1. Смысл поиска единства мира, единого в многообразном, абсолютного в относительном.
2. Понятие субстанции. Субстанция как логическая основа понимания единства мира.
3. Материалистическое, идеалистическое, религиозное понимания единства мира: Ф. Энгельс о взаимосвязи и об иерархии форм движения материи; Гегель об абсолютной идее как субстанции-субъекте мирового процесса; иерархический персонализм Н. О. Лосского как модель единства мира.
4. Значение единого и абсолютного в познании, в обосновании духовных ценностей, мировоззрения, смысла бытия человека.
5. Дискуссия: материалистическое, идеалистическое, религиозное толкования единства мира: «за» и «против».
Литература
Карпенко М.А. Вселенная разумная. М., 1992.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. С. 320–366.
Лосский Н.О. Избранное. М., 1991. С. 338–483.
Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.
Пригожин И., Сингерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
|
|
Теяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы //Маркс К., Энгельс Ф. Т. 20.
Тема 11. Универсальная сущность человека как культурно-исторического существа
1. Концепции природной, социальной, духовной, богосотворенной
сущности человека; их анализ и оценка.
2. Отличие человека от животного. Природное, социальное и духовное в человеке. Социальная наследственность и природа способностей человека.
3. Человек как процесс самостановления: его свобода, самоустремленность, самодеятельность, творчество, самоформирование способностей и потребностей, деятельности и общения; деятельное объективирование и субъективирование человека в культуре; самообновление людей путем обновления предметного мира, форм деятельности, общения и мышления.
5. Является ли человек универсальным существом? Имеет ли разум принципиальные границы? Обоснуйте ответ.
6. Человек и разум во Вселенной. Отличие человеческой истории от природной эволюции. Проблемы самоосвобождения людей от природной стихии на пути к свободе и совершенству, гармонии духа и природы.
7. Технологическая, социальная, духовная ступени свободы человеческого рода: проблемы и перспективы.
Литература
Барулин В.С. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир. М.: Академический Проект, 2007.
Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 54 – 85, 254 – 387.
Бубер М. Проблемы человека // Философские науки. 1992. № 3
Гончаров С. З. Человек в креативном измерении // Человек креативный: способности, ценности, культура. Екатеринбург, 2011.
Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.
|
|
Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. Свердловск, 1991.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42.
Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 8
О человеческом в человеке: Антология. М., 1991.
Проблема человека в западной философии. М.,1988.
Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 2.
Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
Фромм Э. Духовная сущность человека // Философские науки.1990.
№ 8,9.
Человек: Антология. М., 1995.