На рис. 5.1 показаны совокупные затраты, доходы и прибыль. При этом тариф (цена) является постоянной величиной, а объем перевозок изменяется. Из рис. 5.1 видно, что совокупные доходы и расходы растут по мере увеличения материалопотока.
На уровне перевозок ниже точки Q, фирма несет убытки, в результате высоких посто-Цянных расходов и низкого уровня материалопотока. После точки наблюдается рост прибыли (отрезок х—у на графике). Максимизируется прибыль на уровне материалопотока СЬ.
Увеличение объема материалопотока после Q2 приводит к росту совокупного дохода, но снижается совокупная прибыль. В точке выполнение материалопотока соответствует совокупным доходам и затратам.
Этот пример дает возможность менеджеру логистики сделать вывод, что при установленной цене только определенный объем, материалопотока может гарантировать максимальную прибыль.
Движение цен на рынке материалопотока определяется спросом и предложением.
Впервые определение функции спроса еще в прошлом веке дал французский экономист А. Курно. Его функция спроса D показывает |зависимость спроса от цены Р, т. е. D =/(Р). Эта функция убывает с ростом цены Р. Следовательно, закон спроса можно сформулировать так: при прочих равных условиях на любом рынке существует обратная зависимость между ценой и спросом на товар, т. е. спрос распри снижении цены, и наоборот. Аналогично спросу была определена и функция предложения:
|
|
Общий для обеих функций фактор Р оказывает на них противоположное влияние и кривые предложения и спроса движутся в противоположных направлениях. Точка их пересечения А определяет значение Ро, называемое рыночной, или равновесной ценой. Обе функции изображены на рис. 5.1.
Если рыночная цена в какой-то момент оказывается выше равно-есной, но ниже точки равновесия, то она порождает дефицит пред-иожения по сравнению со спросом. Поэтому на рынке цены будут ремиться к равновесию.
Анализ графиков спроса и предложения позволяет оценить воз-ожное поведение фирм логистической системы в конкретной поли-чике цен. В практической деятельности можно применять и показатель эластичности.
Эластичность - мера реагирования одной переменной величины i изменение другой величины. Эластичность спроса (предложения) змеряется коэффициентом эластичности, который показывает, на ько процентов изменяется спрос данного товара при изменении эеделяющего фактора, например, цены. Этот коэффициент Ed мо-кет быть рассчитан следующим образом:
ния, зависящие от продавца и покупателя. (рис. 5.2.)
Рис. 5.2. Экономические факторы ценообразования
|
|