Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов. Можно привести множество примеров, подтверждающих эту мысль.
Приведем в качестве иллюстрации поэтические образы, созданные поэтами нашего времени. Эти образы раскрывают восприятие российскими поэтами ситуации, сложившейся в 20-м веке, в котором нам было суждено жить.
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеить
Двух столетий позвонки.
О. Мандельштам, 1922 год.
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек
В.Н. Соколов, 1989 г.
Данные, полученные в ходе общероссийского социологического исследования, показывают, что в результате просмотра информационных телевизионных передач «Новости», «Вести», «Сегодня» и других российские зрители испытывают и положительные и отрицательные эмоции (табл. 1).
Таблица 1.
Чувства, испытываемые зрителями при просмотре
|
|
информационных телевизионных передач (Хлопьев, 1996 г.)
Положительные эмоции | Процент от числа опрошенных | Отрицательные эмоции | Процент от числа опрошенных |
Уверенность | 9,3 | Неуверенность | 57,2 |
Надежда | 24,3 | Разочарование | 45,2 |
Доверие | 13,7 | Обман | 50,8 |
Гордость | 7,0 | Унижение | 50,5 |
Интерес | 44,7 | Безразличие | 28,3 |
Бодрость | 6,2 | Усталость | 57,9 |
Защищенность | 3,4 | Беззащитность | 58,1 |
Бесстрашие | 9,2 | Страх | 48,9 |
В среднем | 13,9 | В среднем | 50,7 |
Наиболее часто при просмотре информационных телевизионных передач телезрители испытывают чувства тревоги, беззащитности, усталости и неуверенности. Очевидно, что эти чувства не могут не оказывать влияния на их поведение, в том числе и в конфликтных ситуациях.
Таким образом, искусство и средства массовой информации:
· оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях;
· влияют на понимание и оценку конфликтов самими конфликтологами, руководителями, политиками;
· помогают формировать у людей, начиная с детства, стереотипы конструктивного поведения в проблемных ситуациях социального взаимодействия.
Одним из важных ненаучных источников конфликтологических идей являются практические знания. Выбор конкретным человеком того или иного способа поведения в конфликте сегодня на 90 процентов определяется его личным жизненным опытом и только на 10 процентов — научными конфликтологическимизнаниями. Сегодня важно исследовать содержание накопленных в течение тысячелетий практического конфликтоло-гического опыта. Другая проблема — поиск путей коррекции конфликтологических знаний, приведениеих в соответствие с научными знаниями о конфликтах.
|
|
Многовековой человеческий опыт, закрепленный в произведениях искусства и в народной мудрости, не оставил без внимания ни одну важную проблему, в том числе и проблему взаимодействия людей, конфликты между ними. Достаточно вспомнить многочисленные поговорки и фразеологизмы: «Что за шум, а драки нет?»; «Полно браниться, не пора ль мириться?»; «Я тебе покажу кузькину мать!»; «Не рой людям яму, сам свалишься»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».
В ряде пословиц прослеживается открытый призыв к драке противоборству, конфликту «Горе горюй, а руками воюй»; «Бей своих — чужие будут бояться».
Выявлено большое разнообразие в пословицах угроз, направленных на предупреждение конфликтных действий со стороны другого человека: «Берегись: я волос за волос поверстаю»; «Такую заушину дам, что трое суток в голове трезвон будет» и другие.
Важной областью жизнедеятельности, в которой конфлик-тология может черпать ценные идеи, является практика ненасильственного разрешения социальных проблем. Подходы к решению проблемы ненасилия заложены Л. Н. Толстым в его теории непротивления злу насилием. В современных условиях движение в поддержку ненасилия приобрело мировое значение.
Таким образом, практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте.