна, А.А.Гусейнова. – М., 1998 г.

ru.wikipedia.org/wiki/

dic.academic.ru/dic.nsf/bse/154703/

ru.wikipedia.org›

www.philosophy.ru/iphras/library/konov.html

www.bioethics.ru/rus/whatbio/

www.krugosvet.ru/enc/medicina/BIOETIKA.html

traditio.ru/wiki/Биоэтика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: