Система обучения

В системах обучения (тьюторах) современ­ных интеллектуальных систем используются старый идеи програм­мированного обучения, ориентированного на адаптацию к ученику [44, 45]. В систему априорно закладывается сценарий обучения, пути в котором соответствуют разной скорости обучения. В про­граммах обучения используется подсказка, пояснение, фиксация ошибок, повторение непонятного места «другими словами» и многие другие приемы, характерные для методики обучения че­ловека.

Заключение

Как следует из всего сказанного, интеллектуаль­ные интерфейсы позволяют решать главную проблему – обеспечивать практи­чески мгновенный выход неподготовленного пользователя на ре­жим решения интересующих его задач.

Интеллектуальные интерфейсы могут обладать различной мощностью. По-видимому, при их развитом промышленном про­изводстве в продаже будет находиться спектр таких устройств – от самых простых до тех, которые реализуют все описанные выше функции. Ведущие специалисты по интеллектуальным системам считают, что, корее всего, интеллектуальные интерфейсы будут набираться из стандартных блоков, образующих целые семейства (ряды). Предполагается, что в качестве стандартных блоков бу­дут выступать именно те блоки, которые показаны на рис.1.

По многим прогнозам, системы, подобные интеллектуальным интерфейсам, описанным в этой статье, получат массовое распро­странение, начиная с середины 90-х годов.

Литература

1. Роspelov D. Мodels of Human Communication: Dialogue with Computer// International Journal of General Systems. – 1986. – Vol.12, №4. – P.333-338.

2. Weizenbaum J. ELIZA – A Computer Program for the Study of Natural Language Communications Between Man and Machine// CACM. – 1974. – Vоl.9, №1. – Р. З8-49.

3. Лингвистическое обеспечение информационных систем. – М.: ИНИОН АН СССР, 1987.

4. Севбо И. П. Структура связного текста и автоматизация реферирования. – М.: Наука, 1987.

5. Микулич Л.И.,Поспелов Д.А. Как эволюционируют диалоговые системы// Механизмы вывода и обработки знаний в системах понимания текста. Ученые записки ТарГУ. Вып. 621.– Тарту: ТарГУ, 1983. – С.86-100.

6. Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. – М.: Наука, 1986.

7. Шенк Р. Обработка концептуальной информации: Пер. с англ.– М.: Энергия, 1980.

8. Schank R. Reminding and Memory Organization: an Introduction to MOP’s// Strategies

for Natural Language Processing/ Ed. by W.G.Lehnert, M.H.Ringle. – Hillsdale NJ: Lawrence Erlbaum, 1982. – P.455-494.

9. Уинстон П. Искусственный интеллект: Пер. с англ. – М: Мир, 1980.

10. Поспелов Д.А. Логико-лингвистические модели в системах управления. – М.: Энергоатомиздат, 1981.

11. Микулич Л.И. Проблемы создания экспертных систем// Теория и модели знаний. Ученые записки Тартуского госуниверситета. Вып. 714. – Тарту: ТарГУ, 1985. – С.87-115.

12. Нильсон Н. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. – М.: радио и связь, 1985.

13. Вагин В.Н. Параллельная дедукция на семантических сетях// Изв. АН СССР: Техническая

кибернетика. – 1986. – № 5. – С.51-61.

14. Инфанов А.П., Осипов Г.С. Язык Байсл дли представления знаний// Изв. АН СССР: Техническая кибернетика. – 1986. – № 5. – С.29-42.

15. Лозовский В.С. Ситуационная и дефиниторная семантика системы пред­ставления знаний// Кибернетика. – 1979. – № 2. – С.98-101.

16. Пойа Дж. Математика и правдоподобные рассуждении. – М.: ИЛ, 1957.

17. ЕжковаИ.В., Поспелов Д.А. Принятие решений при нечетких основаниях. Правила вывода// Изв. АН СССР: Техническая кибернетика. – 1978.— №2. – С.5-11.

18. Чесноков С.В. Силлогизмы в детерминационном анализе// Изв. АН СССР: Техническая кибернетика. – 1984. – ' №5. – С. 55-8З.

19. Ефимов С.И. Детерминационное исчисление//Изв. АН СССР: Техническая кибернетика. – 1986. – №5. – С. 62-81.

20. Поспелов Д.А.О «человеческих» рассуждениях в интеллектуальных системах// Логика рассуждений и ее моделирование. – М.: Научный совет по комплекс­ной проблеме «Кибернетика»ан СССР, 1983. – С. 5-37.

21. Гаек П., Гавранек Т. Автоматическое образование гипотез: математические основы общей теории: Пер. с англ. – М.: Наука, 1984.

22. Финн В.К. О машинно-ориентированнойформализацииправдоподобных рассуждений в стиле Ф. Бэкона - Д.С. Милля// Семиотика и информатика. Вып.20. – М.: ВИНИТИ, 1983. – С. 35-101.

23. Аншаков О.М., СкворцовД.П., Финн В.К. Логические средства экспертных систем типа ДСМ // Семиотика и информатика. Вып.28. – М.: ВИНИТИ, 1986. – С. 65-101.

24. Кристальный В.В., Радковский Г.Н., Раскина А.А. и др. Некоторые проблемы фактографического поиска// Вопросы информационной теории и практики. – 1983. –№ 49. – С 5-33.

25. Падучева Е.В. Анафорические связи и глубинная структура текста// Проблемы грамматического моделирования. – М.: ВИНИТИ, 1973. – С. 96-107.

26. БерзонВ.С., Блехман М.С. Категория определенности и сверхфразовые синтаксические связи в тексте// Научно-техническая информация. Сер. 2. – 1981. – №9. – С.22-26.

27. Моделирование языковой деятельности в интеллектуальных системах/ Под ред. А.Е. Кибрика, А.С. Нариньяни. – М.: Наука, 1987.

28. Ыйм X. Эпизоды в структуре дискурса// Представление знаний и моделирование процессов понимания. – Новосибирск: ВЦСО АН СССР, 1980. – С.79-86.

29. Вейценбаум Дж. Понимание связного текста вычислительной машиной// Распознавание образов: Исследованиеживых и автоматических распознающих систем. – М.: Мир, 1970. –С.214-245.

30. Попов Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке. – М.: Наука, 1982.

31. Гаазе-Рапопорт М.Г., Поспелов Д.А., Семенова Е.Т. Порождение струк­тур волшебных сказок. – М.: Научный Совет по комплексной проблеме «Ки­бернетика» АН СССР, 1980.

32. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984.

33. Горелов И.Н. Разговор с компьютером. Психолингвистический аспект проблемы. – М.: Наука, 1987.

34. Зенкин А.А. Применение ЭВМ на этапе построения научных теорий. Неко­торые подходы и результаты // Автоматизация научных исследований. – М.: МГУ, 1984. – С.63-72.

35. Александров В.В., Горский Н.Д. Базы видеоданных: состояние и тенден­ции развития// Прикладная информатика. – М.: Финансы и статистика, 1987. – С. 24-52.

36. Представление знаний в человеко-машинных и робототехнических системах. Т.А. Фундаментальные исследования в области представления знаний. – М.: ВИНИТИ, 1984.

37. Поспелов Д.А., Сильдмяэ И.А. Ролевые структуры в представлении знаний в диалоговых системах // Изв. АН СССР: Техническая кибернетика. – 1980. –№5. – С.83-89.

38. Клещев А.С. Представление знаний. Методологические формализмы, организа­ция вычислений и программная поддержка// Прикладная информатика. – 1983. – Вып.1. – С. 49-94.

39. Вейшелл Р.М. Представление знаний и обработка естественных языков // ТИИЭР. – 1986. – Т. 74, № 7. – С.11-30.

40. Система программирования МИКРОПРИЗ// Под ред. М.И. Коов, Г.Е. Минца, Э.X. Тыугу. – Таллин: ИК АН ЭССР, 1987.

41. Ломп А.А. Структурный синтез программ с помощью системы ПРОЛОГ// Изв. АН ЭССР. Сер: Физика и математика. – 1985. – № 34. – С.125-132.

42. Молокова О.С. Формирование индивидуального объяснения в экспертных системах// Изв. АН СССР: Техническая кибернетика. 1985. – №5. – С. 103-114.

43. Алексеева Е.Ф., Стефанюк В.Л. Экспертные системы – состояние и перспектива// Изв. АН СССР: Техническая кибернетика. – 1984. – № 5. – С.153-167.

44. Человеко-машинные обучающие системы // под ред. Ю. И. Клыкова. – М.: На­учный Совет по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР, 1979.

45. Бабиков В. М. Человеко-машинные обучающие системы. – М.: ИПУ, 1985.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: