Кое-что о демагогии

Полемика дает возможность варьировать мысль и обыгрывать ее, но по­лемика может и захлестнуть мысль демагогией. Создать впечатление право­ты, не будучи правым. Не формулируя неправильные суждения, подвести к ним слушателя и читателя, поручая им самим обманывать себя. Например, пропустить факт, подозревать о котором не могут.

В полемической схватке за госзаказ на восстановление барельефов хра­ма один из спорящих ратует за прежнюю «фактуру» — мрамор, другой — за синтетический материал декоративит: «ему никакой мороз, никакая грязь не страшны. Материал итальянский, все думают, что это бронза... (не вспо­миная, что мраморные оригиналы не разрушились от времени или морозов, а были взорваны). Журналист-комментатор уточняет, что декоративит — изобретение фирмы, принадлежащей самому спорщику, и, по словам одного из его создателей, хорош «...при строительстве яхт и изготовлении тор­говых ларьков».

Заметный пропуск факта иногда восполняется «по очевидности», под­сказывая неверный вывод. Так, естественно предположить, что современ­ный синтетический материал обойдется дешевле мрамора. На деле же сра­жение идет за одну и ту же сумму госзаказа.

Еще пример. Гневно звучит: «Вырубается Нескучный сад!» Ситуация ка­жется ясной — кому-то из богатых стало тесно. Напрашивается: долой про­дажную мэрию! В действительности, — вспомнили о парковой культуре: сад, похожий на дикие заросли из-за стихийных посадок на субботниках, нако­нец, прореживают...

Широко распространено создание недоверия у аудитории к какому-нибудь факту посредством соответствующих словесных оборотов («Мне назойливо твердят, что якобы произошло событие первостепенной важности...»).

И наоборот, неблаговидное содержание часто скрывается и за глубоко­мысленными терминами, придающими ему «авторитетность», больший вес. Широко идет в ход «имидж» благозвучных понятий (Слова: «либеральный», «патриотический» не случайно так часто употребляются в названиях поли­тических партий... Известно, как умеют журналисты сочинять «безобид­ные» прозвища; например, писать: «Малыш» и «Толстяк»... об атомных бом­бах, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.).

Если соответствующим образом отозваться о своем противнике в пуб­личной полемике, возможно создать комический эффект, его принизить, привести к отторжению его самых разумных мыслей.

Пытаясь обезопасить себя от резкостей собеседника, полемист иногда переходит на «эзопов язык», отвлекая, пряча жало своего полемического выпада, смягчая формулировки, умаляя значимость своих выводов.

Используются словесные блоки «эмоционального внушения» («Как умный человек, вы не можете не понимать...»), перефразировки, стилистиче­ские искажения, когда мысль преподносится как нечто забавное, странное («И как можно договориться до этого!»).

Встречается и прием «троянский конь»: исказив тезис противника, ки­нуться горячо защищать его, нанося удар и по тезису, и по авторитету... По­лемисты часто намекают на умышленное умолчание (сокрытие противником каких-то фактов).

В современной прессе все эти и многие другие демагогические приемы широко распространены. Дискутирующие часто подменяют доказательства ссылкой на громкое имя (древние называли это: «аргумент «Сам сказал!»). Пытаются усыпить бдительность лестью, подменой обсуждения истинности мнения взвешиванием его полезности.

Идут в ход прямая грубость, угрозы. Так, знакомя читателя с «битвой за заказ», журналист наглядно продемонстрировал уровень полемики, проци­тировав ряд обращений Зураба Церетели, вновь избранного президента Академии художеств, к своему оппоненту:

...— Твоя позиция — халтура, на уровне прораба...

— Я предупреждаю, что все художники придут сюда с лозунгами, пото­му что ты конкурс ломаешь!

— Если я тебя раздражаю, — я уйду!

— Отойдите и не мешайте! Вы, лично! и т.п.

Так называемая силовая демагогия, шантаж недопустимы в цивилизован­ной полемике. В современных публичных спорах, организованных прессой и телевидением, нет-нет да и мелькнет фраза — донос о неблагонадежнос­ти мыслей собеседника, «подрывном» характере его рассуждений (когда-то это называлось: прием «к городовому»), нередки случаи срыва дискуссии, перевода ее в скандал.

Часто отвечают не на заданный, а на близкий вопрос. Создают умышлен­ную неразбериху:

смешивая факты и мнения (Например, в ответ на аргументы говорят: «Вы, конечно имеете право думать, как вам заблагорассудится...»)',

смешивая верное утверждение с неверным: «Вы не выступили и не оп­ровергли его, испугавшись...» (А опровержение уже прозвучало, в нем не было нужды).

Демагогия к тому же — умение легко использовать погрешность, цеп­ляться за слова. И т.д. и т.п. Вспомним злую шутку софистов: «Ты прав, ты только неправильно ответил»...

В целом же, демагогия — проторенный опытом многих поколений путь к манипулированию аудиторией, людьми, ставшими свидетелями публичных диспутов. И как ни соблазнительны способы «оставаться правым независи­мо от истины» (как писал Шопенгауэр еще в 1820 году, приводя более соро­ка соответствующих уловок, включая «возбуждение гнева придирками» или «сбивание с толку бессмысленным набором слов»), журналисты, многие из которых владеют приемами «духовного фехтования», не могут себе этого позволить в принципе. Цели у них другие.

Демагогия — спектакль для аудитории, и надо сделать все, чтобы эти «ус­ловия игры» не были приняты, чтобы это ремесло распознавалось, не служи­ло целям манипулирования. Иногда уместна публичная мотивация своего сопротивления демагогии, неприятия нецивилизованной манеры общения (Гамлет: «На мне играть нельзя...»). Но, главное — надо быть в силах на­глядно, для аудитории, продемонстрировать иную манеру, противопоставить Демагогии умение работать в дискуссии точно и корректно.

В зависимости от ситуации, могут помочь вопросы, уточняющие мысль («Итак, значит, вы хотите сказать, что...»); предположительные варианты, конструирование конфликтной ситуации («Ну, допустим, это произойдет...»). Важно вовремя обратить внимание аудитории на излишнюю категоричность или многослойность тезиса демагога, уметь доказать, что в связке аргумента с тези­сом возникла логическая ошибка, привести противника в противоречие ссамим собой, вынудить его признать свою некомпетентность, используя «метод Сокра­та», — метод последовательных вопросов или «способ бумеранга», когда аргу­мент противника используется против него же; использовать и другие методы, черпая их из внушительной копилки искусства полемики, наполнявшейся века­ми. То есть, необходимо демонстрировать логическую культуру мышления, кото­рая одерживает верх и над бескультурьем, и над демагогией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: