Перечислите элементы родового герба. Дайте им определение. Прочитайте герб, изображённый на рисунке. Выделите элементы позволяющие идентифицировать принадлежность герба

ПОСОБИЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Основы реставрационной археологии и

Архитектуры»

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ РЕСТАВРАЦИОННОЙ АРХЕОЛОГИИ И АРХИТЕКТУРЫ»

Перечислите основные задачи реставрационной археологии. Раскройте понятие культурного слоя. Охарактеризуйте происхождение и природу слоёв. Выделите основные признаки нарушения картины стратиграфии.

Археологические раскопки – неотъемлемая часть предварительных исследований и реставрационных работ на памятнике архитектуры. С момента возведения архитектурное сооружение оказывается в неразрывной и весьма сложной связи с культурным слоем. Он окружает постройку, заполняет со временем часть ее внутреннего пространства и даже проникает в верхние части памятников – на чердаки, в пазухи сводов. Понятием культурного слоя в археологии описывается исторически сложившаяся система напластований грунта, возникшая как результат жизнедеятельности человека. Основная задача, стоящая при проведении архитектурно-археологических раскопок в реставрации, - максимально тщательное изучение культурного слоя, заполняющего и окружающего памятник архитектуры, раскрытие сложной картины их взаимосвязи.

Культурный слой может рассказать о хронологии памятника, о фундаментах, цоколях и нижних частях стен, о первоначальных элементах, искаженных или уничтоженных в верхних частях здания, об устройстве полов и малых форм, о перепланировке и изменении функций помещений, об исчезнувших частях здания, о подземных инженерных сооружениях, о вертикальной планировке и оформлении прилегающих участков, об утраченных элементах архитектурного ансамбля.

В порядке наслоений культурного слоя можно выделить до 5 основных пластов:

1. Строительства (обильные выбросы материка, выравнивающие подсыпки для полов, проливка глины, слой отсеков кирпича).

2. Обживания (ряд новых полов, настеленных поверх изначального, слои капитальных ремонтов, перестроек, перепланировок).

3. Разрушения здания либо его части (груды обломков от провалившейся кровли, упавших блоков кладки стен).

4. Руины, постепенно сглаживаемые под воздействием атмосферных явлений.

5. Следы разборки руин для добычи строительных материалов.

К сожалению, картина стратиграфии почти никогда не бывает простой и ясной, как на схеме. Городской слой (около древних зданий в особенности) многократно перекапывался. Наиболее частые случаи перекопов – это различные хозяйственные и производственные ямы (колодцы, погреба, подвалы, мусорные ямы, творила, отстойники), котлованы и рвы под фундаменты более поздних построек. Для монастырских и церковных комплексов характерны могильные ямы, склепы и т.п. Наиболее поздние нарушения слоя – это приямки, оставшиеся после ремонта фундаментов, реставрационных или исследовательских работ XIX-XX вв., коммуникационные траншеи и т.п.

Дайте классификацию вскрытий, производимых на памятнике архитектуры. Объясните, в каких случаях применяется каждый из них. Обоснуйте правомерность производства вскрытий. Выделите виды вскрытий, наносящих памятнику архитектуры механические повреждения.

Вопрос необходимости проведения вскрытий, их площади и места решается на основе данных разведки в зависимости от конкретных потребностей реставрации и степени сохранности памятника. Различают следующие типы вскрытий: зондажи (как правило, выполняются архитектором), траншеи, шурфы и раскопы.

Зондаж – ограниченное по площади раскрытие, произведенное для решения локальной, четко поставленной исследовательской задачи.

Понятие шурфа в археологии достаточно строго и применимо отнюдь не к любой ямке произвольной формы и профиля, вырытой на памятнике. Под шурфом понимается небольшой прямоугольный раскопчик от 1 х 1 до 4 х 4 м.

Под траншеей понимают послойное вскрытие культурного слоя до материка вручную шириной от 1,5 до 2 м (не менее) и заданной длины. Сооружение ни в коем случае не должно разрушаться в целях углубления или продолжения траншеи. На памятниках многослойных с мощным культурным слоем (от 1 м и более) траншеи вредны, так как задевают многочисленные объекты и прорезают их, не позволяя полностью исследовать или хотя бы понять, что это.

Основное средство археологического исследования памятника широкой площадью – раскоп, т.е. прямоугольный участок поверхности, послойно раскопанный до материка (не тронутого человеческой деятельностью грунта). Обычная площадь раскопа – от 100 до 400 м2. Абсолютный размер зависит от задач исследования и мощности культурного слоя.

Всякий зондаж независимо от того, удаляется при этом только поверхностный слой или разбирается часть кладки, есть внедрение в структуру памятника, нарушение его целостности. Отсюда возникает основное требование к производству зондажей: они должны производиться чтобы наносить наименьший ущерб памятнику. К основным видам зондажей относят:

1. Красочных слоёв;

2. С удалением штукатурки;

3. С разборкой кладки;

4. Вскрытие обшивок;

5. Разверстовка кирпичной кладки;

6. Исследование чердаков и др. замкнутых пространств.

Дайте классификацию датирования строительных материалов. Укажите, какими методами датируют различные строительные материалы. Охарактеризуйте их. Переведите событие датируемое летом 6724 г (сентябрьский год) от сотворения мира в современное летоисчисление.

Историко-культурные методы. Историко-культурные методы датирования опираются на особенности артефактов и иных элементов культуры. Из всех методов определения датировок они применяются наиболее часто.

Календарное датирование. Календарное датирование состоит в обнаружении датированных надписей — обычно на постройках или монетах — и в их использовании для определения даты содержащего эти объекты комплекса или сооружения. К примеру, в пепле, засыпавшем город Помпеи, найдено много монет, ни одна из которых не датируется временем после 79 н.э. — времени уничтожившего город извержения вулкана. Если бы дата этого извержения не была известна из документов, ее можно было бы вполне надежно установить методом календарного датирования, основанного на монетных находках.

Типологическое датирование. Типологическое датирование состоит в определении даты комплекса на основе наличия в его составе артефактов с уже установленной датировкой. Например, в комплекс находок из Нью-Йорка колониальной эпохи может входить приспособление для завивки парика, применявшееся только с 1740 по 1760, чубук трубки того типа, который бытовал между 1720 × 1760, и посуда, употреблявшаяся с 1700 до 1750. На основе этих находок устанавливается дата комплекса 1700-1760. Можно даже допустить, что ее следует ограничить 1740-1750, поскольку это — минимальный интервал наложения перечисленных дат друг на друга. Дата, полученная типологическим методом, может оказаться искаженной вследствие бережливости обитателей памятника, привычки сохранять старые вещи намного дольше обычного срока их жизни.

Сериация. Сериация — это совокупность методов установления некоей последовательности артефактов и, соответственно, одна из форм определения их относительной хронологии.

Стратиграфическое датирование. Стратиграфия — это исследование грунтовых слоев и их хронологического соотношения; этим же термином обозначают саму последовательность слоев (иногда последнюю именуют "стратификацией"). Фиксация стратиграфии представляет одну их основных задач ведения полевой документации в процессе раскопок, и со времени своего становления в конце 19 — начале 20 вв. она широко применялась как один из основных методов датирования. Важность стратиграфических данных — одна из причин того, что археологи столь тщательно фиксируют взаимное размещение объектов.

Биологические методы датирования. С течением времени одни представители земной фауны вымирают, а другие эволюционируют, и этим обусловлено различие в составе живых организмов, обитавших на земле в разные периоды. На этих изменениях основан один из методов построения относительной хронологии, хотя и весьма приблизительной, поскольку процессы эволюции и вымирания тех или иных видов животных протекают очень медленно. Одним из наиболее известных случаев определения даты по остаткам фауны стала находка в 1925 в Фолсоме (шт. Нью-Мексико) останков вымершего бизона с воткнутым в них каменным орудием. Это сочетание явилось первым подтверждением того, что человек обитал на американском континенте еще в эпоху плейстоцена, когда существовала эта разновидность бизонов. В наши дни датирование по составу фауны применяется редко, поскольку существуют более точные методы.

Другим методом биологического датирования является дендрохронология, именуемая также датированием по древесным кольцам. В стволах большинства пород деревьев образуются легко различимые годовые кольца, хорошо различимые на поперечном срезе ствола. У некоторых пород ширина таких колец колеблется в зависимости от погодных условий соответствующего года, и такие чувствительные породы можно использовать для целей дендрохронологии. Собрав серию данных, протянувшуюся от сегодняшнего дня в прошлое, специалист в области дендрохронологии может определить место в этой цепочке любого большого древесного обломка, в котором представлено не меньше 10-12 годовых колец. К примеру, если на бревне из поселка пуэбло сохранилось самое внешнее кольцо, то по нему можно установить, в каком году было срублено дерево, из которого изготовлено это бревно. Если предположить, что дерево срубили, когда оно понадобилось для строительства, то можно с точностью до одного года датировать саму постройку. Сводная шкала, с которой сопоставляют тот или иной образец древесины, оказывается различной для разных регионов. В наше время дендрохронология постоянно применяется при изучении древностей юго-западных районов Америки и в Европе, а в отдельных случаях — и в других областях земного шара.

Физические и химические методы. Радиометрическое датирование. Все радиометрические методы датирования основаны на определении степени распада содержащихся в археологических остатках радиоактивных элементов. Примером этой категории методов может служить самый известный из них — радиоуглеродное датирование (датировка по изотопу углерода 14С). В верхние слоях атмосферы под действием космических лучей образуется элемент 14С — нестабильный (радиоактивный) изотоп углерода; он циркулирует в атмосфере и постепенно внедряется в растения при поглощении ими диоксида углерода в процессе фотосинтеза; затем он попадает в организмы животных. В результате концентрация 14С в верхних и нижних слоях атмосферы и в живых организмах оказывается одинаковой. Когда организм умирает, его углеродный обмен с атмосферой прекращается и начинается распад 14С, скорость которого известна. Определяя концентрацию этого изотопа в любых остатках некогда живой материи, можно вычислить, сколько времени прошло с момента смерти организма.

Как и при использовании иных способов датирования, практические вычисления радиоуглеродных дат осуществляются в специализированных лабораториях, куда археолог отправляет свои образцы. В ответ он получает датировки, выраженные в стандартном виде — например, "1010±80 лет тому назад (Бета-3144)". Дата 1010 — это число лет от настоящего момента (точнее, от круглой даты, принятого, чтобы избежать вызванного течением времени разнобоя в данных). Величина "±80" — стандартное отклонение, статистическая мера надежности оценки: существует 66-процентная вероятность того, что точная дата находится в пределах стандартного отклонения (в обе стороны) от полученного возраста в 1010 лет от наших дней (что соответствует 940 н.э.), 90-процентная вероятность того, что она лежит в пределах двух стандартных отклонений, 95-процентная вероятность ее нахождения в пределах трех стандартных отклонений и т.д. Код в скобках обозначает выполнившую анализ радиоуглеродную лабораторию и номер образца.

Другие радиометрические методы основаны на аналогичных принципах, но пригодны для использования иных материалов и временных интервалов. Калиево-аргоновое датирование позволяет определить дату вулканических отложений возрастом от 100 000 до 5 000 000 лет; оно помогло датировать местонахождения ископаемых гоминид в Восточной Африке. Серия дат, полученных с использованием радиометрии урана, дает возможность определить время образования отложений карбоната кальция в период от 50 000 до 500 000 лет тому назад; этот метод помог датировать слои эпохи палеолита в европейских пещерах. Датирование по цепной ядерной реакции радиоактивного распада пригодно в первую очередь для установления возраста скальных пород в интервале от 300 000 до 3 млрд. лет; его применяли при определении даты местонахождений восточно-африканских гоминид. Второстепенной и вызывающей споры сферой применения метода датирования по цепной ядерной реакции является датировка изделий из стекла, относящихся к последним 2000 лет.

Термолюминесцентный метод датирования (TL) основан на измерении количества электронов, захваченных электронными ловушками в том или ином, преимущественно в стекле, глине и кремнистых породах. Земную поверхность постоянно бомбардируют различные космические частицы, и электроны из этого потока могут захватываться кристаллической решеткой вещества в местах, называемых электронными ловушками. Норма такого захвата известна, поскольку известна радиоактивность данного вещества. При нагревании вещества до 500° С электронные ловушки опустошаются, а сами электроны рекомбинируют в виде световой энергии.

Суть термолюминесцентного датирования состоит в измерении излучения датируемого образца и вычислении скорости заполнения электронных ловушек. (С наибольшей точностью ее можно вычислить, если известна излучательная способность грунта, из которого взят исследуемый образец). Затем образец нагревают до 500° С и измеряют его излучение; оно равно сумме величин световой энергии, порожденной термолюминесценцией, и свечения, обусловленного накопленным тепловым воздействием на образец. В результате нагревания ловушки опустошаются. После этого образец вновь нагревают; излучаемый при этом свет вызван только нетепловым свечением. Вычитание второго показателя из первого дает величину термолюминесценции, а ряд дополнительных вычислений позволяет сопоставить его с датой последнего нагревания этого образца до 500° С. Этот метод успешно применяется для определения времени изготовления керамической посуды и стекла, а также нагревания камней и глиняных полов в очажных ямах. Временной интервал для объектов, поддающихся датированию по термолюминесценции, тот же, что и для радиоуглеродного метода, — примерно от 80 000 до н.э. до 1500 н.э.

Родственным термолюминесценции является метод электронного парамагнитного резонанса, при использовании которого количество электронов в ловушках подсчитывается без нагревания образца. Хотя метод ЭПР не требует разрушения образцов, он менее точен и более дорог, чем метод термолюминесценции.

Датирование по остаточной намагниченности. Определение датировок по остаточной намагниченности (называемое также археомагнитным или палеомагнитным датированием) основано на фиксации магнитного поля, возникшего в прошлом в глине или горной породе. Поскольку направление и интенсивность магнитного поля Земли постепенно изменяются, определение характеристик этого поля в древних отложениях может свидетельствовать, когда сформировалось то или иное отложение. Для определения датировки этим методом пригодны два вида отложений. Глины или железосодержащие породы, некогда нагретые до температуры в 700°, сохраняют то магнитное поле, в условиях которого они подверглись нагреванию, так же, как и глины, постепенно оседавшие в непроточном водоеме. После извлечения образца породы и установления его исходной ориентации этот образец отправляют на исследование в специальную лабораторию. Для целей археологии наиболее пригодны образцы из очажных ям, относящихся ко времени от 70 000 до н.э. до наших дней, но в принципе данный метод может применяться для датирования отложений возрастом до нескольких миллионов лет.

Датирование по рацемизации аминокислот. Датирование по аминокислотам может применяться для определения возраста органических веществ, в первую очередь — сохранившихся в костях протеинов. Входящие в состав протеиовы аминокислоты существуют в двух формах — "живой" (L) и "мертвой" (D); самопроизвольный переход из состояния L в состояние D называется рацемизацией. Скорость рацемизации известна и стабильна, хотя изменяется в зависимости от температуры. Вследствие этого измерение соотношения L и D-форм аминокислот с учетом температурных условий той среды, в которой образец находился с момента смерти организма, дает сведения, позволяющие вычислить, сколько времени прошло с этого момента. При первых опытах применения этого метода в 1970-х годах температура не принималась в расчет, а поскольку исследуемые кости находились в горячем источнике, результаты получились совершенно невероятные и были отвергнуты. Однако последующий их пересчет и более аккуратное применение метода оказались более успешными, доказав, что датирование по аминокислотам открывает широкие возможности для определения даты материалов возрастом до 100 000 лет.

Фторные и урановые пробы. Фтор и уран, в малых (следовых) количествах содержащиеся в грунтовых водах, постепенно накапливаются в костях животных, и на этом основан метод фторных и урановых проб. Если получение абсолютных датировок таким путем невозможно вследствие весьма значительного разброса интенсивности такого накопления в разных районах, то названные анализы могут служить основанием для построения относительной хронологии, позволяя определить, одинаков ли возраст обнаруженных в одном контексте предметов. Если содержание в них фтора и урана существенно различается, значит, они относятся к разному времени и оказались вместе вследствие случайности или фальсификации. Самым знаменитым случаем использования этого метода является исследование пилтдаунской находки — сфальсифицированного набора ископаемых останков, который пытались представить древнейшей находкой гоминид на территории Англии. Существенно различающееся содержание в них фтора и урана послужило одним из первых доказательств того, что эта находка является подделкой.

Датирование по патине. Ряд родственных по своей природе методов датирования основан на том, что на многих материалах за время, пока они находятся в земле, образуется отличающийся от них химически и физически наружный слой. Например, на внешней поверхности обсидиана (вулканического стекла) образуется слой гидратированного кремнезема: толщина этого слоя зависит от температуры и особенностей состава самого обсидиана. Если установлена интенсивность гидратации данного сорта обсидиана в местных условиях, можно определить дату образца в интервале между 120 000 до н.э. и нашим временем. Измерение толщины гидратного слоя производится оптически — с использованием поляризационного микроскопа.

Одним из немногих методов датирования, применимых при изучении некоторых разновидностей памятников наскального искусства, является датирование по катионному показателю. В некоторых регионах на скалах образуется поверхностная патина (темный блестящий налет из окислов металлов, возникающий со временем от внешних воздействий). В этой патине содержится более или менее постоянная концентрация оксида титана и постепенно уменьшающаяся концентрация оксидов кальция и калия, поскольку эти последние легче растворяются в воде. Соответственно, измерив количество этих веществ в патине, покрывающей наскальное изображение, и вычислив, какое время требовалось для сложения данной их пропорции, можно определить его дату. Считается, что для каждого региона характерна также своя интенсивность выщелачивания скальной породы, что может служить для целей датирования. Эксперименты в области использования этого метода углубили нижнюю хронологическую границу сферы его применения на несколько сотен тысяч лет.

Датирование с применением нескольких методов. Каждый из описанных методов датирования в принципе чреват возможностью получения неверной даты вследствие случайности, небрежности или влияния нераспознанных искажающих факторов. Поэтому археологи обычно стараются датировать изучаемые ими памятники разными методами, чтобы уменьшить вероятность ошибки.

Событие, датируемое летом 6724 г., произошло летом 1216 г.;

(6724-5508=1216)

Назовите цель проведения историко-архивных и библиографических исследований. Определите состав исторической справки. Охарактеризуйте состав исторической справки. Выделите источники, обладающие абсолютной достоверностью.

Историко-архивные и библиографические изыскания должны начинаться на самой ранней стадии исследования поскольку без них невозможно правильно организовать натурное изучение памятника, сделать на его основании полноценные выводы и тем более разработать обоснованный проект ревалоризации.

Итогом историко-архивных и библиографических изысканий должна стать историческая справка о памятнике, в которой собранные сведения по возможности излагаются в последовательном порядке, как связный процесс. Поскольку историю памятника редко удается проследить по документам с исчерпывающей полнотой, в подобной реконструкции событий обычны не только лакуны, но и известная гипотетичность, поэтому в справке необходимо акцентировать все положения, носящие характер предположительности.

Историческая справка о памятнике по возможности должна включать:

1. Привязка памятника. Населенный пункт, улица, дом. (В 2 км на С-З от населенного пункта. 45 квартал лесничества. Часть дворцово-паркового ансамбля).

2. Дата постройки.

3. Обстоятельства возникновения памятника. Историческая обстановка. Данные о заказчике. Имена архитектора и мастера(ов), иногда это одно и тоже лицо.

4. История места где находится памятник. Особенно территории того владения которому памятник принадлежал. Эта история должна быть прослежена с возможно более раннего времени, т.к. возможно наличие ценного археологического слоя или остатков предшествующих сооружений.

5. Исторические лица и события, связанные с памятником, которые могут обусловить его мемориальную ценность.

6. Владельцы здания на протяжении всей его истории, что направляет поиски новых исторических материалов.

7. Данные о последующих перестройках. Ремонты, изменение функции объекта, особенно предшествующих реставрациях.

8. Данные об имевшихся прежде разрушениях. Военные действия, пожары, стихийные бедствия, либо строительные работы на примыкающих территориях, способные изменить гидрогеологический режим (мелиорация, осушение, буровые и свайные работы).

9. История изучения памятника. Исследователи и данные ими историко-художественные характеристики.

10. Сведения об организации строительного производства. Технологии, применяемые строительные материалы, карьеры и т.п.

11. Иная информация способная заполнить законы исследований. Воспоминания современников, свидетельства старожилов, краеведов, священнослужителей, легенды, фольклор, художественная литература.

12. Иконографические (греч. еikon – изображение) документы. Проектные чертежи, топографические карты, схемы, обмерные чертежи предыдущих исследований, генпланы отвода территории под строительство, картины (иконы), гравюры, рисунки, наброски и т.п. - наиболее привлекательны для исследователя-реставратора.

13. Кинофотодокументы. Обладают абсолютной достоверностью, которая может быть снижена при репродуцировании и особенно при ретушировании для полиграфического воспроизведения.

14. Библиография – список литературы использованной при разработке исторической справки, расположенной в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия книги, издательства, места и года издания. Для архивных документов: архив, номер и название фонда, номер описи, номер дела, его полный заголовок. При цитировании документа еще и номер листа, т.к. как правило нумерованы листы, при обозначении оборотной стороны к номеру добавляется отметка «об».

15. Дополнения - сведения о творчестве автора проекта (архитектурный почерк, выполненные по его чертежам объекты, имеющие аналогичное функциональное назначение и стиль.

Дайте определение понятий: кириллица, глаголица, латиница. Охарактеризуйте основные типы письма. Снимите копию и произведите транслитерацию предложенного текста. Выполните литературный перевод.

Кириллица — славянская азбу­ка, созданная на основе греческого ал­фавита.

Глаголица — одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке. Целый ряд фактов указывает на то, что глаголица была создана до кириллицы, а та в свою очередь создавалась на базе глаголицы и греческого алфавита.

Латиница — наряду с кириллицей и глаголицей одна из славянских азбук, представляющая применение букв латинского алфавита для начертания славянских звуков.

Основные типы письма:

1. Устав – древнейшая форма кириллицы, характерная для рукописей XI–XIII вв. Буквы отличались прямолинейностью и тщательностью написания. Одна буква писалась отдельно от другой, без разделения текста на отдельные слова. Форма букв приближалась к квадрату. Не было сокращений и надстрочных знаков. Перо, которым писали, было ширококонечным. Это ранняя форма кириллицы. Изменение формы зависело от инструмента, которым писали – трость или перо. Устав, как особый почерк, господствовал несколько столетий, постепенно он перешел с пергамена на бумагу.

2. Полуустав – это новая форма кириллицы, сложившаяся в XV в. В это время возрастает потребность в книгах, и профессиональные писцы, дорожа временем, писали быстрее и убористей. Почерк более мелкий и округлый. Нет той тщательности выполнения букв, которая была присуща уставу: нарушается правильность расстояния между буквами, так как полууставом писали быстрее и несколько размашистее. Появились слитные буквы и надстрочные знаки – титлы, которые обозначали сокращенные слова. По греческому образцу применялись знаки ударения – «силы».

3. Скоропись. Этот тип письма получил распространение с середины XIV в., постепенно вытесняя полуустав. Скоропись отличалась многообразными начертаниями одних и тех же букв. Концы букв вытянуты за пределы строки. Ускорение письма достигалось также сокращением слов и выноской букв над строкой. Скоропись встречается в основном в документах и письмах.

4. Вязь – особое декоративное письмо, распространенное в XV в. Вязью писали названия рукописей. Отличительные черты вязи – различные сочетания букв, сокращения и орнаментальные украшения, декоративное письмо, в котором строка связана в равномерный непрерывный орнамент. Буквы вязи различны по высоте, часто соединены, слова сокращены и слитны. Вязью писалось название книги (сказки). Главная задача красиво разместить определенное количество слов в пространстве одной строки. Вязь была излюбленным декоративным видом кириллицы на Руси, она очень широко применялась в декоративно-прикладном искусстве. Вязь встречается и на предметах быта, в шитье, в иконописи, на стенах храмов.

Понеже от прирождения звери, ходящие в пустыни.

Поскольку от рождения звери уходящие в пустыни

Дайте определение понятия архитектурной композиции. Укажите виды объёмно-пространственной композиции. Проанализируйте применение объёмно-пространственной композиции в зависимости архитектурного объекта. Систематизируйте критерии выбора вида объёмно-пространственной композиции.

Архитектурной композицией называется определенное закономерное расположение или сочетание внешних и внутренних элементов здания, согласованных между собой и образующих единое целое.

Теоретически следует рассматривать три вида объемно-пространственной композиции: фронтальная, объемная и глубинно-пространственная.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что все ее элементы располагаются по двум координатам т. е. по ширине и высоте. Расположение по глубине имеет подчиненное значение – оно физически мало. Она рассчитана на обозрение с одной стороны и характерна для зданий, расположенных в ряду улицы.

Объемная композиция характеризуется тем, что ее элементы располагаются по трем координатам – ширине, высоте и глубине. Объемную композицию применяют для отдельно стоящих зданий, рассчитанных на обозрение со всех точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция характеризуется наличием пространства, в котором определяющими являются глубинные координаты. Такое композиционное построение может относится как к одному зданию, так и к группе зданий.

Решение объемно-пространственной композиции в архитектуре прямо связано с назначением ее произведений. В любом из типов зданий организация пространства имеет свои особенности. Вместе с тем для одинаковых по назначению зданий нет одного, обязательного для всех случаев, приема объемно-пространственной композиции, так как выбор последней диктуется не только функцией, но и многими другими обстоятельствами. Большое влияние на выбор приема композиции оказывает конкретное место расположения здания (градостроительные условия, архитектурное окружение, естественный ландшафт, климат). Не меньшее значение имеет идейно-художественное назначение знания. Выбор объемно-пространственной структуры зависит также от уровня развития строительной техники и экономики.

Перечислите средства гармонизации в архитектурной композиции. Дайте им характеристику. Опишите графическое построение пропорции «золотого сечения». Интегрируйте принцип «золотого сечения» в основу новой теории пропорционирования.

Средствами гармонизации являются: симметрия асимметрия, метр и ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс; свет, цвет и фактура материала

Симметрия – строго закономерное расположение одинаковых элементов относительно оси или плоскости, проходящих через геометрический центр плоскости или объема. При асимметричном построении композиции ее отдельные элементы располагаются так, что оси симметрии полностью или частично отсутствуют. При этом неравные по величине и разные по форме части располагаются так, что создают зрительное равновесие, чем сохраняют единство композиции. В сложных композициях симметрия и асимметрия обычно сопутствуют друг другу.

Метр и ритм в архитектуре проявляются как закономерное повторение и чередование элементов (архитектурных деталей, форм и объемов). Метр – основан на чередовании одинаковых элементов с равными интервалами между ними. Ритм – основан на закономерном изменении форм и интервалов. Ритм характеризуется изменением каких-либо свойств элементов и интервалов: нарастание или убывание их числа, размеров, форм и т.д. Метр и ритм в архитектуре часто выступают в единстве, образуя более сложные – метроритмические сочетания.

Пропорции – определенное соотношение, соразмерность частей между собой и с целым. Это относится к соразмерности линейных размеров, площадей и объемов.

Масштабность в архитектуре - соразмерность сооружения человеку и окружающей среде; восприятие человеком величины и значительности сооружения.

Контраст и нюанс – одно из ярких средств достижения художественной выразительности в архитектуре, характеризующее и выявляющее степень сходства или различия между определенными свойствами сооружения. Контраст – подчеркивает резко выраженные различия этих свойств; нюанс – постепенный едва заметный переход от одного свойства к другому.

Свет, цвет и фактура материала условно называются дополнительными средствами гармонизации, так как подчиняются главным: пропорциональности, масштабности, ритму, контрасту и нюансу.

Принцип построения «золотого сечения» заключается в делении отрезка таким образом, что большая его часть является средней пропорциональной величиной между всем отрезком и его меньшей частью: a:b=b:(a+b). Геометрическое построение деления отрезка в таком соотношении проще всего осуществляется при помощи прямоугольного треугольника с соотношением катетов 1:2, где большой катет, условно принимаемый за единицу, делится в заданном отношении.

Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

Пропорция «золотое сечение» легла в основу некоторых современных пропорциональных систем. Советский архитектор Жолтовский на основе анализа памятников архитектуры античной Греции и итальянского Возрождения вывел теорию «функции золотого сечения» (отношение 2:5). Французский зодчий Ле Корбюзье создал более сложную теорию пропорционирования, которую назвал «Модулор». Взяв за исходные величины средние размеры человеческой фигуры, Корбюзье построил на основе «золотого сечения» геометрически возрастающий ряд величин, которые предназначались для применения ко всей окружающей человека среде – от предметов быта до планировки городов.

Дайте определение понятию тектоника. Перечислите основные тектонические системы. Проиллюстрируйте переход конструкции в тектоническую систему на примере греческого ордера. Проанализируйте атектоничность форм современной архитектуры.

Тектоника в архитектуре – правдивое влияние и воплощение в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия ее основных элементов.

Тектонические системы:

- стоечно-балочная;

- стеновая;

- сводчатая.

Первоначальная древнейшая стоечно-балочная конструкция, выполненная, как предполагается, сначала в дереве, а затем в камне, определялась только закономерностями статики. Эта система хорошо выполняла свою функцию несения нагрузок, но не имела художественной выразительности. Уже с древних времен эта система начала подвергаться пластической обработке. Но особого совершенства в этом достигли греческие зодчие, создавшие на основе стоечно-балочной конструкции совершенную тектоническую форму – ордер, в котором наглядно отражается статическая сущность стоечно-балочной конструкции и дается образное выражение работы ее материала – камня. Расширяющаяся внизу вертикальная опора – колонна отражает нарастание нагрузки к низу. Капитель наглядно подчеркивает место передачи нагрузки с балки-архитрава на колонну, она как бы спокойно, но при полном напряжении сил воспринимает нагрузку. Это напряжение подчеркивает упругая линия эхина в дорическом ордере. Вертикальная кривая, образующая колонны – энтазис, каннелюры – все элементы ордера направлены к зрительному выявлению статической сущности этой системы.

Атектоничность форм проявилась во многих сооружениях современной архитектуры. В нашей стране это особенно ярко видно на примерах архитектуры конца 40-начала 50-х годов когда ордер был превращен в средство украшения без всякой связи с материалом, конструкцией и назначением зданий.

Дайте определение понятию архитектурный стиль. Перечислите основные архитектурные стили. Раскройте их конструктивные особенности. Проанализируйте стилевые особенности архитектуры средневековья.

Архитектурный стиль — это совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Романский стиль - (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Готика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика).

Архитектура Возрождения — период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Барокко - Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское барокко и виленское барокко, крупнейший представитель - Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов - перестроенные Костёл Вознесения Господня (Вильнюс), Софийский собор (Полоцк) и др.

Русская архитектура (Псевдорусский стиль) - следует за традицией, корни которой были установлены еще в Византии, а затем в Киевской Руси. После падения Киева российская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, Новгородской и Псковской республиках, Русского царства, Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации.

Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Рококо - (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Классицизм - Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Эклектика - (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Модерн - (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендштиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Классифицируйте классические ордера. Перечислите элементы ордера, изображённого на рисунке. Раскройте художественные особенности различных ордеров. Выделите архитектурные объекты, относящиеся к различным ордерным системам.

В общем виде ордер можно определить как такой порядок расположения конструктивных частей здания, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определённое образное выражение, отвечающее практическому и художественному назначению сооружения.

В античной греческой архитектуре сложились 3 ордера:

- дорический;

- ионический;

- коринфский.

На рисунке изображён фасад дорического храма.

1. Тимпан – внутреннее поле фронтона любой формы.

2. Акротерий - фигурная или орнаментальная скульптура, устанавливаемая на углах фронтона здания, обычно выстроенного с применением ордера.

3. Триглиф – прямоугольная несколько вытянутая по вертикали плита с двумя целыми, а по краям половинными желобками треугольного профиля.

4. Метопа – почти квадратная плита, которой заполняют промежутки между триглифами. Украшались высоким рельефом, реже живописью.

5. Тения – венчающая полочка архитрава.

6. Регула – короткая полочка, расположенная ниже тении под триглифом, равная по длине ширине триглифа.

7. Гутты – рельефные украшения в виде маленьких усечённых конусов, пирамид, цилиндров на нижней поверхности мутул и под триглифами.

8. Абака – плита в верхней части капители колонны, пилястры.

9. Эхин – часть капители греческой дорической колонны, находится под абакой. Представляет собой в плане круг и имеет криволинейный профиль.

10. Поясок – гладкая полоска, протянутая горизонтально, слегка выступающая за общую поверхность.

11. Стилобат – верхняя ступень или верхняя поверхность стереобата.

Дорический ордер.

Дорийская колонна не имеет базы. Ствол ее, имеющий конусообразную форму, утолщается не книзу, как ствол микенской колонны, а кверху, – так, как этого требуют законы устойчивости. Поверхность ствола колонны покрыта каннелюрами, а увенчивающая его капитель имеет чисто геометрические очертания. Она состоит из эхина, покрытого квадратной абакой, образующей сильный выступ, что наводит на мысль о назначении абаки как подбалки для уменьшения пролета, перекрываемого архитравом. Архитрав, почти всегда гладкий, отделяется от карниза фризом, составляющим принадлежность исключительно греческой архитектуры.

Он состоит из столбиков с вертикальными ложбинками, отделенных друг от друга рельефными или расписными плитами. Эти столбики носят название триглифов, а заполняющие плиты – метоп.

Карниз, увенчивающий эту архитектурную композицию, профилирован с расчетом отвода воды от стен и имеет на нижней плоскости выступающие капельники (мутулы), украшенные каплями (гуттами). Внутри портик перекрыт потолком с кессонами, расположенными на уровне карниза.

В усовершенствованном виде мы встречаем его в храме Геры в Олимпии.

Ионический ордер.

На круглой базе возвышается тонкий ствол, слегка суживающийся к вершине и посредством капители с волютами поддерживающий низкий и узкий антаблемент, который состоит из следующих частей: расчлененного архитрава, фриза без триглифов и немного выступающего карниза без мутул, обыкновенно украшенного рядом зубчиков. В усовершенствованном виде мы встречаем его в храме Артемиды в Эфесе.

Коринфский ордер.

Его колонны столь же изящны, как колонны ионического ордера, а антаблемент более пышный. Особенностью коринфского ордера является высокая колоколообразная капитель, состоящая из двух рядов листьев аканта со спиралевидными усиками виноградной лозы по углам. Обычно диаметр основания коринфской колонны 10 раз укладывается в ее высоте. Впервые коринфский ордер был применен в храме Аполлона в Бассах (вторая половина 5 в. до н.э.). В усовершенствованном виде мы встречаем его в круглом храме в Эпидавре; в самом конце 4 в. до н.э. коринфский ордер был использован при создании памятника Лисикрата в Афинах. Он был особенно популярен в эпоху эллинизма.

Классифицируйте конструктивные элементы зданий. Перечислите элементы, изображённые на рисунке. Охарактеризуйте их архитектурно-художественные особенности. Выделите элементы, позволяющие идентифицировать стиль постройки.

Различают следующие конструктивные элементы зданий: фундаменты, стены, перегородки, перекрытия, окна, двери, крыша.

На рисунке изображены архитектурные элементы стен:

1. ЦОКОЛЬ (лат. zoccolo) - лежащее непосредственно на фундаменте подножие здания, сооружения, памятника, колонны, обычно несколько выступающее вперед по отношению к верхним их частям. Цоколь нередко обрабатывается рустом, профилями, получает декоративную облицовку. В ордерной архитектуре цоколь обрабатывается в виде пьедестала с трехчастотным делением на базу, стул (гладкую, рустованную, обработанную, обработанную рельефами или иначе среднюю часть) и карниз.

2. ПИЛЯСТРА (фр. pilastre «ит. pilastro» лат. pila - столб) - плоский вертикальный выступ (прямоугольный в плане) в стене. В ордерной архитектуре повторяет все части и пропорции колонны, но лишена энтазиса. Может быть как декоративным, так конструктивным элементом, устраиваемым для усиления стены.

3. РУСТ (лат. rus — деревня), грубо отесанный камень, употребляемый в рустике.

РУСТИКА, рустовка (лат. rusticus — простой, грубый).

Кладка или облицовка стен здания грубо околотыми с наружной стороны (или с искусственной шероховатостью) камнями (рустами), обычно с узким, более гладким кантом по краям. Рустика могла быть выполнена и в штукатурке, воспроизводящей формы рустованной кладки. Рустика имитируется разбивкой стены на прямоугольники или на полосы (т.н. французская).

Иногда рустикой называют углубленную ленточку, окаймляющую русты и отделяющую их друг от друга.

4. НИША (фр. noscher — гнездиться, устраивать гнездо «ит. nicchia»), углубление в стене, прямоугольное или полукруглое в плане, имеющее различное завершение перекрытия. Ниша употребляется для установки статуй, ваз, размещения встроенных шкафов, для устройства фонтанов. Нишу применяют и для пластической обработки стены.

5. СТАТУЯ (лат. statua) — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного (иногда — какого-либо фантастического существа). Статуи могут располагаться перед фасадом здания, в специальных нишах на постаменте, на карнизе по углам фронтона или в специальных павильонах садов.

6. ДВЕРЬ - элемент конструкции, призванный обеспечить доступ или, наоборот, ограничить проникновение в помещение. Чаще всего под «дверью» понимается отверстие в стене для передвижения по зданию и створ для ограничения данной возможности.

7. ЛЕСТНИЦА — конструктивный, функциональный элемент, обеспечивающий вертикальные связи в виде ряда ступеней.

8. ОКНО - проем в стене и его заполнение с остеклением для освещения и проветривания помещения.

Полуциркульные линии, наличие арочной галереи, античных скульптур, массивные и визуально устойчивые конструкции, бриллиантовый рус по фасаду говорит о постройки эпохи Возрождения.

Перечислите элементы родового герба. Дайте им определение. Прочитайте герб, изображённый на рисунке. Выделите элементы позволяющие идентифицировать принадлежность герба.

Элементы родового герба:

1. Бурлет – скрученный кусок материи, на который накладывается корона, при одевании её на шлем.

2. Девиз – располагается чаще всего на ленте под щитом. В нём отражается идея и смысл герба.

3. Корона – располагается на шлеме. В зависимости от социального положения владельца может быть трёх-пяти (и т.д.) – лепестковой, с перьями, драгоценными камнями или без них.

4. Намёт – материя, которой рыцари прикрывали шлем во время крестовых походов, чтобы оберечь себя от знойного солнца. В гербе она имеет декоративные функции.

5. Мантия – принадлежность гербов особам, которые относились к высшим кругам феодальной иерархии – императорам, королям, князям, графам.

6. Шлем – часть вооружения, назначение которого – защита головы и шеи рыцаря, украшение гербового щита.

7. Щит – часть вооружения рыцаря, которая одевалась на левую руку и защищала тело и голову от поражения холодным оружием.

8. Щитодержатель – фигуры которые поддерживают гербовый щит.

На рисунке изображён родовой герб. Его основу складывает четверочастный испанский щит, образуемый при пересечении и рассечении, который заключён в подкову. Щит удерживают, стоящие на подножье(4),украшенным девизной лентой(1), щитодержатели(2), в виде геральдического тигра и единорога. Во главе щита расположен шлем(7), на который через намёт(8) одета корона(5). Навершие(6) герба решено в виде геральдического тигра.

Дайте определение понятию некрофация. Классифицируйте некрофации. Опишите отличительные особенности кладбищенской архитектуры. Проведите сравнительный анализ православных и католических захоронений.

Некрофация (греч. nekros - мертвый, phahytos – вместилище, однородный участок) локализованный на местности участок захоронения действительного либо символического не зависимо от размеров и количества захороненных; погост, кладбище, колумбарий при крематории и т.п., братская или одиночная могила не являющаяся частью кладбища. К некрофациям относятся отдельно стоящие кенотафы, места массового уничтожения или гибели людей, даже после эксгумации и переноса праха погибших, а также места гибели людей.

Условно некрофации можно разделить на четыре типа:

Кладбище – участок территории специально предназначенный для погребения. Белорусские синонимы: могільнік, могілкі, клады. Региональные синонимы: магілкі, магільнік, могліцы, жальнік, гробішча. Эпитеты (чтобы не произносить «страшное слово») – заімак, гай, гаёк. Кирхут – еврейское кладбище. Некрополь, погост.

Некрополь (греч. Nekropolis – город мертвых). Название обычно распространяют на особо большие или мемориальные кладбища (прим. Некрополь – колумбарий Брестской крепости).

Погост – прицерковное кладбище. Белорусские синонимы: прыкасцельныя могілкі, цьвінтар, кіркоф (протест.).

Катакомбы – подземные кладбища, характерные для раннего христианства (I – X в), представляющие сеть коридоров (обычно в горных выработках), с углублениями в стенах для захоронений.

Автономное (самостоятельное) захоронение.

Автономное погребальное сооружение – колумбарий, часовня – усыпальница, лапидарий, оссариум (см. п.2.2 Кладбищенская архитектура).

Братская могила.

Одиночная могила.

Кенотаф – (греч. Kenoc – пустой, taphos – могила) символическая могала, памятник поставленный не на месте погребения человека, например: если человек погиб на чужбине, тело исчезло по каким-либо причинам. Наиболее распространены на Беларуси памятники землякам, погибшим на фронтах ВОВ.

Памятное место – место гибели известных людей (место дуэли Лермонтова, Пушкина). Место казни, территория бывшего кладбища, концлагеря. В последние годы получили распространение кресты у дорог в память об автокатастрофах с человеческими жертвами, хотя корни этого обычая уходят глубоко в историю.

Обычно на кладбище представлена лишь часть указанных объектов.

Кладбищенский костел (церковь) – храм при кладбище или на территории, имеющий постоянный состав священников, предназначенный почти исключительно для отправления похоронных богослужений.

Кладбищенская часовня (каплица) – культовое сооружение на кладбище, не имеющее постоянного состава священнослужителей. Служит для отправления траурных богослужений.

Каплица-усыпальница (родовая часовня) – культовое строение на кладбище с вместительным подвалом, предназначенным для захоронений. Имеет алтарь для богослужений в годовщину умерших членов семьи.

Мавзолей – монументальная каплица-усыпальница Назв. От гробницы царя Карпи Мавсола Галикарнасского (М. Азия, сер. 4 в до н.э.) одно из «чудес света» т.н. Галикарнасский мавзолей.

Катакомбы (ит. Catacombe, лат. catacumba – подземная гробница) – 1) кладбищенское строение с рядами глубоких ниш в несколько ярусов, с арочными сводами, служащими для захоронения умерших; 2) подземелья костелов с нишами в стенах для захоронений; 3) подземные кладбища ранних христиан (1 – Х в.в.) в заброшенных каменоломнях, с узкими запутанными ходами, с углублениями в стенах для захоронений.

Охель – небольшое здание с одним окном на киркуте (еврейском кладбище) для погребения цадека – мудрого человека, особо уважаемого кагалом – еврейской общиной.

Тахара – сооружение на еврейском кладбище для обмывания усопших.

Гробница, склеп – архитектурное сооружение из природного камня, кирпича с помещением для размещения гробов (могильная камера), доступ в камеру перекрыт надгробной плитой. Часто название распространяют на часовню-усыпальницу, мавзолей, катакомбы, крипту костелов, крупное надгробие.

Оссариум (лат. osseus - кость) – небольшое строение на кладбище, предназначенное для последнего пристанища человеческих останков обнаруженных во время земляных работ на некрополе.

Лапидарий, лапидариум, лапидариа, лапицидарий (лат. lapis - камень, lapidarins - резчик по камню, collections of stones and stone fragments on cemeteries, - букв. собрание камней – 1) место на котором собраны различные каменные надгробия, 2) стена, облицованная надгробными плитами, 3) композиция из надгробных плит.

Наибольшим разнообразием на кладбище отличаются надгробные сооружения (надгробия). Различных размеров, стилей, выполненные в различных материалах; наивные самодеятельных ваятелей, типовые, авторские, наконец настоящие шедевры сепулькрального искусства. Именно надгробия обязательная принадлежность любого кладбища.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: