Проектирование технологических процессов обработки данных в диалоговом режиме

Диалог - это процесс обмена сообщениями между пользователем и компьютером, при котором осуществляется постоянная смена ролей информатора и реципиента (пользователя, принимающего информацию), причем смена ролей должна быть достаточно оперативной. Процесс диалога должен удовлетворять следующим условиям:

· единая цель информатора и реципиента;

· постоянная смена ролей пользователя и компьютера;

· общий язык общения;

· наличие общей базы знаний (данных);

· возможность пополнения базы знаний хотя бы одним из объектов (субъектов).

Для осуществления диалога необходимо разработать диалоговую систему (ДС), представляющую собой совокупность технического, информационного, программного, лингвистического обеспечения, предназначенную для выполнения функций управления диалогом, информирования пользователя, ввода информационных сообщений, обработки их с помощью прикладных программ и выдачи результатов.

Можно выделить несколько характеристик ДС, значения которых определяют процесс диалогового взаимодействия пользователя и компьютера. Важнейшей из них является степень оперативности диалога. При этом возможна оперативность двусторонняя или односторонняя - со стороны компьютера или человека. В первом случае диалог называется активным со временем ожидания до 2 с, во втором - пассивным, время ожидания при нем может достигать 3 мин.

Другой характеристикой диалоговых систем служит способность к управлению. Она тесно связана с такими условиями выполнения диалога, как наличие знаний у партнеров и взаимопонимания между ними с помощью общего языка. Эта характеристика выражается в способности к выдаче таких команд партнеру, которые требуют выполнения некоторых действий, направленных на достижение цели диалога.

В процессе диалога возможно двустороннее управление на базе языка типа «запрос - ответ», одностороннее управление со стороны компьютера с языком общения типа «меню», «заполнение шаблона» и ответа по «подсказке» или одностороннее управление со стороны пользователя с использованием языка директив (команд).

Важной характеристикой является также способность партнеров к обучению (накоплению знаний о предметной области) и общего языка взаимодействия. Выделяют системы, которые обеспечивают двустороннее обучение партнеров, и системы с односторонним обучением: со стороны либо пользователя, либо компьютера.

Помимо вышеперечисленных существует и ряд других характеристик, к которым относят:

· среднее время безотказной работы всей диалоговой системы;

· вероятность безошибочного выполнения диалога;

· коэффициент занятости системы;

· стоимость эксплуатации и разработки диалоговой системы.

Диалоговые системы можно классифицировать по ряду признаков (рис. 9.2).


 
 
Классификация диалоговых систем 1. По назначению
Для управления процессами в ЭИС Для управления процессами в САПР Для управления процессами в ИПС Для управления процессами вСППР Для управления процессами вЭС

2. По наличию приоритета в организации взаимодействия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: