Тема 14. Научно-теоретическое освоение действительности

Мышление, его предметность, отражение и моделирование закономерностей, всеобщность, понятийность,категориальность, самодеятельность, операциональность, конструктивность, историческая обусловленность.

Чувственный образ и понятие. Абстрактное и конкретное в мышлении. Восхождение от чувственно-конкретного к абстрактно-всеобщему и к мысленно-конкретному – закон в развитии мышления.

Логические категории, их функции в познании. Основные логические категории: бытие, ничто, становление; качество, количество, мера, сущность (основание), явление, действительность; материя, форма, содержание; форма внешняя и внутренняя; целое и части; структура, система; возможность, действительность, необходимость; необходимость и случайность; возможность и свобода; причина, следствие, взаимодействие; причинность и целесообразность; всеобщее, особенное, единичное.

Диалектика как логика теоретического мышления и учение о развитии. Противоречие как взаимодействие противоположностей и источник развития. Закономерности развития и принципы диалектического мышления.

Познавательный образ, его объективное содержание и субъективная форма. Истина и заблуждение. Истина как процесс, догматизм, релятивизм, субъективизм и диалектика на пути к истине. Практика и другие критерии истины.

Наука как специализированное мышление и социальный институт. Особенности научного метода понимания реальности. Функции науки и пределы ее компетенции.

Смена типов рациональности в науке. Наука и техника.

Эмпирический, теоретический и методологический уровни науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания: их особенности, цели, методы. Развитие научного знания: факт – проблема – идея – гипотеза – теория – научная картина мира. Вера и разум в современной науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: