Штриховые коды.
1. ITF-14. С прямоугольным контуром. Печатается легче других, применяется на гофрированных упаковках. Используется для кодирования товарных партий.
2. EAN-13. В сфере обращения. 1-3 – код страны (флаг), 4-7 – индекс изготовителя, 8-12 – код товара, 13 – контрольная.
Преимущества технологии автоматической идентификации штриховых кодов:
1. На производстве:
· Создание единой системы учета и контроля движения изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;
· Сокращение численности вспомогательного персонала в отчетной документации, исключение ошибок.
2. В складском хозяйстве:
· Автоматизация учета и контроля материального потока;
· Автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;
· Сокращение времени на логистические операции с информационным и материальным потоком.
3. В торговле:
· Создание единой системы учета материального потока;
· Автоматизация заказа и инвентаризации товаров;
· Сокращение времени обслуживания покупателей.
Этикетка EAN – маркировка грузового пакета. 148*210мм. Расположение: 450+-50мм от несущей поверхности по высоте, 50 мм от края пакета. С 4-х сторон.
1. Зона А (нижняя) – штриховой код в соответствии с символикой EAN-128 (информация о товаре, сроках хранения, однозначная идентификация данной грузовой единицы)
2. Зона В (средняя) – данные о грузе в форме цифр и букв, которые могут быть введены в компьютер вручную.
3. Зона С (верхняя) – по усмотрению грузоотправителя.
Преимущества:
· обеспечение однозначной и простой идентификации пакета;
· этикетка может использоваться всеми участниками логистической цепи;
· облегчается процесс коммуникации между партнерами;
· снижается время обработки грузов;
· быстрый и правильный ввод информации.
Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Деятельность службы снабжения предприятия может быть рассмотрена на 3-х уровнях:
1. Как элемент, обеспечивающий связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие. Устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывает технико-экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работает в контакте со службой сбыта поставщика и транспортными организациями. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников.
2. Как элемент микрологистической системы, т.е. одно из подразделений предприятия. Обеспечивает прохождение материального потока в цепи снабжение – производство - сбыт. Задача – обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта. Цепь снабжение – производство - сбыт строится на основании современной концепции маркетинга: вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем стратегия производства и только затем – стратегия снабжения.
3. Как самостоятельная система, имеющая элементы, структуру и самостоятельные цели.
2 варианта структуры:
Директор – дирекция по производству (производство + управление по материальным ресурсам)– дирекция по закупкам (управление по закупкам)
Управление по мат ресурсам: задачи: что закупить, сколько закупить; работы: организация складирования
Управление по закупкам: задачи: у кого закупить, на каких условиях закупить; работы: заключение договоров, контроль над исполнением договоров, организация доставки.
Директор – дирекция по производству (производство) – дирекция по материально-техническому снабжению (управление запасами, закупки, склады)
Управление запасами: задачи: что закупить, сколько закупить
Закупки: задачи: у кого закупить, на каких условиях закупить; работы: заключение договоров, контроль над исполнением договоров, организация доставки
Склады: работы: складирование
Показатели, характеризующие деятельность службы закупок предприятия:
· Совокупный торговый оборот;
· Общий объем закупок;
· Закупочные цены на продукцию;
· Средние цены на закупаемую продукцию;
· Размеры отдельных закупок;
· Затраты на оформление и передачу заказов на поставку;
· Количество запросов на оферты;
· Количество договоров на поставку;
· Количество сотрудников службы закупок;
· Количество поставщиков;
· Условия платежа;
· Условия поставки;
· Аккуратность поставок;
· Количество поставок за определенный период времени;
· Срок поставок;
· Надежность поставок.
Факторы, влияющие на статус службы закупок на предприятии:
· Объем закупаемой продукции и сопутствующего обслуживания;
· Особенности приобретаемой продукции;
· Ситуация на рынке продукции, жизненно важной для функционирования предприятия.
Снабжение – деятельность по доведению продукции до потребителей, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения, предпродажной подготовки и продажи продукции.
Управление снабжением – деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной стоимости для потребителей.
Задачи закупочной логистики:
1. Определение потребности в материальных ресурсах. Идентификация внутрифирменных потребителей ресурсов. Устанавливаются требования к весу, размерам, сервису и другим параметрам поставок.
2. Исследование рынка закупок. Идентификация возможных поставщиков, предварительная оценка всех возможных источников.
3. Выбор поставщиков
· Поиск потенциальных поставщиков
i) Объявление конкурса. Тендер.
a Реклама
b Разработка тендерной документации
c Публикация тендерной документации
d Приемка и вскрытие тендерных предложений
e Оценка тендерных предложений
f Предложение и присуждение контракта
ii) Изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации
iii) Посещение выставок и ярмарок
iv) Переписка и личные контакты
· Анализ потенциальных поставщиков. Критерии
i) Цена + качество
ii) Удаленность от потребителя
iii) Сроки выполнения текущих и экстренных заказов
iv) Наличие резервных мощностей
v) Организация управления качеством
vi) Способность обеспечить поставку запасных частей
vii) Финансовое положение поставщика
· Оценка результатов работы с поставщиками
4. Осуществление закупок (выбор метода закупок, разработка условий поставки и оплаты, организация транспортировки)
· Закупка товара одной партией (оптовая закупка). Преимущества: простота оформления документов, оптовые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
· Регулярные закупки мелкими партиями. Заказывается определенное количество товара, которое поставляется партиями в течение определенного периода. Преимущества: ускоряется оборачиваемость капитала, экономия складских помещений, простота документального оформления. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества, необходимость оплаты всего количества, указанного в заказе.
· Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Используется при закупке дешевых и быстро используемых товаров. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование, своевременность поставок.
· Получение товара по мере необходимости. Отличается от регулярной закупки тем, что количество не устанавливается, а определяется приблизительно; оплачивается только поставленное количество товара; поставщики перед каждой поставкой связываются с покупателем; по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены. Преимущества: отсутствие твердых обязательств по закупке определенного количества, ускорение оборота капитала.
5. Контроль поставок (качество, сроки). Показатели:
· Совокупный торговый оборот.
· Общий объем закупок.
· Закупочные цены.
· Размер отдельных закупок.
· Затраты на оформление и передачу заказов.
· Количество договоров на поставку.
· Количество поставщиков.
· Условия платежа и поставки
· Надежность поставок.
6. Подготовка бюджета закупок. Определяются следующие виды затрат:
· Затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов.
· Затраты на транспортировку, экспедирование и страхование.
· Затраты на грузопереработку.
· Затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки.
· Затраты на приемку и проверку материальных ресурсов.
· Затраты на поиск информации о потенциальных поставщиках.
Задача «сделать или купить» в закупочной логистике – принятие одного из двух альтернативных решений:
1. Самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы у производителя.
2. Закупать товарные ресурсы у посредника, специализирующегося на разукрупнении производственных партий и формировании широкого ассортимента.
Причины выгодности работы с посредниками:
1. Возможность приобретения широкого ассортимента небольшими партиями. Уменьшается потребность в складах.
2. Цена товара у посредника может быть ниже, чем у изготовителя.
3. Территориальный фактор.
Система поставок «точно в срок» - система производства и поставки комплектующих или товаров к месту производственного потребления или к моменту продажи в торговом предприятии в требуемом количестве и в нужное время.
Особенности:
1. Контроль качества у потребителя не предусмотрен.
2. Долгосрочные контракты.
3. Повышенные требования к надежности поставщика.
Традиционная система: Поставщик → выходной контроль поставщика → экспедиционный склад → склад входного контроля → основное хранилище → подготовка к потреблению → производственное потребление.
ТВС: Поставщик → выходной контроль поставщика → производственное потребление.