Для целей планирования и ценообразования на автомобильном транспорте следует руководствоваться:
— Нормами времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и Нормами затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 02.08.2010 № 403-Ц (далее — Нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом, Нормы затрат соответственно);
— Инструкцией о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.04.2010 № 60 (далее — Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов);
— Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (с изм. и доп.) (далее — Инструкция о применении норм расхода топлива);
|
|
— Нормами расхода топлива и смазочных материалов для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в Республике Беларусь, утвержденными приказами Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (далее — Нормы расхода топлива и смазочных материалов для механических транспортных средств);
— Правилами эксплуатации автомобильных шин, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 21.12.2000 № 52 (далее — Правила эксплуатации автомобильных шин).
Тарифы устанавливаются по группам подвижного состава в зависимости от грузоподъемности грузовых автомобилей, габаритной длины автобусов или по конкретным типам и маркам автотранспортных средств. Дифференциация тарифов зависит также от системы оплаты за транспортную работу за 1 т, 1 отправку (ездку, рейс), 1 т-км, 1 автомобиле-день (смену) работы, 1 ч нахождения подвижного состава у заказчика, 1 км пробега, 1 ч нахождения подвижного состава у заказчика и 1 км пробега, другие измерители транспортной работы.
Чтобы определить автотранспортный тариф на выбранный предприятием измеритель, требуется в большинстве случаев рассчитанную себестоимость с добавленной прибылью и налоговыми платежами разделить на соответствующий объем транспортной работы. Но, несмотря на кажущуюся простоту, формирование тарифа на автоперевозку – процесс сложный, трудоемкий.
К примеру, чего только стоит собрать и подготовить к расчетам исходные данные! Сюда могут быть включены самые различные показатели: нормы и нормативы, цены и стоимости, коэффициенты и постоянные величины. Так, в качестве исходных данных могут быть использованы:
|
|
— номинальная грузоподъемность автомобиля / прицепа;
— номинальная пассажировместимость автобуса;
— количество мест для сидения;
— габаритная длина автобуса;
— протяженность маршрута / длина ездки с грузом;
— нормы затрат на техническое обслуживание (ТО) и ремонт автотранспортных средств:
ЗП —заработная плата основных и вспомогательных ремонтных рабочих;
МЗ — материальные затраты;
СМ — смазочные материалы;
— цена на топливо с / без налога на добавленную стоимость (НДС);
— линейные и дополнительные нормы расхода топлива;
— снаряженная масса прицепа / полуприцепа;
— способ начисления амортизации;
— амортизируемая стоимость подвижного состава;
— норма отчисления амортизации;
— тарифная ставка первого разряда, действующая на предприятии;
— цена на автомобильные шины;
— эксплуатационная норма пробега/ норма износа автошин;
— число колес (без запасного);
— соотношение заработной платы руководителей, специалистов и служащих и водителей;
— коэффициент, учитывающий общехозяйственные расходы, приходящиеся на 1 руб. заработной платы;
— индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения к декабрю 2008 г.;
— расчетные нормы пробега;
— нормы времени простоя под погрузкой и разгрузкой;
— ставки налогов, отчислений, сборов;
— данные годового баланса рабочего времени;
— уровень рентабельности;
— поправочные коэффициенты и др.
Помимо указанных исходных данных при калькулировании плановой стоимости автоперевозок используются необходимые расчетные показатели для определения затрат по статьям себестоимости и собственно тарифов на выбранную единицу измерения транспортной работы на последующих промежуточных этапах. В числе таких технико-экономических показателей могут применяться:
— время работы на маршруте;
— время на рейс;
— количество рейсов расчетное и/или принимаемое;
— пробег за автомобиле-день работы;
— объем перевозок за автомобиле-день работы;
— грузо-/ пассажирооборот за автомобиле-день работы;
— расход топлива за автомобиле-день работы и т.д.
Формулы либо функциональные связи для определения всех промежуточных и выходных показателей при различных условиях эксплуатации автотранспортных средств, а также для различных видов предоставляемых услуг по автоперевозкам и, соответственно, величин тарифов установлены Рекомендации по расчету тарифов на автоперевозки и Рекомендации по расчету тарифов на таксоперевозки.
Различают два основных вида тарифов на перевозку автомобильным транспортом в зависимости от системы оплаты за произведенную транспортную работу. Системы оплаты за оказанные услуги между заказчиком и исполнителем на автотранспорте подразделяются на сдельную и повременную. Как правило, применение системы оплаты за перевозки сочетается с формой оплаты труда основного персонала, непосредственно осуществляющего автоперевозки, – водителей.
Так, при применении сдельной системы оплаты тарифы рассчитываются на один установленный показатель измерения транспортной работы, в качестве которого обычно выступают 1 т, 1 ездка, 1 т-км, 1 автомобиле-день работы, 1 ч работы, 1 км пробега и т.п. В настоящее время использование расчетов по сдельной системе возможно только для грузового автотранспорта.
При применении повременной системы оплаты за перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом рекомендовано рассчитывать тарифы одновременно надве единицы измерения транспортной работы: на 1 ч пользования подвижным составом заказчиком и 1 км пробега. Данный вид расчетов за оказанные услуги возможен как при осуществлении грузоперевозок, так и осуществлении перевозок пассажиров автобусами.
|
|
С выбранным автоперевозчиком видом расчетов с заказчиком за оказанные услуги соотносится и вид перевозки, который также может быть сдельным или повременным. В зависимости от принятого вида перевозок применяется в свою очередь и путевой лист определенной формы.
Так, к сдельным перевозкам (их еще называют объемными или маршрутными) относятся перевозки грузов, по которым организован учет транспортной работы в тоннах, т.е. возможно применение взвешивания либо иного способа учета путем замера (в т.ч. геодезического). Учет работы автомобилей и движение товарно-материальных ценностей на сдельных перевозках оформляются товарно-транспортными накладными и путевыми листами формы 4(с).
При осуществлении почасовых (заказных) грузовых перевозок применяется форма путевого листа 4(п), а пассажиров в нерегулярном сообщении – 1(н).
Рассчитанные тарифы утверждаются руководителем предприятия-перевозчика и помещаются в прейскурант и хранятся на бумажных носителях и (или) в электронном виде. Оказание услуг на территории Республики Беларусь всем заказчикам независимо от формы собственности осуществляется по утвержденным перевозчиком тарифам.
В некоторых конкретных случаях, в обязательном порядке оговариваемых договором на перевозку, заказчику может предоставляться скидка с установленного тарифа, но лишь при наличии локального документа – положения о скидках – и лишь на тех основаниях и в тех размерах, которые приведены в этом положении. В качестве факторов, влияющих на величину скидки, принимаются объемы и дальность перевозок, сроки оплаты, сезонность перевозок и другие случаи, указанные в договоре. В случае применения скидки тарифы на перевозки подлежат согласованию с заказчиком не только в договоре на оказание услуг, но и в протоколе согласования цен (тарифов.
|
|
Общая сумма платы за перевозку груза определяется как сумма платы непосредственно за перевозку груза (за минусом скидки, если таковая имеется) и за дополнительные работы и услуги, связанные с их перевозкой: экспедирование, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и взвешивание груза, перевозка багажа, предоставление в пользование контейнеров, прицепов и пр. В тарифы на перевозку грузов и тарифы на дополнительные работы и услуги не включаются, но возмещаются дополнительно заказчиком расходы на оплату за проезд по платным дорогам, мостам, переправам, оплату экологических, местных и иных установленных в соответствии с законодательством сборов, а также командировочные расходы водителей и сопровождающих его лиц, если перевозчик несет эти расходы по поручению заказчика.
Каждый раз, говоря о реальных ценах и тарифах, следует помнить о конъюнктуре рынка. Именно поэтому необходимо отслеживать цены-аналоги своих потенциальных конкурентов, размер которых указывает на требуемый уровень прибыльности.
Тарифы на перевозку грузов и пассажиров на территории Республики Беларусь устанавливаются в единой государственной валюте – белорусских рублях.