Перечень выполняемых услуг различными складами существенно отличается друг от друга, соответственно будут различны и комплексы выполняемых складских операций. Рассмотрим комплекс складских услуг выполняемых на складах оптовой торговли, который состоит из:
разгрузки транспорта;
приемки товаров;
внутрискладских перемещений груза;
размещения товаров;
отборки товаров из мест хранения;
комплектования и упаковки товаров;
погрузки.
Наиболее полно логистический процесс затрагивает погрузочно-разгрузочные работы.
Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.
Следующей операцией, существенной с точки зрения совокупного логистического процесса, является приемка поступивших грузов по количеству и по качеству.
Решения по управлению материальным потоком принимаются на основании обработки информационного потока, который не всегда адекватно отражает количественный и качественный состав материального потока. В ходе различных технологических операций в составе материального потока могут происходить несанкционированные изменения, которые носят вероятностный характер, такие, как порча и хищения грузов, сверхнормативная убыль и др. Кроме того, не исключены ошибки персонала поставщика при формировании партий отгруженных товаров, в результате которых образуются недостачи, излишки, несоответствие ассортиментного состава.
В процессе приемки необходимо сверить фактические параметры прибывшего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это дает возможность скорректировать информационный поток.
Поддерживать актуальную информацию о количестве и качестве груза на складе позволяет проведение приемки на всех этапах движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
На складе принятый по количеству и качеству груз перемещается в зону хранения. Тарно-штучные грузы могут храниться на стеллажах или в штабелях.
Следующая операция – отборка товаров из мест хранения, может производиться двумя основными способами:
отборка целого грузового пакета;
отборка части пакета без снятия поддона.
Эта операция может выполняться с разной степенью механизации (механизированная отборка или отборка с помощью средств малой механизации).
Если предприятие оптовой торговли самостоятельно осуществляет доставку заказчику товара со склада, то в помещении, отдельном от основного помещения склада необходимо организовать отправочную экспедицию, которая будет накапливать подготовленный к отгрузке товар и обеспечивать его доставку покупателям.
Завершает технологический процесс на складе операция погрузки.
Эффективное функционирование складов в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при успешном решении целого ряда основных проблем. К таким проблемам, с которыми сталкиваются малые предприятия при создании складского хозяйства и при рационализации действующих складов, можно отнести:
выбор между собственным складом и складом общего пользования;
выбор места расположения склада;
определение вида и размера склада;
разработка системы складирования.
Основным показателем при выборе склада является показатель соотношения расходов и доходов.
Расходы на транспорт включают первоначальные капиталовложения на развитие транспортной сети (на строительство и реконструкцию подъездных дорог, приобретение подвижного состава, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства и т.д.) и эксплуатационные расходы по доставке и отправке грузов (расходы, связанные с транспортировкой груза, содержание и ремонт транспортных средств, устройств и объектов).
Расходы на строительство и эксплуатацию складов включают в первую очередь: затраты на строительство здания (сооружения), приобретение оборудования, а также затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией (содержание и ремонт здания и оборудования, расходы на зарплату, электроэнергию и т.д.).
При увеличении мощности и размеров складов капитальные и удельные затраты на 1 т грузооборота и запаса хранения сокращаются, что говорит в пользу строительства более крупных складов. Однако это чаще всего влечет за собой сокращение числа складов, а, следовательно, увеличение транспортных расходов при доставке. Строительство мелких складов дает возможность приблизится к потребителю и снизить транспортные затраты, что приводит к увеличению расходов на строительство и дальнейшую эксплуатацию таких складов.
При рассмотрении вопроса о размещении складского помещения необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на выбор:
близость к рынкам сбыта;
наличие конкурентов;
близость к рынкам снабжения;
уровень жизни населения;
наличие трудовых ресурсов;
заработная плата;
транспортные коммуникации;
налоги, финансирование.
При рассмотрении конкретного места расположения следует обратить внимание на следующие факты:
наличие железнодорожного транспорта;
существующие транспортные коммуникации;
расстояние до объектов снабжения и сбыта;
определение принадлежности района застройки (к сельской местности, крупному городу – окраина, пригород и т.д.);
стоимость земли;
водные коммуникации;
разрешение экологической службы города.