Практическая работа №3. «Композиция древесно­кустарниковых насаждений»

«Композиция древесно­кустарниковых насаждений»

Деревья, кустарники, газоны, цветы - основной стро­ительный материал ландшафтной архитектуры.

Рост растений сопровождается последовательными изменениями их формы и величины, поэтому полный декоративный эффект задуманных композиций можно.получить не сразу.

В ландшафтном проектировании надо принимать во внимание то, что деревья достигают зрелости (а со­ответственно и декоративности) через более продолжительное время, чем кустарники, а кустарники - че­рез более продолжительное время, чем травянистые.

Художественно-композиционная характеристика де­ревьев и кустарников определяется тремя основными качествами - величиной, формой, цветом, которые для «живого» растительного материала постоянно меняют­ся в зависимости от их возраста, сезона года, а в тече­ние дня в зависимости от погоды и освещения.

По величине деревья подразделяют на три катего­рии. Представителями первой (высота 25 м и выше) являются сосна, лиственница; второй (высота 15-20 м и выше) - тополь, вяз, ель; третьей (высота 10-15 м) - белая акация, рябина, черемуха.

В зависимости от формы и силуэта деревья услов­но делятся на две группы. К первой группе (рис. 2.5, а) относятся деревья с четкой регулярной формой кроны: пирамидальные (ель, пихта, тополь берлинский); колон­ноподобные или веретеноподоб ные (кипапис ве ртикальый, туя колоиноподобиая); овальные и сферические (липа, ива шаровидная, акация белая шаровидная).

Вторую группу образуют деревья, отличающиеся жи­вописной формой кроны (рис. 2.5, 6): живописно-сферические, или раскидисто-шатровые (каштан кон­ский, дуб черешчатый, орех маньчжурский, клеи остро­листный и многие другие); плакучей формы (ива пла­кучая, ива вавилонская, береза плакучая и др.); зонти­ковидной формы (сосна приморская, сосна ленкоранская); стелющейся формы (сосна горная, яблоня сте­лющаяся и др.).

Деревья первой группы (и нередко второй) приме­няются в садово-парковых композициях для подчерки­вания регулярности, высаживаются по сторонам парте­ра и вдоль аллей. Рядовая посадка деревьев со строгим четким силуэтом очень ритмична и выразительна. Пре­красным примером являются посадки лиственницы сибирской по сторонам первой террасы в Архангельском в Подмосковья, аллея из хвойных в Центральном бота­ническом саду Национальной академии наук Белару­си и др. Глухие регулярные посадки используются для создания эффекта неожиданности, когда в конце аллеи вдруг раскрывается вид на ярко освещенный водоем, поляну. В некоторых случаях отдельные деревья с пи­рамидальным или колонноподобным силуэтом или их группы используются для композиционного акцента в открытом пространстве в конце аллеи, на острове, поля­не или на фоне живописного массива насаждений.

Незаменимой породой в средней полосе является бе­реза бородавчатая плакучей формы. Ассортимент рас­тений подбирается с учетом эстетических и экологи­ческих требований. Береза декоративна круглый год: летом в зеленом наряде, гармонирующем с ее атласно­ белым стволом, в осеннем золотистом уборе и, наконец, зимой благодаря тонкому графическому рисунку кро­ны, особенно покрытой инеем в солнечный морозный день.

Важнейшее художественное качество древесных по­род - тональность их листвы, меняющаяся по сезонам года. Основной цвет лиственных пород - зеленый, но и он в течение вегетационного периода изменяет оттен­ки от нежно-зеленого весной до плотного насыщенно­го тона в конце лета (липа, дуб, клен остролистный, каш­тан и др.). Особенно богата цветовая гамма осенью - от золотисто-желтого, оранжево-желтого до коричнево­-бронзового и пурпурного. При построении пейзажа и компоновке насаждений учитывается, какие породы раньше меняют свою летнюю окраску и какие дольше сохраняют зеленый цвет.

В композиционном отношении ценятся нейтраль­ные серебристо-серые тона листвы и хвои (ива белая и серебристая, тополь белый, ель голубая и др.). Такие деревья прекрасно смотрятся на фоне темных пород, используются для зрительного расчленения больших массивов, очень эффектны в виде одиночных посадок. Наряду с серебристым, золотистым тоном кроны це­нится и плотный красный тон (дуб, бук красный и пе­стролистный).

Из художественных качеств деревьев, используемых в парковых композициях, кроме массы и цвета листьев важны также фактура и тон ствола, рисунок листа, форма и окраска соцветий, а также плодов. Если у ствола ста­рого дуба эффектны глубокие борозды, то у бука и рябины обыкновенных - гладкие, блестящие стволы соответственно серого и зеленого оттенка. Выразите­лен ярко освещенный ствол медно-красного оттенка у черемухи Маака. Такие качества, как фактура и тон ствола, рисунок листвы и цвет плодов следует исполь­зовать в композициях, рассчитанных на близкое вос­приятие, формируя их вдоль аллей и дорожек, у пло­щадок отдыха.

Сильным композиционным средством является тень (светотень), создаваемая деревьями, — плотная с чет­кими контурами или ажурная (сквозная, прозрачная, «кружевная»). Интересны деревья, кроны которых чи­таются «на просвет», например клен. Для соцветий важна их форма, размер, колер. Так, каштан конский цветет белыми и розовыми «свечами», акация и черемуха - кистями и т.д. Очень распространена и ценима в сред­ней полосе рябина, декоративная с весны до поздней осени, когда на ней остаются лишь красные грозди пло­дов. Рябину высаживают отдельными экземплярами и группами.

В построении садово-парковых композиций, в фор­мировании паркового пейзажа не менее важную роль, чем деревья, играют декоративные кустарники. Они об­разуют нижний ярус древесных групп и массивов, по­могают композиционно осуществить переход от плос­кости газона к их вертикальному объему. Из кустарни­ков составляют и самостоятельные группы, иногда до­полняя цветочными растениями. Кустарники приме­няют для подчеркивания или маскировки рельефа, для укрепления склонов.

Кустарники, как и деревья, различают по величине, форме, силуэту, окраске листвы, ветвей, соцветий, плодов.

По величине выделяют: высокие кустарники, дости­гающие 2-3 м и более (сирень обыкновенная и венгер­ская, боярышник, скумпия, жимолость, туя западная и др.); средней величины - от 1,5 до 2 м (снежноягод­ник, кизильник блестящий, можжевельник казацкий и др.); низкие - 60-80 см (айва японская, барбарис Тунберга и др.).

Широко используются в садово-парковых компози­циях стелющиеся кустарники - бересклет, туя стелящаяся или распростертая и др.

К высоким кустарникам обращаются, когда г маскировать нежелательный вид или, наоборот внимание к пейзажу. Из высоких кустарников создаетется задний план при небольшой глубине перспективы. Крупные группы высокого кустарника высаживают, чтобы получить зрительный интервал пepекрытием новой перспективы (так называемый «эффект неожиданности»). Кустарники средней величины которые проетируются в самостоятельные и смешанные древесно­кустарниковые группы, используются в массивах в виде подлеска или опушки. Низкий кустарник хорош в виде бордюра, а также в сочетании со средним и высоким. Все кустарники используются для создания живых из­городей, которые бывают свободно растущими или стри­женными. Кустарники разделяют по структуре кроны на четкие и живописные, компактные и ажурные. Для большинства кустарников характерна раскидистая жи­вописная крона. Декоративный эффект посадок кустар­ника зависит, так же как у деревьев, не только от высо­ты и силуэта, но и от рисунка, тональности и фактуры листьев, характера цветков и плодов.

Группы хвойных кустарников лучше составлять из одной породы. Особенно привлекателен живописной структурой можжевельник казацкий. Он высаживается большими группами на склонах, у каменисто-цветочных композиций. Крупный кожистый лист характерен для рододендронов, которые благодаря этому эффект­ны не только во время цветения.

Особое внимание следует уделять красиво цвету­щим кустарникам, а также имеющим интересные плоды. Эти кустарники декоративны, но по сравнению с цве­точными растениями требуют меньше ухода. Формы соцветий и цветков красиво цветущих кустарников очень разнообразны - метелки, шары, кисти, чашечки. Сирень, имеющая огромное количество сортов, характе­ризуется всевозможными оттенками соцветий и тон­ким ароматом. Форзиция зацветает раньше других и привлекает ярко-желтыми цветами. Калина бульденеж импозантна в своем белоснежном наряде.

В смешанных посадках, небольших группах хоро­ши пурпуролистные формы барбарисов - обыкновен­ного и барбариса Тунберга, отличающиеся нарядной окраской листвы летом и осенью. Кизильник горизон­тальный с «елочным» строением ветвей и массой алых ягод осенью хорошо выглядит на переднем плане в груп­пах и рекомендуется для рокариев.

Неповторимы по цвету, форме и аромату розы, име­ющие также бесчисленное множество сортов и оттен­ков. Ярко выделяются бусинки плодов снежноягодни­ка, рубиновые плоды калины, оранжево-красные ягоды шиповника. Зимний пейзаж обогащают малиновые вет­ви дерена и зеленоватые - ивы.

Рассмотрим основные приемы компоновки древес­но-кустарниковых насаждений.

Силуэт, форма дерева, произрастающего в массиве, не выражены так четко, как у одиночного, растущего на открытом пространстве. В садово-парковом искусстве отдельно стоящее дерево называется солитер, т.е. уеди­ненный. В качестве элемента парковых композиций со­литеры используются на полянах, островах, для завер­шения парковых перспектив, как акцент на повороте аллеи и т.д. (рис. 2.6, а). При подборе экземпляра для одиночной посадки ведущее значение имеет форма кро­ны, общий силуэт дерева. Для солитеров выбирают как местные породы, так и экзоты - интродуцированные древесные или кустарниковые растения, не встречаю­щиеся в составе естественных зеленых насаждений ре­гиона.

Один из важнейших композиционных приемов в са­дово-парковом искусстве - создание групп насажде­ний, которое требует большого мастерства (рис. 2.6, 6).

В процессе многовекового развития сложились опре­деленные закономерности построения древесных и древесно-кустарниковых групп. В прежние времена груп­пу деревьев называли «клумбой». Сегодня этот тер­мин обозначает вид цветочных посадок. Группы насаж­дений классифицируют по составу, величине, компози­ции, значимости, дендрологическому составу.

По составу различают древесные, древесно-кустарниковые и кустарниковые группы (иногда дополняе­мые и цветочными растениями), однопородные и мно­гопородные. По величине - в зависимости от числа составляющих их элементов: малые (2 — 3 растения), средние (4 — 7 растений) и большие (до 10—12 расте­ний). В отдельных случаях компонуют группы из 16- 18 растений и более, но это уже будет куртина, т.е. боль­шая группа (рис. 2.6, в).

 
 

Внешний облик и композиция групп характеризу­ются структурой (компактная, рыхлая, сквозистая), кон­трастностью или мягкостью силуэта, контрастностью или нюансностью цветовых сочетаний, статичностью или ди­намичностью форм. По значимости и расположению группы насаждений классифицируются на самостоятель­ные и сопутствующие (рис. 2.7 - 2.10)

Количество растений в группе обычно нечетное. Од­нако практика показывает, что и из четного числа дере­вьев и кустарников можно сформировать свободную, естественную композицию. Все зависит от подбора со­ставляющих.

В средней и большой группе предусматриваются: ядро, внешний контур и опушка (в случае применения кустарников). Ядро — одно — три и более деревьев, занимающих доминирующее положение по высоте, си­луэту, цвету. Это как бы композиционный центр груп­пы, однако не геометрический, так как при этом нару­шалась бы естественность группы. Уменьшение разме­ров растений от ядра к опушке позволяет хорошо вос­принимать кроны всех составляющих группу элемен­тов. Для внешнего контура выбирается живописное очер­тание, рекомендуется разрывать его для усиления впе­чатления естественности и игры светотени.

При смешанных групповых посадках одна из по­род должна быть главной, создающей ядро группы, а другие (особенно декоративные) располагаются на опушке, обогащая группу контрастными или нюанс­ными сочетаниями, выявляя ее форму, силуэт, колорис­тическую характеристику.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: