Эстетический объект

Объект и субъект в философии — это пара соотносительных ка-1 тегорий, каждая из которых имеет смысл только в отношении к другой. При этом под объектом понимается все то, на что направлена активность субъекта, а под субъектом, соответственно, носитель и источник этой активности. В философии речь '■ идет в первую очередь о духовной активности познавательного характера. Близкий смысл имеют эти категории и применительно к эстетической сфере, за исключением, пожалуй, только акцентации гносеологического аспекта. В процессе эстетического акта, если и приобретается «знание», то такого специфического характера, что имеет смысл не употреблять для его обозначения традиционный философский термин, чтобы не вводить в заблуждение неискушенного в эстетической проблематике читателя. Об этом эстетическом «знании» мы поговорим ниже (Эстетическое восприятие, Эстетический предмет). Здесь речь только об объекте.

Теоретически в качестве эстетического объекта может выступать любой чувственно воспринимаемый объект: любой фрагмент природы от звездного неба, пламенеющего заката, ландшафта под крылом самолета до строения клетки какого-либо организма под микроскопом; любая вещь предметного мира, любой артефакт, многие феномены культуры, особенно, имеющие символический или мифологический характер, и, конечно, бесчисленные произведения искусства, возникшие в процессе творческой деятельности как продукты эстетического сознания, прежде всего. Кроме того эстетическим объектом могут стать и определенные состояния и продукты внутреннего мира человека, его сознания (типа образов воображения, фантазии, воспоминания и т.п.), если на них направлен вектор его эстетического восприятия.

Можно назвать два главных условия, при которых объект может считаться эстетическим. Это: 1) установка субъекта именно на эстетическое восприятие данного объекта (то есть начало активности эстетического субъекта) и 2) наличие в объекте некоторых специфически эстетических характеристик, эстетических качеств, как их называют некоторые исследователи, эстетических параметров формы, которые способствуют возникновению при восприятии объекта эстетического отношения, «эстетического предмета» (подробнее о нем ниже). Первое вполне понятно. Если человек смотрит на картину и размышляет о том, сколько она может стоить и кому ее можно повыгоднее продать, или при виде прекрасного пейзажа подсчитывает прибыль от устройства здесь какого-то туристического объекта, то ни о каком эстетическом объекте в прямом смысле слова речи идти не может. Мы имеем перед собой объекты каких-то иных отношений, хотя потенциально они могли бы стать и эстетическими объектами. То же самое можно сказать и о ситуации, когда какой-нибудь провинциальный паломник бросается в Третьяковке на колени перед «Троицей» Рублева. Икона предстает здесь объектом религиозного поклонения и почитания, но не эстетическим объектом. Для существования эстетического объекта необходимо наличие эстетического субъекта с установкой именно на эстетическое восприятие. Шедевры живописи в закрытом Лувре или звучание записи симфонии Моцарта в пустой комнате еще не являются эстетическими объектами.

С объективными эстетическим качествами объекта дело значительно сложнее. Само понятие «эстетического» вроде бы исключает возможность говорить о таковых. Между тем, всякий наделенный эстетическим вкусом человек, не говоря о профессионалах в этой сфере, хорошо ощущает, что в данном природном пейзаже или в данной картине больше неких качеств, которые можно было бы назвать эстетически ценными, эстетическими (или художественными — применительно к картине), чем в другом ландшафте или другой картине. В эстетическом объекте есть нечто, что напрашивается быть названным эстетическим качеством, хотя бы условно. И мы остановимся на этом понятии, имея в виду, что определение «эстетическое» используется здесь, несколько условно, а само понятие означает совокупность неких объективных характеристик объекта, которые вызывают практически однозначную эстетическую реакцию у большинства реципиентов по крайней мере данной культуры

88 Глава з. Эстетическое

Глава 3. Эстетическое


/например, европейско-средиземноморской, которую я в дальнейшем для краткости буду называть нашей или просто евро-leucKou, имея в виду, что в этой книге речь идет только о ней), оделенных достаточно высоким эстетическим вкусом.)тим качествам объекта, прежде всего, могут быть отнесены ji e его характеристики, которые обычно связывают с категорией красоты (о ней см. Главу 5), типа симметрии, гармонии, дропорциональности, определенных цветовых отношений и т.п.,.декоторых пластических или ритмомелодических характери-jhk, соотношений пространственных объемов, принципов образного или символического выражения и т.п. Все это значительно легче ощущается в объекте, почти сразу «схватывается» эстетически воспитанным глазом или ухом, чем поддается словесному описанию. Здесь вербализаторские возможности существенно ограничены, однако, я надеюсь, и по этим намекам понятно, о чем идет речь. Эстетические объекты существенно отличаются друг от друга по эстетическому качеству, что особенно наглядно в искусстве, где мы знаем высоко художественные шедевры мирового уровня и средние или слабые произведения, которые тоже не лишены определенного эстетического качества и поэтому нередко соседствуют в художественных музеях с шедеврами или исполняются в одном концерте (например, органные шедевры Баха и средние по качеству, хотя и художественно добротные произведения Букстехуде).

Вполне естественно, чем выше эстетические качества объекта, тем выше эффективность эстетического акта со всеми его последствиями. Однако необходимо отметить, что иногда, а у людей с повышенной эстетической чувствительностью это случается и нередко, в качестве полноценного эстетического объекта могут выступать предметы, обладающие в целом низким эстетическим качеством или вообще лишенные его. Например, какой-нибудь ствол засохшего дерева, трещины на асфальте, старый покосившийся деревянный забор или пятна от дождей и протечек на обшарпанной оштукатуренной стене и т.п. предметы могут привлечь внимание эстетического субъекта и автоматически вызвать в нем процесс эстетического восприятия. В этой ситуации они выступают полноценными эстетическими объектами. Что возвело их в эту категорию, что послужило импульсом для эстетического акта? Вероятно, не столько сами объективные характеристики объектов, сколько вызванные ими ассоциативные или синестезические процессы в психике 90 Глава 3. Эстетическое

эстетического субъекта с обостренным эстетическим вкусом. Именно они дали начальный толчок к формированию полноценного эстетического предмета. Так что эстетическое качество существенное, но в отдельных случаях не обязательное условие бытия эстетического объекта. Главным и первичным для этого остаются наличие эстетического субъекта, настроенного на эстетического восприятие, и благоприятные условия для такого восприятия.

1Л. Эстетический субъект

Под эстетическим субъектом понимается инициатор и носитель любой эстетической активности, будь то восприятие или творчество, то есть первопричина эстетического отношения. Для краткости я нередко называю его здесь реципиентом, имея в виду не только деятельность восприятия, но и творческую, ибо любой творец выступает в процессе творчества и первым воспринимающим субъектом своего становящегося произведения. В воле эстетического субъекта превратить фактически любой предмет, включая и некоторые состояния своего внутреннего мира, в эстетический объект, и только он может быть творцом совершенно новых, не имевших бытия полноценных эстетических объектов, обладающих объективными эстетическими качествами, прежде всего, произведений искусства. Он выступает активной, волевой стороной в эстетическом отношении.

Сущностной характеристикой эстетического субъекта является наличие у него особого дара — эстетического вкуса (о нем см. Главу 4). Наличие вкуса или способности ко вкусу генетически присуще практически всем психофизиологически здоровым людям. Однако у большинства из них он находится в зачаточном состоянии, но имеет способность быть развитым, хотя бы до определенных пределов. К сожалению, этому же большинству принадлежит устойчивая уверенность, что они обладают вкусом в достаточной мере, чтобы иметь право безапелляционно судить о красоте и об искусстве; будучи иногда уличенными в своем невежестве, защищаются магической обиходной формулой: «0 вкусах не спорят». Это величайшее заблуждение массового сознания нанесло и постоянно наносит большой ущерб и искусству, и эстетическому опыту в целом. 0 «вкусах» действительно не спорят, когда речь идет о личных субъективных пристрастиях, привычках, предрасположенности организма, психики конкретного человека к тем или иным элементарным формам и спосо-

Глава 3. Эстетическое 91


бам контакта с миром, со сферой потребления в основном (иногда даже — духовного или эстетического). При этом речь, как правило, идет на уровне обыденного сознания. Вам не нравится крепленое вино, но нравится сухое; не нравится Гоген, но нравится Ренуар и т.п. Здесь с вами никто и не собирается спорить о ваших личных «вкусах» в повседневной жизни. Однако эти «вкусы» не имеют прямого отношения ко вкусу эстетическому в собственном смысле.

Вам лично может не нравиться живопись Леонардо или Клее, но, если вы обладаете высоким эстетическим вкусом, вы не сможете сказать, что у того или другого из них слабая в художественном отношении живопись, и вам даже в голову не придет кощунственная мысль противопоставить им какого-нибудь Шилова или Глазунова. Ваш вкус не позволит вам это сделать, ибо он в обоих случаях дает однозначную оценку: перед вами высоко художественная живопись, несмотря на совершенно разные внешние формы выражения Леонардо и Клее и на ваши личные иные пристрастия («вкусы») в живописи. И он же однозначно покажет, что в случае с другой парой упомянутых художников перед вами нехудожественные вещи, кич, не имеющий никакого отношения к эстетическому опыту. Таким образом, речь идет о каком-то объективном, но практически не поддающемся описанию уровне вкуса эстетического субъекта, которым, собственно, и определяется все в эстетической сфере, во всяком случае характер. и глубина эстетического переживания, эстетического акта, эсте- I тического события — совершенно точно и однозначно.

В любом обществе и почти в каждый период времени появляется некоторое количество талантливых и очень малое число гениальных людей, от рождения обладающих высоким или утонченно высоким эстетическим, вкусом. Речь идет о крупных и выдающихся художниках во всех видах искусства, о редких ценителях искусства, прирожденных эстетах. Большинство же людей рождается только с зачатками эстетического вкуса, которые можно развить до достаточно высокого уровня или они могут так и остаться в зачаточном состоянии. На развитие эстетического вкуса нацелено сегодня специальное направление в системах образования развитых стран мира — эстетическое воспитание, которое рекомендуют начинать с младенческого или даже пренатального возраста..Понятно, что не все из подвергшихся такому воспитанию станут истинными ценителями искусства или эстетическими субъектами высшего ранга, посвятившими себя целиком эстетическому опыту. Это и не требуется

Глава з. Эстетическое

в нормальном гражданском обществе. Однако они будут обладать достаточным эстетическим вкусом и эстетическими навыками, чтобы регулярно в течение всей жизни, встречаясь с потенциальными эстетическими объектами, иметь возможность включаться в эстетическую коммуникацию и подпитывать себя духовно и эмоционально путем эстетических контактов с Универсумом, руководствоваться эстетическим чутьем в своей, как правило, не эстетической деятельности, то есть превратить ее в творческую деятельность, которая сопровождается чувством радостного удовлетворения. Короче, человек, воспитанный эстетически, — это человек, имеющий потребность и умеющий сделать свою обычную жизнь существенно богаче, эмоционально насыщеннее, полнее, а в пределе и более духовной, то есть преобразить ее.

Эстетически развитый человек, или потенциальный полноценный эстетический субъект, живет значительно более полной во всех отношениях и творчески активной жизнью, чем человек эстетически не развитый. Он постоянно ощущает свою укорененность и уместность в Универсуме, получает мощную духовную подпитку от него и поэтому лишен тех комплексов неполноценности, одиночества, безысходности, бессмысленности жизни, которые так хорошо описали философы и писатели экзистенциалисты, изучая жизнь бездуховного, безрелигиозного и не ведающего об эстетической сфере «одномерного человека» (по Г. Маркузе) техногенной цивилизации.

Понятно, что эстетический субъект имеет реальную возможность стать более полноценной, коммуникабельной, духовно и социально значимой личностью, чем его антипод. Регулярный опыт гармонических отношений с Универсумом, с природой, с самим собой закономерно приводит его и к подобным, то есть творческим и гармонизирующим, отношениям с обществом, с себе подобными, то есть в идеале способствует повышению нравственно-этической культуры. А все эти затертые легенды противников эстетического воспитания о нацистских и других преступниках, собирающих коллекции классической живописи или наслаждающихся музыкой Моцарта и Бетховена, здесь неуместны и неактуальны. Они совсем из другой сферы социальной действительности, и здесь я не буду на них останавливаться. Просто утверждаю: никакого отношения к тезису (или опровержению его) о том, что истинная эстетическая культура человека способствует его нравственному совершенствованию и духовному обогащению, они не имеют.

Глава 3. Эстетическое 93


Тем не менее этот тезис имеет все-таки и реальный антитезис, которым определяется нравственный антиномизм эстетического субъекта. Приобретя опыт приобщения к истинному бытию Универсума, ощущая высочайшую ценность гармонических отношений, характеризующих полноту жизни, эстетически восприимчивый человек с особой и даже болезненной остротой начинает ощущать диссонансы, дисгармонию, абсурдность отношений людей в обыденной жизни, «неразумность», безнравственность, неестественность их обычного поведения, а часто и вредоносность их деятельности по отношению и к себе, и к своим ближним, и к обществу в целом, и к природе и т.п., острее чувствует социальную несправедливость, всяческие беззакония и недостатки государственного устройства в целом. Понятно, что установить гармонические отношения с такими людьми (а их, увы, большинство в любом обществе) и при таком (реальном, современном) социальном устройстве эстетическому субъекту часто представляется невозможным. В нем возникает неприязнь (вместо любви, господствующей в сфере эстетического) к людям (нередко к человечеству в целом), которые не понимают и не желают понять, что рядом с ними, часто в их руках находится доступный почти всем опыт совсем иных, гармонических, творческих отношений, который в каких-то аспектах при общем желании мог бы быть использован и в обыденной социальной жизни для существенного преобразования (даже преображения) ее. Эстетический субъект, будучи не понят, а то и отвергнут серой массой торгашей, дельцов и политиканов, как правило, управляющей обществом, замыкается в себе. Приобретенный им опыт полноты жизни остается только его личным достоянием, помогающим лично ему жить, но не имеющим ценности и значимости для общества. Эта реальная антиномия эстетического субъекта не снимается в сфере эстетического сознания. Здесь необходима помощь религиозного опыта, который в техногенном обществе практически сошел на нет.

Далеко не все потенциальные эстетические субъекты достигают того уровня эстетической культуры, при котором их эстетический акт доходит до полного завершения, то есть до сущностного контакта с Универсумом, и тем более — с его Первопричиной, до ощущения полноты бытия. У многих реципиентов в силу тех или иных причин он ограничивается достаточно низкими или срединными промежуточными уровнями, о чем мы еще будем иметь возможность поговорить. Здесь важно другое,

94 Глава 3. Эстетическое

что именно эти субъекты составляют основную массу потребителей искусства и именно на их неполном промежуточном опыте и при их участии складывается достаточно превратное представление об эстетическом опыте в целом и его значимости (как правило, невысокой в понимании таких субъектов) для человека и социума. Свидетельства истинных и достаточно редких эстетических субъектов до сих пор, к сожалению, остаются «гласом вопиющего в пустыне».

И последнее. Эстетический субъект и профессионал эстетик — это отнюдь не одно и то же. Эстетическим субъектом теоретически может быть любой человек, обладающий достаточно высоким эстетическим вкусом и интенцией к эстетической деятельности (восприятию или творчеству). Профессионал эстетик — это мыслитель, исследующий эстетическую сферу, то есть представитель науки эстетики. Совершенно очевидно, что он, прежде всего, должен быть эстетическим субъектом, то есть иметь личный и достаточно богатый опыт реальной эстетической деятельности, обладать высоким эстетическим вкусом, но этого отнюдь не достаточно. Кроме того, ему необходимы неплохой аналитический дар и высокий уровень знаний практически из всех сфер гуманитарной культуры в их историческом и теоретическом ракурсах (философии, религии, мифологии, искусствознания, филологии, лингвистики). Только такой исследователь может претендовать на какое-то вразумительное и адекватное слово в этой с трудом поддающейся аналитике и вербализации сфере.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: