Препоны объективности

В XX веке среди теоретиков журналистики не раз шли споры о сущности объективного применительно к специфике профессии. И многие склонялись к тому, что подлинная объективность недостижима, так как отбор любого факта для публикации — процесс субъективный. Роль журналиста вроде бы скромна: представить все как было, предоставив читателю самому судить о событии и его значении. Но автор не может зафиксировать решительно все факты и события, происшедшие сегодня и сейчас.

Отбор фактов тенденциозен; предполагается

дифференциация, возможен субъективизм

В большинстве кодексов журналистской этики проблема объективнос­ти выделяется как определяющая, отсюда и проистекают все рассуждения о профессиональном поведении, о его сложностях, необходимых ограни­чителях и т.д.

Объективность либо необъективность конкретного произведения журна­листики новостей затушевывается тем, что нет обоснований отбора Факта (обоснования не представлены читателю).

Кроме того, репортерская профессиональная обработка выделенных со­бытий: их «локализация» (отделение от связей с другими фактами, от по­следствий и предыстории), потом литературная отделка текста, заботы о его проясненности, увлекательности тоже уводят от реального факта в сторону факта, каким он видится автору.

Творческое «заострение» факта неизбежно заключает в себе оценку. Тут тоже велика опасность субъективизма

Исходя из сказанного, повторим: противопоставление новостей мнени­ям, — не что иное, как ложная посылка, изначальный обман.

«Подводные камни» проблемы объективности репортера:

выбор факта;

удаление «лишнего» (стремление к лаконизму);

обыгрывание факта (его «заострение»).

Во многих случаях речь приходится вести не столько об этике объектив­ной передачи фактов, сколько об этике скрытого комментария, очень рас­пространенного в практике репортерства.

Сегодня журналистика новостей, не обещая невозможного, скорее склонна принимать обязательства и выдвигать соответствующие корпора­тивные требования, связанные не с объективностью, а с беспристрастнос­тью. (Качественные издания во всем мире стараются подчеркнуть свою бес­пристрастность по отношению к личностям, партиям, объединениям, к кото­рым может относиться публикация).

Встает вопрос: как же отбор согласуется с декларируемой беспристрастнос­тью? Отбор совершается не только и не столько «вкусовой», сколько связанный с профессиональными нормами: что годится для журналистики, для редакции в связи с читательским интересом, а что — нет. Отбор ставиться в прямую зави­симость от позиции: «существенно» и «менее существенно» для аудитории.

Еще раз уточним факторы, влияющие на отбор и подачу репортерских новостей; ибо каждый из них (или сразу несколько), могут стимулировать нежелательную «корректировку» объективной картины событий и быть пер­вопричиной этических погрешностей.

Внешние факторы:

Запросы аудитории. Ее вкусы, диктующие угол зрения на факт. (В разные исторические периоды они изменчивы. Разные издания отра­жают разные предпочтения).

Конкуренция. Наличие новостей из других каналов информации. (Ес­ли в утренней газете уже прошла новость, вечерняя попытается сме­нить ракурс, дать ее под другим углом зрения. Отсюда — возможные погрешности).

Общая линия издания. Одни предпочитают «ровный, констатирующий», другие — «сенсационный», либо какой иной стиль подачи новостей. Отсюда — вариативная, «в разной степени правдивая», картина действи­тельности. Как сказал один читатель: «Я смотрю на мир через очки «своей» газеты. Они не розовые, и, как мне кажется, подходят к моему зре­нию, чуть корректируя его. Но стоит мне дней пять почитать другую газе­ту, тоже нашу, городскую, — и я начинаю пугливо озираться, протирать глаза: как будто очутился совсем в другом городе, полном страхов...»

Давление издателей и воздействие рекламодателей.

Факторы, связанные с особенностями профессии репортера: (Они также могут стимулировать искажения фактов)

Оперативный отбор фактов для освещения в печати.

Отсутствие обоснований выбора в тексте.

Отсутствие разъяснений, указаний на подоплеку событий.

Попытки объединения «важного» с «сенсационным».

Общая творческая трансформация факта, ориентированная на уси­ление «воздействия» на читателя.

Если заслон от влияния факторов внешних создать проще, регламентиро­вав в Кодексах и правилах какие-то моменты труда журналиста, выделяю­щие его работу среди других вариантов общественной деятельности (напри­мер, запретив сотрудникам своего издания позволять сторонним организа­циям облегчать транспортные расходы и т.п.), то выработка этических и правовых ограничителей профессиональных шагов при сборе материала и при его оформлении гораздо труднее. Факторы «внутренние», препоны объ­ективности, вызванные самим характером журналистского труда, его непо­вторимыми особенностями, преодолеть сложнее.

Резюме

Главный принцип репортерства: самоочевидность факта и теория эле­ментов новости, пригодных для прессы, — это возможные предпосылки ис­кажения фактов в процессе превращения потенциальной новости в ту, кото­рая идет к читателю (слушателю, зрителю).

При кажущейся объективности, репортерское сообщение не «литератур­ная фотография» события, а творческое произведение. Созданная новость сама появляется как новый факт, использовавший сведения о реальном про­исшествии в качестве «материала». Репортер, свидетельствуя о событии, ук­рупняет и подсвечивает его. Помимо погрешностей вольных и невольных, ме­няющих зеркальное отображение факта на его творческий портрет, на ре­зультаты труда репортера влияет ряд специфических сложностей профессии.

Три наиболее очевидные проблемы:

проблема объективности — беспристрастности;

проблема оперативности и «всей правды»;

проблема соотношения: «сенсационное — общезначимое».

Результат отбора и освещения фактов, — направленность и степень воз­действия на аудиторию — связан с профессиональной ответственностью, включая и ответственность этическую.

Этическая корректность работы репортера, видимо, это точность выбора, точность угла зрения, непредвзятость, возможная полнота сведений. Как бы обязательство представлять правду факта в варианте, приемлемом для аудито­рии и профессионально возможном для данного способа освещения событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: