Художественный период

Художественный период (например, предмодернизм, или модер­низм, неомодернизм, постмодернизм) — объединение группы историче­ски, эстетически и концептуально близких друг другу направлений, несу­щее инвариантную художественную идею, значимую для всех этих худо­жественных направлений.

Художественный период очерчивает историческое время господства в литературном развитии определенного типа героя (варьируемого в на­правлениях данного периода), определенного типа автора, и определен­ного типа участия автора в создании художественного текста.

Художественная эпоха

Художественная эпоха — понятие, возникшее в раннеромантиче­ской эстетике, осознавшей искусство как процесс исторического разви­тия. Этот процесс осмысляется Шиллером в терминах «наивной» и «сен­тиментальной» литературы, Жерменой де Сталь — «южной» и «север­ной», Ф. Шлегелем — «классической» и «романтической».

В предлагаемой классификации этому термину придается следующее значение: художественная эпохавремя существования группы худо­жественных направлений или периодов, объединенных общей инвариант­ной художественной парадигмой, интегрирующей в себе ряд художест­венных концепций и идей.

Художественная стадия

Художественная стадиякрупнейшая единица членения художе­ственного процесса. В основе стадиального членения — глобальные про­блемы эстетического отношения к Богу, Природе, Человеку, Обществу. Мировой художественный процесс включает в себя четыре стадии: 1) стадия единения человека с природой; 2) стадия единения человека с Бо­гом; 3) стадия надежд и иллюзий: уповая на Бога, действуй сам сообразно Природе; 4) стадия утраченных иллюзий: А может быть не удалось Тво­ренье? Всемирный замысел истории не сбылся? Что изменить: Природу? Человека? Бога? Или все дело в Общества пороках?

Эра.

Эра. Гегель выдвинул идею разделения художественного развития че­ловечества на три этапа. Основание такого всемирно-исторического чле­нения истории художественной культуры, по Гегелю, как уже об этом го­ворилось подробно выше — взаимодействие абсолютного духа (содержа­ния) и его материально-чувственного воплощения (формы). История ху­дожественной культуры проходит три эры: символическую, классиче­скую, романтическую. Искусство в его богатстве полно не укладывается в гегелевскую периодизацию, а ее логическое завершение — идея о гибели искусства — исторически не подтверждается, но историзм видения ис­кусства и глобальность подхода — заслуга Гегеля.

Предлагаю другой тип глобального членения и характеристики худо­жественного процесса на основании параметра пространство и время. На разных стадиях своего развития искусство сосредоточивало внимание на тех или иных аспектах художественного мира — на пространстве, на времени или на времени-пространстве. С этой точки зрения можно выде­лить три эры художественного развития.

Древнее искусство мыслило преимущественно пространством. Глав­ная его тема и проблема — миропорядок. Вопросы космогонии, проис­хождения Вселенной, богов, покровительствующих разным сферам жиз­ни и деятельности человека. Именно эти проблемы были в центре внима­ния древнего художника.

Начиная с эпохи Возрождения искусство (для которого характерны: рост личности и общества, процесс социальных преобразований, измен­чивость всего) мыслит преимущественно временем. Историзм проникает во все поры художественного творчества.

Новое искусство, сформировавшееся в XIX и ХХ вв., начинает мыс­лить пространством и временем в их единстве. Не случайно именно в на­шу эпоху была сформулирована М. Бахтиным категория «хронотоп» (вре­мя-пространство), которая характеризует новейший типа художествен­ного мышления.

Если вышеизложенные теоретические соображения применить к стрежневому процессу художественного развития, если проследить полет стрелы времени в сфере художественной культуры, то общая картина тео­ретической истории литературы и искусства будет выглядеть следующим образом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: