К кредитной организации предъявляются повышенные требования в отношении ее прозрачности, а в определенных федеральными законами случаях, - закрытости

Банковская деятельность создает риск не только для клиентов, но и для других кредитных организаций, которые являются частью банковской системы. Поэтому они должны быть более прозрачны, чем все другие хозяйствующие субъекты.

Во-первых, кредитная организация обязана предоставлять свою отчетность в Банк России. Бухгалтерский учет кредитной организации специфичен.

Отчетность - это форма получения информации о деятельности кредитных организаций, при которой Банк России получает информацию в виде им же установленных отчетных документов (форм отчетности), подписанных электронной цифровой подписью или собственноручно лицами, ответственными за достоверность представленных сведений.

Отчетность кредитных организаций предусмотрена статьей 43 "Отчетность кредитной организации, отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов" в которой сказано, что кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Если кредитная организация имеет возможность оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность иных юридических лиц (за исключением кредитных организаций), она составляет и представляет указанный отчет на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России. (См. Положение Банка России от 5 января 2004 г. N 246-П "О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности".)

Кредитная организация публикует в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. (О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп см. Указание Банка России от 14 апреля 2003 г. N 1270-У).*(123)

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) составляют и представляют в Банк России в целях осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций на консолидированной основе в порядке, определяемом Банком России. Это консолидированная отчетность о деятельности банковской группы и консолидированная отчетность о деятельности банковского холдинга. В нее включается консолидированный бухгалтерский отчет, консолидированный отчет о прибылях и убытках, а также расчет рисков на консолидированной основе.

В состав этой отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых кредитные организации, входящие в состав банковской группы, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на деятельность и решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц.

Для целей отчетности о деятельности банковского холдинга в ее состав должна быть включена отчетность иных юридических лиц. Имеются в виду юридические лица, в отношении которых головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) и (или) кредитные организации, входящие в состав банковского холдинга, могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц. Такие юридические лица, для целей составления консолидированной отчетности обязаны представлять им отчетность о своей деятельности.

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) не вправе разглашать полученную от иных юридических лиц, входящих в данную банковскую группу (данный банковский холдинг), информацию об их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, либо случаев, вытекающих из задач опубликования консолидированной отчетности. Порядок предоставления отчетности регулируется Указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации"//Вестник Банка России" от 18 февраля 2004 г. N 14.

Кредитные организации представляют в Банк России отчетность (формы отчетности), которые подписываются лицами, ответственными за представление сведений (если документ составлен на бумажном носителе), или содержат код аутентификации электронного сообщения (если документ составлен в электронном виде), используемый для контроля целостности и подтверждения подлинности электронного сообщения. Конкретные средства аутентификации, обеспечивающие создание и проверку кодов аутентификации электронных сообщений, и правила их использования определяются Банком России и кредитной организацией.

К лицам, подписывающим формы отчетности, относятся:

руководитель кредитной организации либо его заместитель, уполномоченный подписывать отчетность;

главный бухгалтер либо другое должностное лицо, его замещающее, в случае, если подпись главного бухгалтера предусмотрена в форме отчетности;

другие лица, подписи которых предусмотрены в форме отчетности в соответствии с нормативными актами Банка России.

Кредитные организации обязаны составлять и представлять в Банк России отчетность в соответствии с "Перечнем форм отчетности и другой информации кредитных организаций, представляемой в Центральный банк Российской Федерации", установленным Указанием Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", а также давать разъяснения по полученной от них информации.*(124)

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, кредитным организациям может быть установлена индивидуальная периодичность составления и представления отчетности.

При составлении и представлении отчетности должны быть обеспечены полнота заполнения, достоверность и своевременность ее представления. В этих целях кредитными организациями должны соблюдаться следующие требования.

Все отчетные данные, представляемые кредитными организациями в Банк России, должны быть сформированы на основе первичных учетных документов, составляемых в соответствии с Положением Банка России от 5 декабря 2002 года N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (с изменениями), а также иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Отчетность представляется кредитными организациями в Банк России на бумажных носителях и (или) в виде электронного сообщения в форматах, установленных Банком России, содержащих тот же набор показателей, что и документ на бумажном носителе, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Нормативный акт Банка России,*(125) регулирующий порядок направления отчетности в электронном виде, помимо прочего, предусматривает, что между Банком России и кредитной организацией, заключается договор, типовая форма которого предусмотрена в приложении к данному нормативному акту. В договоре предусматриваются соответствующие условия и устанавливаются правила передачи-приема отчетности при ее представлении кредитной в виде электронных сообщений (ЭС), снабженных кодом аутентификации (КА), и обязательства Сторон по обеспечению информационной безопасности при передаче-приеме отчетности.

В Договоре указывается, что выполнение его условий является достаточным для обеспечения представления кредитной организацией и приема структурным подразделением Банка России в электронном виде отчетности, предусмотренной Указанием Банка России от 16 января 2004 года N 1376-У.*(126) Там же предусматриваются права и обязанности сторон, а также и Согласительная комиссия, на случай спора. Права и обязанности сторон не могут быть переданы третьим лицам. В этом же договоре предусматриваются термины и понятия. В нем же регулируются вопросы конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством.

В случае представления кредитными организациями в Банк России отчетности в виде электронного сообщения, не снабженного кодом аутентификации, должна быть представлена также отчетность на бумажных носителях. В случае представления кредитными организациями в Банк России отчетности в виде электронного сообщения, снабженного кодом аутентификации, отчетность на бумажных носителях, подписанная лицами, указанными в Указании, хранится в кредитных организациях не менее 5 лет и должна быть предъявлена по первому требованию Банка России (пункт 7 Указания Банка России от 16 января 2004 года N 1375-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации").

Нормативным актом Банка России, в целях усиления прозрачности в банковской системе вообще и в кредитной организации в частности, предусмотрены также и правила составления консолидированной отчетности.*(127)

В Положении Банка России от 30 июля 2002 г. N 191-П "О консолидированной отчетности"*(128) предусматривается, что консолидированная отчетность составляется в целях установления характера влияния на финансовое состояние кредитных организаций их вложений в капиталы других юридических лиц, операций и сделок с этими юридическими лицами, возможностей управлять их деятельностью, а также в целях определения совокупной величины рисков и собственных средств (чистых активов) банковской или консолидированной группы (п. 1.3 настоящего Положения). Консолидированная отчетность составляется и представляется головными кредитными организациями банковских/консолидированных групп.*(129)

Территориальные учреждения Банка России представляют в Главный центр информатизации Банка России консолидированную отчетность банковских/консолидированных групп:

а) головных кредитных организаций банковских групп:

- по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября - в 10-дневный срок после срока, установленного для представления консолидированной отчетности головными кредитными организациями в территориальные учреждения Банка России;

- по состоянию на 1 января - в срок до 15 мая года, следующего за отчетным;

б) головных кредитных организаций консолидированных групп:

- по состоянию на 1 января - в срок до 15 мая года, следующего за отчетным.

Консолидированная отчетность банковских групп составляется один раз в год по состоянию на 1 января на основе данных форм Приложений 2 и 3 к настоящему Положению, подтверждается аудиторской организацией и публикуется в составе официально публикуемой годовой отчетности головной кредитной организации банковских групп. Консолидированная отчетность, достоверность которой подтверждена аудиторской организацией, представляется в территориальные учреждения Банка России не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Консолидированная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером головной кредитной организации банковской/консолидированной группы.

В Положении Банка России от 19 сентября 2002 г. N 197-П "О порядке представления информации о банковских холдингах"//Вестник Банка России от 30 октября 2002 г. N 57 предусматривается, что Головная организация банковского холдинга (или Управляющая компания банковского холдинга в случае поручения ей Головной организацией банковского холдинга нижеперечисленных функций), определяемая в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", формирует Список участников банковского холдинга (далее - Список участников) для представления в Банк России информации о банковских холдингах.

Во-вторых, кредитная организация обязана публиковать по формам и в сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности: ежеквартально - бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов; ежегодно - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы (аудитора) об их достоверности. (Ст. 8).

Предоставление информации о деятельности кредитной организации, банковской группы и банковского холдинга.*(130)

Головная кредитная организация банковской группы, головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга) ежегодно публикуют свои консолидированные бухгалтерские отчеты и консолидированные отчеты о прибылях и убытках в форме, порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения их достоверности заключением аудиторской фирмы (аудитора).

В Указании Банка России от 14 апреля 2003 г. N 1270-У "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп"*(131) предусматривается, что публикуемая отчетность подлежит опубликованию в открытой печати. Годовой отчет (годовой консолидированный отчет) должен быть опубликован в течение 10 рабочих дней после проведения годового общего собрания акционеров (участников). Годовой отчет и годовой консолидированный отчет публикуются одновременно в одном периодическом печатном издании. В случае опубликования отчетов в разных периодических печатных изданиях опубликование отчетов сопровождается ссылкой на указание названия издания, в котором был опубликован другой отчет, и даты выхода этого издания в свет.

Квартальная отчетность подлежит опубликованию в течение 40 рабочих дней после наступления отчетной даты.

По вопросам размещения отчетности в Интернет см. также Указание оперативного характера Банка России от 7 мая 2003 г. N 70-Т "О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций".

В-третьих, по требованию физического лица или юридического лица, кредитная организация обязана предоставить ему копию лицензии на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также ежемесячные бухгалтерские балансы за текущий год. За введение физических лиц и юридических лиц в заблуждение путем непредставления информации либо путем предоставления недостоверной или неполной информации кредитная организация несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. (Ст. 8 Федерального закона).

Здесь нужно иметь в виду, что Банк России требует в своих нормативных актах, чтобы кредитная организация размещала соответствующую информацию в офисе, в доступном для обозрения клиентами месте.

В-четвертых, кредитная организация, имеющая лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, обязана раскрывать информацию о процентных ставках по договорам банковского вклада с физическими лицами (в целом по кредитной организации без раскрытия информации по отдельным физическим лицам) и информацию о задолженности кредитной организации по вкладам физических лиц. Порядок раскрытия такой информации устанавливается Банком России. (часть пятая Федерального закона).

В-пятых, закон обеспечивает прозрачность учредительных документов кредитной организации. И этот вопрос теперь начинает решаться. В августе 2001 года принят Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц". Главное - в этом законе предусматривается доступность учредительных документов кредитной организации для всякого, кто пожелает с ними ознакомиться.

Это часть государственного информационного ресурса, которая по закону должна быть доступной для любых банковских клиентов. Поэтому довольно странно, что эта информация может быть предоставлена только за плату. Понятно, что это вопрос, связанный с прозрачностью банковского бизнеса и с информированностью и доверием банковских клиентов к кредитным организациям. Такая информация является публичной.

Нам представляется, что уплата физическими и юридическими лицами налогов - это основание, для того чтобы получать публичную информацию бесплатно. Информированность граждан в этом аспекте позволит им быстрее сориентироваться в отношении банка, которому они доверяют свои деньги, а иногда - распознать мошеннические действия или коррупцию.

В пункте 8 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. "Об информации, об информационных технологиях и о защите информации" сказано: "Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами".

"Иная информация", это как раз та информация, о которой идет речь. Ее нужно предусмотреть в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", с тем, чтобы Банк России был бы обязан приводить всю эту и другую существенную для клиентов информацию на своем официальном сайте. Ведь он принимает решение о регистрации и лицензировании кредитной организации.

Специфика бухгалтерского учета. В статье 40 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" сказано: "Правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учетом международной банковской практики". (См. Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации").

Правильное ведение бухгалтерского учета с одной стороны, создает возможность эффективного управления кредитной организацией. Руководящие органы кредитной организации должны получать необходимую им точную информацию о движения денежных средств по счетам кредитной организации. С другой стороны, правильно поставленный бухгалтерский учет создает необходимую прозрачность кредитной организации для ее акционеров, клиентов и для Банка России. Кроме того, создается необходимый уровень прозрачности для государственных органов в том числе, - осуществляющих валютный, налоговый и таможенный контроль.

В ряде случаев бухгалтерский учет необходим, для того чтобы были взысканы денежные средства.

В статье 27 "Наложение ареста и обращение взыскания на денежные средства, и иные ценности, находящиеся в кредитной организации" Федерального закона закреплены соответствующие нормы:

"На денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора.

При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда".

Исключения из принципа прозрачности кредитной организации. Банковская тайна. Специфика банковской деятельности такова, что она не во всех случаях должна быть прозрачной. Граница прозрачности заканчивается там, где начинаются права клиентов кредитной организации. Да и не только их права, но и права самой кредитной организации на коммерческую тайну.

В условиях конкуренции, банковская тайна, как впрочем, и коммерческая тайна - это средство защиты права собственности. Простой пример. Вкладчик заинтересован, чтобы информация о нем и о его вкладе не распространялась без его разрешения. И чем больше вклад, тем больше будет становиться такая заинтересованность. Вполне понятно, что информация о вкладчике может мотивировать преступников на совершение против него тех или иных противоправных действий. Но речь должна идти не только о физических лицах, но и различных предпринимателях. Они доверяют свои коммерческие тайны кредитным организациям, и не заинтересованы, чтобы о них узнали их конкуренты.

Кредитные организации работают в основном с чужими денежными средствами. Их финансовое положение постоянно колеблется. Есть требования в отношении отчетности и раскрытия информации потенциальным и реальным клиентам. Но ежедневное финансовое положение кредитной организации тоже должно составлять предмет банковской и коммерческой тайн. Это надо предусмотреть в федеральных законах.

Если все эти условия ведения банковского бизнеса не будут соблюдаться, то может возникнуть кризис. Вкладчики будут предпочитать хранить свои деньги в укромных уголках, а фирмы - каким-то образом избегать кредитных организаций или, по крайней мере, не расширять спектр их услуг. Получается, что у прозрачности банковской деятельности имеются объективные границы, которые задаются закономерностями экономики и общества.

Федеральный закон содержит статью 26, которая называется "Банковская тайна". В ней говорится:

"Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученные им в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены заключенным с бюро кредитных историй договором в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях".

Как мы видим, режим банковской тайны строже в отношении информации о счетах и банковских операциях физических лиц. И это не случайно, поскольку частная жизнь граждан охраняется Конституцией и федеральными законами, регулирующими информацию. Что касается индивидуальных предпринимателей, то здесь ситуация несколько иная. Их деятельность затрагивает публичные интересы. Поэтому исключений из запретов, защищающих банковскую тайну, в отношении них, - больше.

Вместе с тем, реальность такова, что появляются все новые и новые исключения в статье 26 Федерального закона. Яркий тому пример, - Федеральный закон "О кредитных историях". Для того чтобы развивался кредит, нужна деятельность кредитных бюро. Вот и появился этот закон, а вместе с ним, - некоторые исключения из норм о банковской тайне.

На практике возникает вопрос о возможности предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, федеральному антимонопольному органу. По этому вопросу имеется письмо Банка России от 30 июня 2003 г. N 99-Т, в котором говорится буквально следующее:

"...в федеральных законах отсутствует указание на обязанность кредитных организаций предоставить сведения, составляющие банковскую тайну, в федеральный антимонопольный орган и его территориальные подразделения.

Вместе с тем, Банк России не усматривает нарушений законодательства Российской Федерации, если информация по счетам клиентов будет предоставлена кредитной организацией федеральному антимонопольному органу с согласия владельца счета или собственника имущества владельца счета".*(132)

Здесь надо иметь в виду еще один момент, который касается компетенции Банка России. О возможности предоставления актов инспекционных проверок кредитных организаций в Указании оперативного характера ЦБР от 29 мая 2003 г. N 83-Т "О возможности предоставления актов инспекционных проверок кредитных организаций" указал следующее: "Банк России в связи с поступающими запросами кредитных и аудиторских организаций о возможности предоставления актов инспекционных проверок, проведенных уполномоченными представителями Банка России, третьим лицам разъясняет следующее.

Банк России считает возможным предоставление кредитными организациями актов инспекционных проверок Банка России учредителям (участникам), совету директоров (наблюдательному совету) и аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитной организации, по усмотрению кредитных организаций с учетом законодательно установленных ограничений на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну".*(133)

Тенденция к расширению субъектов, которые могут получить информацию, составляющую банковскую тайну находит свое отражение в нормативном акте Банка России регулирующем инспекционные проверки. В общем, сначала появляется акт разъяснения Банка России, а затем - его же нормативный акт.

В пункте 9.6.1 Указания Банка России от 27 октября 2006 г. N 1737-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" читаем о том, что руководитель кредитной организации должен направить совету директоров (наблюдательному совету) кредитной организации акт проверки кредитной организации, проведенной Банком России.

Но, ведь статья 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", как уже говорилось, не дает такого права Банку России.

В пункте 3.6 Инструкции Банка России от 25 августа 2003 года N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" сказано, что "при необходимости кредитная организация вправе предоставлять акт проверки на ознакомление аудиторской организации (индивидуальному аудитору), осуществляющей аудит кредитной организации (ее филиала), в том числе предоставлять копию акта проверки".*(134)

В этой же Инструкции (пункт 2.7) предусматривается, что "Руководитель рабочей группы вправе:

- требовать подтверждения возможности формирования кредитной организацией документов, представление которых является обязательным при наступлении событий или наличии обстоятельств, определенных федеральными законами или нормативными актами Банка России (в том числе подлежащего проверке реестра обязательств банка перед вкладчиками, составляемого по форме и в сроки, определенные Указанием Банка России от 1 апреля 2004 года N 1417-У "О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2004 года N 5745 ("Вестник Банка России" от 28 апреля 2004 года N 24) (далее - Указание Банка России N 1417-У);

- запрашивать от акционеров (участников) кредитной организации, клиентов и корреспондентов кредитной организации (ее филиала) документы (информацию), необходимые для установления фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах (информации), полученных от проверяемой кредитной организации (ее филиала)".*(135)

Что касается первого требования, то, на наш взгляд, оно объяснимо, если проверкой конкретного вопроса занимается служащий Агентства по страхованию вкладов. А вот, что касается запросов, которые рабочая группа проверяющих направляет акционерам или тем более, - клиентам кредитной организации, то, такие действия, на наш взгляд, не основаны на Федеральном законе.

Банковское право, как мы уже обращали на это внимание в начале книги, по общему правилу не создает правоотношений между Банком России и кредитными организациями. В условиях плановой экономики, когда действовал Госбанк СССР, все организации вступали с ним в правоотношения. Но в рыночной экономике, - ситуация иная. Центральный банк вступает в правоотношение с кредитными организациями, потому, что они - часть банковской системы. А он в ней - орган банковского регулирования и надзора. Он - часть банковской системы согласно статье 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Что же касается клиентов кредитных организаций, то Федеральный закон не включил их в банковскую систему, а значит, они не являются объектом банковского надзора. Да и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не предоставляет такого права Банку России.

На мой взгляд, Банк России вышел за рамки своей компетенции, так как в ст. 26 говорится, что исключения из общего правила устанавливаются федеральными законами. Нормативные акты Банка России, как известно, к таковым не относятся.

Банковские счета и операции по ним охраняются не только банковским, но и гражданским правом.

Согласно статье 857 Гражданского кодекса РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Коммерческая тайна. Правовое регулирование коммерческой тайны осуществляется, во-первых, нормами ст. 139 ГК РФ и, во-вторых, специальным федеральным законом. Таковым является Федеральный закон от 29 июля 2004 г. "О коммерческой тайне". В нем содержаться нормы, которые регулируют отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции. Кроме того, он также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

В статье 139 "Служебная и коммерческая тайна" ГК РФ сказано, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Там же говорится, что информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными в ГК и другими законами.

И далее в этой же статье ГК закреплено, что лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.*(136)

Все эти нормы взаимосвязаны с нормами законодательства и подзаконными актами, которые регулируют вопросы информации и информатизации, а также перечень сведений, которые могут, или, наоборот, не могут относиться к конфиденциальным сведениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: