Наиболее общечеловеческий повод к печали – это перспектива собственной смерти или смерть близких. Человек, вероятно, никогда не может примириться с неизбежностью ухода из жизни.
Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, бесконечность мироздания, несмотря на уход из него конечного существа. И в самом этом конечном существе трагедия находит бессмертные черты, роднящие личность с мирозданием, конечное – с бесконечным.
В трагедии, как считает Г.Гегель, гибель не есть только уничтожение. Она означает также и сохранение в преображенном виде того, что в данной форме должно погибнуть. Трагический герой – носитель чего-то выходящего за рамки индивидуального бытия, свободно и осознанно выбирающий свой путь. Поэтому трагическое – это категория эстетики, которая отражает диалектику свободы и необходимости и воплощает наиболее острые жизненные противоречия.Т.о., в центре трагического – конфликт между тем, что человек может и тем, что он хочет, к чему стремится (свобода);- трагический герой – это личность, которая осознанно и свободно выбирает свой путь, зная, что его неизбежно за этот выбор ожидает страдание или смерть.Главный пафос трагического – преодоление границ человеческой несвободы в истории и утверждение высших идеалов. Поэтому трагическое – утверждение прекрасного.
В искусстве в античные времена Аристотелем была сформулирована цель трагического – катарсис: чувства, изображенные в трагедии, очищают чувства зрителей. Как алмаз можно шлифовать только алмазом, т.к. это самое твердое вещество на земле; так чувства можно шлифовать только чувствами, ибо это самое тонкое. В этом проявляется связь между возвышенным и трагическим: высокое порождает в ответ возвышенные чувства.
Комическое связано с тем, что история осуществляется не только через трагедию. Но и через комедию. Г.Гегель говорил об иронии истории; Сущность комического, Заключается в противоречии. Комизм – результат контраста, разлада, противостояния: безобразного-прекрасному;ничтожного-возвышенному;внутренней пустоты-внешнему облику,притязающему на значительность. В комическом противоречии присутствуют два противоположных начала: первое из них кажется положительным и привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным свойством.
Комическое, как и любое эстетическое явление, социально. Комическое связано с общей культурой общества и человека. Низкая культура всегда агресивна. Общество, которое способно с юмором относиться к своим недостаткам, ощущает в себе силу к их преодолению и совершенству, т.е. расширяет границы собственной свободы.
Источником комического может быть не только подмена смысла и содержания, но и нарушения меры, создание иллюзии. Например, мечтать может и должен каждый человек. Гоголь писал, что смех сопровождает развенчание ничтожества, которое претендует на многозначность, укрепляет реальное достоинство человека. Комическое, т.о., связано со свободой человека и общества, освобождением их от различных недостатков, то есть это также – утверждение прекрасного, но через отрицание всего, что мешает совершенствованию жизни. Главными средствами создания комического эффекта являются гротеск (фантастическое изображение) и гипербола (преувеличение).
Формы комического: юмор – особая форма комического, отличающаяся мягким отношением к недостаткам жизненных явлений, поведению людей, способная вызывать лишь незлобливую улыбку и основывающаяся на использовании приемов остроумия и смысловой игры; сатира- форма комического,сущность которой в том, что путем использования особых приемов и средств достигается уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности; ирония – форма комического, представляет собой скрытую насмешку, взрывная сила которой замаскирована внешне серьезной формой; сарказм – форма комического, язвительная насмешка, содержащая уничтожающую оценку различных негативных явлений личной и общественной жизни. Трагическое и комическое связаны с прекрасным как с целью, где с одной стороны, утверждается человеческое достоинство и свобода, а с другой стороны, отрицается все, что мешает этому утверждению.