double arrow
VII этап. Формирование операций морфемного анализа

В логопедии этот раздел расписан плохо. Морфемный анализ - это основа русского письма. По нему пишется 75% слов. Морфемный анализ вырастает из устной речи, из умения образовывать новые слова - это первая задача, которая стоит перед логопедом (см. лекции по алалии).

1 задача. Сформировать у детей навык образования новых, т.е. производных слов (разными средствами).

2 задача. Научить детей дифференцировать признаки предмета и признаки слова, т.е. показать детям, что предмет изменяется по одним признакам, а слово изменяется по другим (см. лекции по алалии: слово дом и карточка с нарисованным домом). Ставя эту цель мы как бы соединяем устную речь с письменной и практически знакомим детей с пространственным расположением окончания слова и корня слова (методика Халиловой).

3 задача. Формирование операций самого морфемного анализа, т.е. необходимо научить детей вычленять различные морфемные элементы слова. Вычленять - значит осознавать, что данные морфемные элементы похожи по смыслу (семантическая близость; не только корень), а также слышать одинаковость звучания морфемных элементов.

Пример. Л: Скажи, как ты узнал, что синичка - это маленькая птичка? Р: Она может в форточку влететь. Л: А какой кусочек слова тебе рассказал, что она маленькая?

Пример. Л: В словах мальчик или малец есть кусочек слова, который рассказывает о том, что это маленький ребенок. (Показываем детям семантическую близость морфемных элементов).

Эти операции дают возможность логопеду вслед за работой учителя класса закреплять в сознании ребенка такие понятия, как корень, окончание, приставка, суффикс.




Такую работу начинаем с развития морфонологического слуха.

Первоначально логопед учит детей слышать сходство корневых основ, поэтому в практике логопеда включены упражнения:

- продолжить ряд слов, заданных логопедом (рука, ручной и т.д.); если ребенок продолжает ряд такими словами, как нога, голова и т.д., то это говорит о том, что у ребенка не сформирован морфонологический слух, т.е. способность интуитивно услышать звуковое сходство.

Далее логопед подходит к закреплению понятия «корня». Он учит детей искать, вычленять одинаково звучащие элементы в парадигмах слов (не родственных: стол, столы, столом). Только после этого переходим к работе с родственными словами и понятие «корень» закрепляется в работе логопеда совместно с понятием «окончание слова». При этом при закреплении понятия «окончание слова», которое дается учителем, логопед в своей работе особое внимание уделяет двум типам речевых упражнений.



1 тип речевых упражнений направлен на поиск нужного предлога в предложении (Мальчик поливает … саду цветы. … садом начинается лес.). Поиск предлога обеспечивается семантикой глагола. Таким упражнением логопед отрабатывает связь глагола с последующим предлогом. (Мы не можем сказать так: Мальчик поливает за саду цветы).

2 тип речевых упражнений направлен на закрепление понятия «окончание» и на поиск нужного окончания в слове (По неб... бегут осенние тучи. Высоко в неб… летят птицы.). В этих упражнениях обращается внимание на связь предлога с окончанием, т.к. выбор окончания в слове определяется самим предлогом.

Чтобы закрепить понятие «корень», логопед предлагает детям следующие упражнения:

- учить детей различать формы одного и того же слова (нос, носа, носу);

- учить детей различать родственные слова (нос, носик, носовой);

- учить детей находить главное слово, от которого образованы остальные;

- сформировать у детей формальный признак главного слова: это слово всегда самое короткое (двор, дворник, дворняжка);

- учить детей дифференцировать однокоренные слова и слова - синонимы (шаг - шагать, шагать - идти; река - речной, река - ручей);

- учить детей дифференцировать слова - омонимы (лук - растение и лук - оружие).

(Формулировка «родственные слова» дается детям только на начальных этапах ознакомления с однокоренными словами для того, чтобы детям было понятно, что это слова из «одной семьи, родственники», но грамотно - однокоренные слова. Нельзя говорить детям, что такие слова, например, как рис и рисовать однокоренные, но не родственные, т.к. однокоренными словами могут быть только слова, близкие по смыслу). Все упражнения направлены на то, чтобы искать общую часть слов по таким признакам, как сходство значения и сходство звучания.

Далее закрепляем понятие «приставка». Делаем это на материале глаголов. Формируя весь морфемный анализ, логопед опирается на метод бинарного сравнения (би - 2). В качестве пропедевтического упражнения логопед предлагает детям выполнять различные инструкции, которые включают или построены на основе однокоренного глагольного гнезда (отнеси, принеси, унеси, занеси и т.д.). После выполнения этих действий логопед подводит детей к тому, что все эти действия разные, а затем сосредотачивает внимание детей на анализе самих слов (Л: В этих словах есть кусочки, которые одинаково звучат? (Да) Л: Эти одинаково звучащие кусочки слов называют корнем. Слова похожи, как же вы угадали, что нужно выполнять разные действия?) Дети начинают понимать, что кусочек, который приставили к корню, обладает своим автономным значением. Сходство значений мы показываем на глаголах, образованных посредством одной приставки (пришел, принес). Чтобы детям показать морфемную программу слова, логопед учит их сравнивать глаголы с антонимичными приставками (пришел, ушел) и различными приставками (унес, вынес).

Для закрепления понятия «суффикс» используется метод нахождения звуковых аналогий, т.е. нахождение одинакового звучания в словах одной и той же части речи (розочка, вазочка, девочка) и метод нахождения семантических аналогий (роза, розовый, розочка) на однокоренных словах различных частей речи.






Сейчас читают про: