Определение общения

Проблема общения – одна из центральных в СП. Под ОБЩЕНИЕМ понимается внешнее, наблюдаемое поведение, в котором актуализируются и проявляются межличностные отношения (определение Я.Л.Коломинского). Часто ОБЩЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Психология. Словарь).

Специфика О. определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В О. человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности.

О. полифункционально, что отражается в множестве существующих классификаций функций О. В наиболее обобщенных классификациях выделяется три стороны О.: коммуникативная, интерактивная и перцептивная (Г. М. Андреева).

Близкая классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема — передачи информации; регуляционно-коммуникатив-ная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

А. А. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции инструментальную функцию О., необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, к-рая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи 'знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей.

По критерию “цель общения” выделяется восемь функций О. (Л. А. Карпенко): 1) контактная, цель к-рой— установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности; 2) информационная, цель к-рой — обмен сообщениями, т. е. прием — передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д.; 3) побудительная, цель к-рой — стимуляция активности партнера по О., направляющая его на выполнение тех или иных действий; 4) координационная, цель к-рой — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности; 5) понимания, цель к-рой — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.); 6) амотивная, цель к-рой — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;7) установления отношений, цель к-рой — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в к-ром предстоит действовать индивиду; 8) оказания влияния, цель к-рой — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Таким образом, существуют разные подходы к определению главных функций общения. Однако во всех подходах подчеркивается большая роль общения в развитии личности и группы. И поэтому одной из задач социальной психологии является разработка средств корректировки и оптимизации О., развития способностей и навыков О., особенно необходимых тем категориям людей, к-рые профессионально связаны с процессом О. (руководители, педагоги, врачи и др.).

Специфика О. определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В О. человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения — об общей культуре и грамотности.

Можно выделить различные основания классификации общения.

Р.С. Немов рассматривает виды общения по содержанию, целям и средствами. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации

Соответственно, по СОДЕРЖАНИЮ выделяют:

* материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности);

* когнитивное общение (обмен информацией, знаниями);

* кондиционное общение (влияние на физическое или психическое состояние друг друга);

* мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

* деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По ЦЕЛЯМ выделяют:

* биологическое (для поддержания, сохранения и развития организма;

* социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост).

По СРЕДСТВАМ выделяют:

* непосредственное общение (с помощью естественных органов, данных живому существу);

* опосредованное (с использование специальных средств и орудий для организации общения);

* прямое (личные контакты и непосредственное восприятие общающихся);

* косвенное (осуществляется через посредников).

По ХАРАКТЕРУ ПРОТЕКАНИЯ Л.Д. Столяренко выделяет следующие виды общения:

* «контакт масок» (формальное общение, когда используются привычные маски);

* примитивное общение (когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект);

* формально-ролевое общение (регламентированы и содержание и средства общения, а вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли);

* деловое общение (когда учитывают особенности личности собеседника, но интересы дела ставятся на первый план)

* духовно-межличное общение (вид общения, который наблюдается при дружеских отношениях);

* манипулятивное общение (общение, направленное на получение выгоды одним участником общения в ущерб интересов и ценностей другого);

* светское общение (когда собеседники придерживаются принятых норм общения в данной ситуации, а не реальное переживаемых чувств и мыслей)

В зависимости от УРОВНЯ ОБЩЕНИЯ (степени личностной вовлеченности в преобразование отношений) можно выделить:

* социально-ролевое общение (уровень общения, на которому от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя, своего статуса);

* деловое общение (уровень общения, на котором людей объединяют интересы дела, совместная деятельность, поиск средств повышения эффективности сотрудничества; общение является психологически отстраненным, домини-рует Я-ВЫ контакт);

* интимно-личностный (уровень, на котором основной целью общения является удовлетворение потребностей в понимании, сочувствии, переживании; от партнеров ожидается психологическая близость, эмпатия, доверительность).

Таким образом, общение можно рассматривать с различных оснований и соответственно можно говорить о существовании многих видов общения. Анализ каждого виды позволяет более глубоко изучить механизмы межличностного взаимодействия людей и его влияния на личностное развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: