Впервые логистика нашла применение в военном деле,
а сегодня она широко используется в промышленности,
материально-техническом обеспечении, торговле, на транс-
порте, в банковском деле, сфере услуг, коммунальном хо-
зяйстве и других областях рыночной экономики.
Главная идея логистики заключается в том, что все ста-
дии производства (добыча сырья, получение материалов,
изготовление изделий или конечной продукции), транспор-
тировки и сбыта рассматриваются как единый непрерывный
процесс трансформации и движения продукта труда и свя-
занной с ним информации. По оценке зарубежных специа-
Глава 1. Цели, задачи и эволюция логистики
листов, комплексное внедрение логистики на предприяти-
ях может обеспечить снижение уровня запасов на 30—50%
и сократить время движения продукции на 25—45%.
Логистика тесно связана с экономической кибернети-
кой и эконометрией. Предметом логистики как дисципли-
ны является гармонизация интересов участников процесса
|
|
движения продукции, оптимизация рыночных связей, т.е.
совершенствование управления материальными и связан-
ными с ними информационными и финансовыми потока-
ми на пути от первичного источника сырья до конечного
потребителя готовой продукции на основе системного под-
хода и экономических компромиссов с целью получения
синергического эффекта.
Интегрирующая функция логистики в процессе управ-
ления товародвижением реализуется через следующую си-
стему форм и методов практической деятельности:
· интеграция функции формирования хозяйственных
связей (главного этапа «проектных» работ в коммерческой
логистике) с функциями определения потребности в пере-
возках продукции;
· координация оперативного управления поставками
и процесса транспортировки продукции;
· кооперация в управлении товародвижением через
комплексное использование складов, находящихся в соб-
ственности разнообразных субъектов (снабженческо-
сбытовые, транспортные, производственные формы раз-
личных отраслей);
· оптимизация совокупных затрат на перемещение про-
дукции путем экономической заинтересованности транс-
портных, коммерческих организаций и обслуживаемых ими
фирм в повышении эффективности процессов распределе-
ния и передвижения продукции;
· развитие специфических функций управления то-
вародвижением в увязке с универсальными функциями
управленческого процесса, рациональное распределение их
между субъектами управления и концентрация в соответ-
ствующих структурных подразделениях.
Логистическая парадигма представляет собой систему
|
|
взглядов на возможные пути и способы повышения эффек-
тивности функционирования предприятия. На определен-
ных этапах ее развития формируются концепции (логисти-
ки, интегральной логистики, управления цепями поставок),
адекватные существующему уровню производительных сил
12. Предмет дисциплины
и производственных отношений. Конкретная концепция ло-
гистики обеспечивает единство и согласованность действий
всех функциональных подразделений фирмы или участников
интеграционного процесса, показывает направление, в кото-
ром следует развивать логистическую систему предприятия.
Сотрудники функциональных подразделений предприятия
должны принимать активное участие в разработке концеп-
ции. Это не только усиливает степень их мотивации к согла-
сованной работе, но также, благодаря внедрению новых идей,
может улучшить содержание самой концепции.
Реализация логистической идеи должна вести к сокраще-
нию производственного цикла и сроков выполнения заказов,
запасов материалов и готовой продукции, усилению инно-
вационных процессов и повышению конкурентоспособно-
сти, неуклонному соблюдению договорных обязательств.
В настояцдее время специалисты высказывают следую-
щие гипотезы относительно тенденций дальнейшего разви-
тия логистики:
· сокращение объема материальных запасов создает
благоприятные предпосылки для появления новой и более
сложной продукции и производственных процессов, обе-
спечивающих экономию ресурсов;
· расширение возможностей участия автомобильного
транспорта в освоении грузопотоков логистической сети
приведет не только к развитию автоматизации обработки
грузов и транспортных средств, но и к обострению про-
блем недоиспользования пропускных возможностей, а так-
же ускорит применение маркетинга на транспорте;
· такие операции, как экспедирование, хранение, упа-
ковка и смешанные перевозки грузов, будут переходить
от предприятий промышленности и торговли к транспорт-
ным фирмам;
· политика государственного дерегулирования эконо-
мики открывает новые возможности для ускоренного раз-
вития логистики и более современных систем в цепи «про-
изводство — снабжение — перевозка».
После разработки логистической концепции стратеги-
ческие цели дешифруются до оперативных частных целей
по отношению к затратам, поставщикам, гибкости техноло-
гий, качеству обслуживания потребителей и т.д. Для дости-
жения частных целей развития отдельных функциональных
структур фирмы разрабатываются отдельные проекты, свя-
занные между собой и подчиненные общей стратегической
Глава 1. Цели, задачи и эволюция логистики
цели. Их совокупность представляет собой общий план реа-
лизации логастической концепции в рамках фирмы.
Решающими факторами осуществления всех логистиче-
ских процессов являются информация как основной произ-
водственный фактор и ее интегрирование с материальным
потоком.