1. Закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т. е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.
Цель закупочной логистики — обеспечение предприятия материальными ресурсами с максимальной экономической эффективностью. Эта цель может быть рассмотрена в трех случаях в зависимости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел закупок:
→ в первом случае отдел закупок обеспечивает интеграцию предприятия в макрологистическую систему посредством работы с поставщиками;
→ во втором — отдел закупок, являясь элементом логистической системы предприятия, должен согласованно действовать в цепи снабжение — производство — сбыт;
→ в третьем случае отдел закупок — самостоятельная система.
|
|
Следовательно, для успешной деятельности он должен удовлетворять принципам логистики. Эффективная деятельность отдела во многом зависит от соответствия его принципу системности, грамотной системной организации.
Рассмотрим два подхода к организации службы снабжения на предприятии: традиционный (характерен для предприятий отечественной промышленности) и логистической.
При традиционном подходе затруднена реализация принципа системности при обеспечении предприятия ресурсами. Задачи закупочной логистики решаются различными подразделениями предприятия. Задачи, что закупить и сколько закупить, возложены на управление по материальным ресурсам и решаются дирекцией по производству. Они же занимаются выполнением работ по организации складирования приобретенных ресурсов.
Задачи же, у кого закупить и на каких условиях, решают управлением по закупкам. Это управление по закупкам занимается заключением договоров, контролем за их исполнением и организацией доставки закупленных ресурсов. Такое разделение между различными службами сильно усложняет эффективную реализацию функций закупочной логистики.
Данный недостаток устранен при логистическом подходе к организации службы снабжения. Все задачи логистики закуп возложены на дирекцию по материально-техническому снабжению. Она управляет тремя подразделениями, которые занимаются: управлением запасами (решение задач, что и сколько закупить), закупками (решение задач, у кого и на каких условиях закупить, заключение и контроль за исполнением договоров, организация доставки закупленных ресурсов) и складированием (организация складирования закупленных ресурсов). Такая структура позволяет использовать методы логистики для оптимизации движения материального потока в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
|
|
2. Цели закупочной логистики достигаются путем выполнения ряде задач, которые можно разделить на две части: информационные задачи и задачи реализации. Эти группы задач состоят следующих подзадач:
→ информационных:
• определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне, — задача "сделать или купить";
• поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг — задача выбора поставщика;
→ за дач реализации:
• соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих;
• обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;
• соблюдение требований производства по качеству сырья комплектующих.
Общей проблемой для большинства компаний является определение порядка осуществления производственной программы: путь прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задержки выпуска продукции в связи затратами дополнительного времени на закупку экономичен выгодных материалов.
3. Закусочная логистика выполняет следующие функции.
→ формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
→ получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
→ выбор поставщиков;
→ определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
→ согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
→ контроль за сроками поставки материалов;
(входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
→ доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
→ поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Приведенные функции реализуются отделом закупок, взаимодействующим с другими отделами предприятия.