4. Драматизированная реклама. В этой форме кульминация,которой предшествует значительное динамическое нагнетание, приходится на финальную часть сообщения:
Таким образом выстроена реклам Ford'a Ка:
Экспозиция - представление главных лиц. В супермаркете было мало народу. Его сын в свои 5 лет был очень обстоятельным человеком и обследовал все прилавки до единого. Два раза в месяц они встречались после развода, и сыну позволялось все.
Завязка - начало конфликта. В узком проходе между полками сын зацепил тележкой чей-то легкий плащ. Хозяйка плаща обернулась, лицо у нее оказалось не сердитое, а удивленное, и почему-то даже радостное.
Развитие сюжета. О чем они говорили, он не запомнил. «...Да... у меня тоже... конечно... да вот так...» Остался в памяти лишь ее голос и аромат свежести. У кассы он почему-то пропустил ее вперед. Она расплатилась, улыбнулась в последний раз и помахала им рукой. Через окно он увидел, как она села в Удивительно красивый автомобиль, такой же, как она сама, и исчезла.
|
|
Кульминация. «Папа, ты взял у нее телефон?» - спросил сын, серьезно глядя на него снизу вверх. «Взял», - соврал он, в ДУше кляня себя за несообразительность. «Хорошая у тебя будет подружка. Даже самая лучшая», - подытожил сын.
Заключение. Эпилог. Он промолчал, понимая, что это было бы действительно так.
И драматизированную и повествовательную рекламу можно обозначить как нарративную (от англ и фр. Narrative - рассказ повествование), основу которой составляет воспроизведение какого-либо эпизода, в основе своей конфликтного и драматичного произошедшего в прошлом по отношению к нарративу, когда противоречия были преодолены при помощи рекламируемого средства. Как правило, эти модели в основе своей являются дуалистическими и вписываются, по преимуществу, в схему «до - после». Подобную структуру имеют многочисленные рекламные тексты и из видео-рекламы, где противопоставление негатива и позитива подкрепляется визуальным изображением. К примеру, в рекламе средства Lenore основной становится следующая модель:
- Рассказ матери о предстоящем выступлении дочери.
- Ее беспокойство за внешний вид девочки из-за потерявшей форму юбки.
- Возвращение вещи утерянных ею свойств при помощи средства Lenore.
- Удачное выступление.
В данном случае реклама выступает не только в качестве средства презентации товара, но и как демонстрация санкционированной обществом системы социальных отношений, их оценка и утверждение ценности материнства и института семьи. При помощи нарративных моделей, в основе своей повторяемых и имеющих вид ситуативных клише-формул, рассматривающих альтернативу неудачи и успеха, верифицируется вся система человеческих действий, утверждаются социальные и нравственные императивы, формируется система ценностей, сохраняется культурная традиция. Кроме того, персонализация различных проблем человеческого быта и бытия и реконструкция некоторых исторических моделей обуславливает разрешение современных конфликтов.
|
|
Отметим, что понятие нарратива в рекламе не вполне соответствует значению термина, принятому в философии постмодерна. Здесь нарратив фиксирует такой способ бытия текста, где основным условием его самоосуществления становится процес суальность, основной идеей - идея привнесенности смысла и возвращения его субъекту, а самим источником смысла текста – не Автор, но Читатель. Подобная экспликация термина, введение философией постмодерна, не в полной мере согласуется с пониманием нарратива в рекламной практике, с ее основной установкой на продуцирование субъектом вариабельных конструкций исключительно в рамках заданных параметров.
5. Инструктирующая реклама имеет вид инструкции – то есть, последовательного описания действий, необходимых для пользования предлагаемым товаром или услугой. Подобная форма альтернативного изложения аргументации выглядит более оригинально, а, следовательно, и предпочтительно, чем традиционные формы доказательств. Инструктирующая реклама воздействует на воспринимающее сознание достаточно активно вследствие ее внутренней структуры, где преобладают глагольные формы, причем глаголы часто выступают в повелительном наклонении.
Часто этот тип рекламы используется в представлении напитков и продуктов питания (овсяных хлопьев, различных приправ и вкусовых добавок, свежезамороженных продуктов, соков и т.п.), напоминая рецепты, или является по существу рецептом приготовления блюд из рекламируемого продукта. Таковой является реклама пива Kronenburg: «Искусство сервировки пива с наклоном. Смягчите подачу. Наклоняйте заботливо стакан. Сделайте так, чтобы пиво текло по внутренней стороне стенки... После этого выпрямите стакан, опуская его вниз. Пена поднимается. Стакан начинает блестеть. Наконец-то. Kronenburg. Три века любви к пиву». (Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М., 1995. С.80.) Иногда инструктирующая реклама основана на детализированном представлении характеристик продукта, как это осуществляется в рекламе пива «Бочкарев»: «Понять пиво может каждый. Это просто, как снег зимой. И пена должна быть белой, как снег, и монолитной, как пьедестал почета. Люблю, когда пиво правильное. Вот «Бочкарев» - правильное пиво».
6. Реклама, основанная на «эффекте края». Здесь в рекламном тексте наиболее веские или эмоционально наполненные аргументы располагаются в начальной и заключительной его стадиях. Подобная структура текста связана с особенностями неприятия, когда наилучшим образом запоминается информация, расположенная именно в его начале и конце. Как совпадающая с фазами перехода из пассивного состояния восприятия в активное и наоборот. При этом дополнительная информация помещается в центральном разделе сообщения, и ее объем, согласно исследованиям Джона Миллера, не должен превышать емкость оперативной памяти человека, что составляет 7 +/- 2 объекта. Однако если аргументация является сложной, вступает в силу эффект Эльштейна, когда уровень восприятия информации существенно снижается до 2-х (максимум 6-ти) в квадрате эмоционально-смысловых ударений. Таким образом, оптимальное количество информационных объектов - от трех до пяти - в данной структуре распределяется таким образом, что центральная его часть содержит 1-3 дополнительных аргументов:
Классический пример такой структуры - реклама часов Breguet, в которой наиболее яркие и убедительные аргументы представлены именно в обрамляющих текст предложениях - первом и третьем (четвертое выполняет функции заключения). Центральное же - второе - содержит дополнительную информацию об отличительных, но не самых принципиальных особенностях рекламируемого предмета: «На часы Breguet возложена особая ответственность: они носят имя Abraham-Louis Breguet, величайшего в истории мастера часового дела. Стрелки Breguet, переливающийся гильоширован-ный циферблат и филигранной точности насечка по корпусу часов - отличительные детали Breguet, ставшие легендарными. Безусловно, важнейшим в часах будет собранный вручную механизм, который являет собой пример технического совершенства. Носите ваше приобретение с гордостью - вы выбрали исключительные часы».
|
|
Вопрос об объеме основного рекламного текста является весьма актуальным. Естественно, что краткий текст воспринимается быстрее и легче, но пространное сообщение содержит более полную информацию о представляемом предмете, поэтому закономерность восприятия, выявленная Дж. Миллером, не является абсолютным законом, и существует множество рекламных текстов, содержащих до нескольких страниц (!) информационных сведений. Подобным блестящим исключением из правила стала реклама пива Шлитц, которая вывела рекламируемый продукт на вторую позицию по уровню продаж. (Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М., 1995. С. 106. )