Экономика логистики


Построение эффективной ЛС позволяет компаниям решать ряд хозяйственных задач:

  • синхронизировать объемы производства с объемами логистических операций складирования, грузопереработки, транспор-тировки;
  • снижать потери и ущерб от логистических рисков;
  • устанавливать целесообразные уровни кооперации в цепи поставок;
  • рационализировать документооборот и информационные потоки, связанные с логистической деятельностью, и т.д.


Отличительной чертой экономики логистики служит не только ее ориентация на предприятие (что отражает лишь корпоративные цели обслуживания не только сегмента рынка, но и территории, региона и даже страны в целом). Эффективность ЛС становится часто ключевым фактором национального успеха. Однако это утверждение не исключает важности экономики логистики для самих предприятий (особенно для средних и малых) с небольшими циклическими (во времени) потоками широкой номенклатуры грузов. В этом случае рационализация работ (транспортных,
экспедиторских, складских, погрузочно-разгрузочных и т.д.) достигается путем высокоорганизованного логистического сервиса на основе оптимизации затрат и качества.
Экономика логистики изучает экономические отношения, возникающие в экономическом пространстве логистики. В данном случае под экономическим пространством понимается насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связи между ними. Среди его объектов – предприятия промышленности, торговли и сферы услуг, логистические мощности (транспортные, складские, терминальные), транспортные коммуникации, телекоммуникационные системы и т.д., которые взаимодействуют в соответствии с пространственной (территориальной) структурой экономики и пространственной (территориальной) организацией хозяйственных единиц, объединяемых материальными и сопровождающими их информационными и финансовыми потоками.
Экономическое пространство логистики коррелирует с понятием ЛС, с которой связано представление об эффективной интеграции логистической деятельности в рамках цепи поставок.
Качество этого пространства определяется такими характеристиками, как плотность (валового продукта, ресурсов, основного капитала и т.д. на ед. площади пространства) и связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами этого пространства, условиями мобильности товаров, услуг, капитала и т.д., определяемыми развитием транспортных и коммуникационных сетей).
Для функционирования экономического пространства логис-тики необходимо принимать во внимание существование экономического расстояния, которое, в отличие от физического (км и т.д.), определяется прежде всего транспортными и трансакционными издержками (в том числе напреодоление физического расстояния).
Экономическое пространство ЛС может охватывать различные формы организации хозяйства и типы пространственных структур.

Необходимыми признаками и условиями существования экономического пространства логистики являются:

1. общее экономическое (федеральное) законодательство,

2. единство денежно-кредитной системы,

3. единство таможенной территории и функцинирование общих инфраструктурных систем (транспорта, связи и т.д.).

4. Экономическое пространство логистики есть составная часть экономического пространства страны, единство которого обеспечивается Конституцией, где зафиксированы следующие условия:

  • гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, незапрещенной законом (ст. 8);
  • недопущение установления внутренних таможенных границ,пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств;
  • запрещение введения и эмиссии других денег в России, кромерубля, и т.д.


Большинство стран мира, кроме самых малых, имеют неоднородное экономическое пространство. Эта особенность отличает Россию. Но даже в границах неоднородного экономического пространства выделяются особые части – анклавы и эксклавы, которые приходится учитывать при рассмотрении экономических отношений в ЛС.
Под анклавом понимается обособленный участок территории, который по отношению к окружающей его территории отличается специфическими условиями (экономическими, финансовыми, национально-культурными и т.п.). Типичными примерами анклавов являются свободные и офшорные экономические зоны, имеющие особые режимы внешнеэкономической и финансовой деятельности.
Эксклав – отдельная от основной территории страны, ее часть. В Российской Федерации всеми признаками эксклава обладает Калининградская область, окруженная территориями Польши и Литвы. В определенном смысле эксклавами являются объекты за границей, находящиеся в собственности, в аренде или под юрисдикцией России. Эти особенности оказываются особенно важными при

организации транспортных потоков.

Экономические основы логистики опираются на трехполюсную систему (треугольник): макроэкономика, микроэкономика и регио-нальная (пространственная) экономика (рис. 1.1) и являются отражением теории общего экономического равновесия, экономического воспроизводства, экономического роста, теории устойчивого развития, а также теории международной торговли, международной экономической интеграции и т.д

Особое место в логистике принадлежит методологии оптимального размещения производственно-логистических мощностей (производственных площадок, складов разного уровня и назначения, грузовых терминалов и т.д.) относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Эта методология находит отражение в разных теориях.

В соответствии с теорией В. Лаун-Хардта, точка оптимума находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний (метод локационного треугольника). По теории А. Вебера, фактором размещения служит «экономическая выгода», которая выявляется в зависимости от места деятельности. Выгода заключается в сокращении издержек производства и реализации продукта (к наиболее значимым элементам
производственных издержек относят затраты на сырье, материалы, рабочую силу, транспорт и агломератные затраты).

Наиболее поздняя теория (1993) – о функциях и размещении системы пунктов в рыночном пространстве – теория центральных мест В. Кристаллера. Согласно этой теории, зоны обслуживания и реализации с течением времени имеют тенденцию оформляться в правильные шестиугольники (пчелиные соты), а вся территория покрывается шестиугольниками (без просвета).
Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для реализации продукции и обслуживания потребителей.
Дальнейшее развитие теории размещения привело к появлению теории, построенной на анализе взаимосвязанных предприятий. Она основана на переходе от минимизации издержек (не только транспортных, но и производственных) к максимизации прибыли и доходов с использованием понятий переменных цен, ренты, функций спроса и предложения, элементов динамики.

В работах А. Леша, который насытил теорию размещения разнообразными инструментами микроэкономики, значительно расширился состав факторов и условий, рассматриваемых при размещении предприятий и их сочетаний (налоги, пошлины, эффекты монополий и олигополий и т.д.).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: