Роль бюджета в распр. И перераспр. Нац дохода

Роль гос бюджета в обществ воспр-ве опр тем, что с помощью гос бюджета (расходной части) распр и перераспр знач часть НД, ВВП. Он распр ден ср-ва между различными отраслями нац хоз-ва, секторами пр-ва, сферами обществ деят-ти, эк районами и территориями страны.

Гос бюджет активно возд на эк-ку в целом, так как он выст в качестве бюджета всего нац хоз-ва. Большую роль играет гос бюджет в сфере мат пр-ва, выст в кач стимулятора его роста. Ср-ва бюджета исп для обесп как инд (в рамках отд пр-й), так и обществ (в масштабе нац хоз-ва) кругооборота фондов. Бюдж фин-е капвложений и обор ср-в на действ и вновь вводимых пр-х, обесп др расходов позв бюджету вкл-ся в индив кругооборот фондов на отд пр-х, способствуя его бесперебойности и равномерности. Бюдж ассигн в произв сфере явл осн источником ее функц-я и дальнейшего разв. Осн часть учреждений и орг-й этой сферы не имеет собств ист-в доходов и нах на бюдж фин-и. Расходы гос-ва на просвещ и здравоохр, соцстрах и соц обесп, науку, культуру и искусство явл той фин базой, без кот невозм проведение соц-культ меропр общегос масштаба. Большое значение имеет бюджет в форм-и рацион структуры отраслей непроизв сферы.

В бюджете страны аккумул знач часть вновь созд стоимости НД, распр и исп в соотв с рын законами обществ развития (закона стоимости, закона спроса и предл, закона повыш-ся произв-ти труда, закона возр потребностей) для обесп расширенного воспр-ва и удовл-ия общегос потребностей. В усл рын отн распр НД произв с пом образ, распр и исп ден доходов и накопл: гос доходы, доходы пр-й, доходы населения.

Знач часть нац дохода поступает в бюджет путем прямого распр налогообл гос, частных и комм пр-й. Часть ЧД населения перечисл в бюджет в порядке перераспр.

Распр части НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз фонда ден ср-в для расшир воспр-ва и удовл-я др совок потребностей общ-ва, путем перераспр ср-в между отраслями произв и непроизв сфер жизнедеят-ти общества, а также между эк районами страны: гос рег-я ден накоплений в отд отраслях нар хоз-ва, отд пр-ях, в с/х секторе, в торговле и т.д.

Перераспр НД между отраслями, пр-ями через гос бюджет обусл необходимостью передачи части ЧД из одной отрасли в др в соотв с планами эк и соц развития страны, с программами радикальных эк преобразований общества, для осущ перестройки структуры обществ пр-ва и т.д.

Такое перераспр в знач степени вызвано разл уровнем техн оснащения, энерго и фондовоор-ти предприятий и отраслей; неравномерностью размещения и выявления новых прир богатств; действующей системой ценообр и тем, что при переходе к рын отн необх поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр НД, как между отраслями, так и внутри отраслей происх с пом гос инвестиций и приор фин-я отд видов пр-в, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспр НД явл выделение части ср-в, идущих на развитие непроизв сферы. В условиях рын отн это относится к поддержанию гос-м таких сфер жизнедеят-ти общества, как здравоохран, просвещение, наука и культура. Знач место в структуре перераспр части НД отводится сод-ю аппарата упр, правоохранительных органов и т.д.

Пропорции НД, распр через госбюджет, не были постоянными, тк опр достигн ур-м развития произв. сил, задачами, решаемыми гос-м на разных этапах обществ развития.

При переходе к рын отн существенно меняется роль бюджета в регул обществ пр-ва и распр НД. Осн направления этих преобразований, сосредоточение главных ресурсов госбюджета на приоритетных отраслях экономики, опр наиболее общих пропорций развития обществ пр-ва и необх темпов развития экономики в целом. Основная логика таких трансформаций состоит в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в условиях рыночных отношений, перенос центра тяжести с централизованных на децентрализованные финансы страны.

Производство, распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и национального дохода является предпосылкой и целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в распределении совокупного общественного продукта и национального дохода, важно отразить влияние бюджетной политики на процесс воспроизводства личностного элемента производства рабочей силы. Сюда относятся так называемые трансфертные платежи такие виды платежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет. Это платежи из бюджета в виде пенсий, пособий, стипендий и.т.д.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: