Кто такой антихрист?

Антихрист — это противник Христу, который будет стараться истребить христианство, но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2 Фес. 2, 8).

Святитель Кирилл Иерусалимский так говорит об антихристе:

«Истинный Христос, Единородный Сын Божий, не от земли уже придет. Если кто c ложными видениями явится в пустыне, ты не выходи. Если скажут: “вот, здесь Христос”, или: “вот, там” (Мк. 13, 21), ты не верь. Вниз и на землю не смотри уже: ибо Владыка сойдет с небес, не один, как прежде, но в сопровождении многих мириад Ангелов; не тайно, как дождь на руно, а открыто осветит, как молния. Ибо сам Он сказал: “как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого” (Мф. 24, 27). Также: “и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною” и прочее (Мф. 30–31).

Впрочем, как прежде до Его вочеловечения, когда ожидали, что Бог родится от Девы, диавол злонамеренно исказил истину cию посредством баснословного у идолопоклонников учения, что ложные боги рождают и рождаются от жен, чтобы когда принят будет, как думал он, обман, не поверили и истине: так и пред Вторым Пришествием истинного Христа противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитит себе власть над Римским царством, ложно назовет себя Христом и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Месcию, а язычников обманывать мнимыми волхвованиями.

А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства и приблизится скончание мира. Восстанут десять вместе Римских царей и в различных, может быть, местах, но в одно и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист и восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомыслиe и человеколюбие; и обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас, христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающиеся. В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен будет при втором славном Пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса, истинного Христа, Который, убив антихриста “духом уст Своих” (2 Фес. 2, 8), предаст его огню геенскому.

Сему научаем мы не от своего вымысла, но узнавши из Божественного, в церкви читаемого Писания, и особенно из недавно чтенного пророчества Даниилова; как-то Гавриил Архангел изъяснил оное, так говоря: “зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее” (Дан. 7, 23). Церковные толковники полагают, что cиe царство есть Римское. Первое знаменитое царство Ассирийское, второе Мидийское вместе с Персидским, пocле них третье Македонское; а четвертое царство — ныне стоящее Римское. Далее, по порядку изъясняя, Гавриил говорит: “десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних” (Дан. 7, 24), — говорит он, не только десять, но и всех, прежде его бывших. “И уничижит трех царей”, которые, очевидно, из числа десяти оных. Трех из сих десяти свергнувши, без сомнения сам восьмой воцарится. “И против Всевышнего, — говорит далее, — будет произносить слова” (Дан. 7, 25) человек богохульник и законопреступник, который получит царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования.

Кто же это такой, и какою будет действовать силою, изъясни нам, Павел! “Которого, — говорит он, — пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными” (2 Фес. 2, 9). Сим означает, что сатана употребит его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо зная, что не будет уже ему прощение на суде, откроет явную брань нe чрез служителей своих, как обыкновенно, но сам собою, “со всякою силою и знамениями и чудесами ложными”. Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было исцеления.

И еще говорит Павел: “противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею” (2 Фес. 2, 4). “Так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога”, то есть, идолов будет ненавидеть антихрист. “Так что в храме Божием сядет он”. В какой же церкви? В разрушенном храме иудейском, а не в том, в котором мы теперь находимся. Почему cиe мы говорим? Да не подумает о нас кто-либо, что мы льстим себе. Если он придет к иудеям под именем Христа и захочет, чтобы иудеи поклонялись ему, то, чтобы больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском не останутся камень на камне, по изречению Спасителя; когда или сам падет он от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни. Не говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем, в котором были херувимы. Тогда придет антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными; вооружится против всех идолов, сперва лицемерно являть будет человеколюбие, а после окажет жестокости, и особенно против святых Божиих. Ибо говорит Даниил: “Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их” (Дан. 7, 21). И еще в другом месте: “и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени” (Дан. 12, 1). Страшен зверь, велик дракон, непобедим людьми, готовый поглощать; много надобно будет говорить нам о нем из Божественного Писания; теперь, по краткости времени, довольно и сего.

Посему, зная великую силу противника, и дая совет благочестивым, говорит Господь: “тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы” (Мф. 24, 16). Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может противиться сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаиваюсь я в силах Церкви) и пусть скажет: “Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?” (Рим. 8, 35). Если мы слабые, то будем хранить себя; если же надеемся на себя, то противостанем. “Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет” (Мф. 24, 21). Но благодарение Богу, Который уменьшит величину скорби краткостью времени. Ибо Он говорит: “ради избранных сократятся те дни” (Мф. 24, 22). Царствовать будет антихрист только три года с половиною. Мы говорим cиe, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила. Он говорит: “они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени” (Дан. 7, 25). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами — следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорит Даниил: “клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени” (Дан. 12, 7). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова: “тысяча двести девяносто дней” (Дан. 12, 11); и сии: “Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней” (Дан. 12, 12). Посему надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, “не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий” (Мф. 10, 23).

Кто же тот блаженный человек, который из 6лагочестия будет мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну; и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мертвых, не являли призраков знамений и чудес; а здесь будет действовать и страх, и обольщение, “чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мф. 24, 24). Да не придет тогда на сердце чье-либо мысль: более ли сотворил Христос? Какою же силою действует он? Если бы Бог не хотел сего, то бы и не попустил ему. Апостол предостерегает тебя от сего, и говорит: “И за сие пошлет им Бог действие заблуждения” (2 Фес. 2, 11). “Пошлет” — значит то же, что и попустит быть, не для того, чтобы сим они оправдались, но чтобы осуждены были. Почему? “Не веровавшие истине, — то есть, истинному Христу, — но возлюбившие неправду” (2 Фес. 2, 12) — то есть, в антихристе. Попустит же быть сему Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпение, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно пророкам Его и апостолам, чтобы они за кратковременные страдания наследовали вечное Царство Небесное, как говорит Даниил: “но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге” (Дан. 12, 1); явно, что в книге жизни: “И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление” (Дан. 12, 2). “И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде — как звезды, вовеки, навсегда” (Дан. 12, 3).

Посему укрепляй себя, человек! Известны тебе признаки пришествия антихристова. Не только один ты помни оные, но и всем сообщай с любовью. Если имеешь сына по плоти, и его вразуми. И если породил кого посредством наставления в истинах веpы, и его предостереги, чтобы не принять ему лжи вместо истины. “Ибо тайна беззакония уже в действии” (2 Фес. 2, 7). Устрашают меня брани народные, устрашают раздоры церковные, устрашает ненависть брата к брату. Пусть будет так только сказано; не дай Боже, чтобы это случилась при нас. Однако же должны мы быть осторожными. И сего довольно об антихристе» (27).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: