Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС - 5

Генераторы огнетушащего аэрозоля оперативного применения АГОС-5 (далее генерато­ры) предназначены для локализации (пожара подкласса А1) и тушения пожаров (подкласса А2 и В) твердых горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроизоля­ционных материалов и электрооборудования, в том числе под напряжением, в помещениях про­изводственных, административных и жилых зданий и сооружений, на железнодорожном и авто­мобильном транспорте, морских и речных судах и т.п.

Технические характеристики

Масса снаряженного генератора не более 6 кг Время задержки срабатывания 6,4^9,6 с Время работы 30 ±4 с Система приведения в действие ручная Условия эксплуатации:

■ Температура т -50 до +50°С

■ относительная влажность до 98%


1 - корпус; 2 - аэрозолеобразующий заряд; 3 - теплозащитный слой;

4 - втулка узла пуска; 5 - узел запуска; 6 - рукоятка; 7 - щелевое сопло;

8 - защитный колпачок; 9 - шнур с петлёй

Рис. 6 - Устройство генератора огнетушащего аэрозоля АГОС-5

Генератор состоит из корпуса (1), в котором размещены два аэрозолеобразующих заряда (2), отделенных от корпуса теплозащитным слоем (3). На боковой поверхности корпуса имеется втулка узла пуска (4) с защитным колпачком на резьбе (8), под которым находится шнур с пет­лей (9). Для переноски и забрасывания генератора в горящее помещение к корпусу прикреплена рукоятка (6). Выход огнетушащего аэрозоля осуществляется через щелевое сопло (7), располо­женное по всей боковой поверхности корпуса.

Для приведения генератора в действие необходимо:

- одной рукой взять генератор за рукоятку;

- опустить генератор вертикально вниз, свободной рукой снять (отвинтить по резьбе) защитный колпачок с втулки узла запуска;

- освободить шнур и резко дернуть за петлю;

- забросить генератор в горящее помещение.

Замедляющий состав в узле пуска обеспечивает задержку срабатывания генератора на 7­10 секунд, необходимые для его безопасного забрасывания в горящее помещение.

При срабатывании узла пуска раздается характерный звук, и из дренажного отверстия на его корпусе появляется струйка дыма.

Внимание! После выдергивания веревочной петли узла запуска обязательно должен быть произведен немедленный заброс генератора, даже если нет уверенности, что узел запуска сработал.

При эксплуатации генераторов следует руководствоваться требованиями безопасности, приведенными в «Руководстве по эксплуатации генератора огнетушащего аэрозоля оперативно­го применения АГОС-5».

Генераторы «АГОС-5» должны использоваться работниками железнодорожного транс­порта, прошедшими инструктаж по их применению.

Механизм приведения генератора в действие должен быть снабжен блокировочным или защитным устройством (колпачком), исключающим несанкционированное срабатывание.

Периодические испытания генераторов проводят не реже одного раза в три года.

10. САМОСПАСАТЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ИЗОЛИРУЮЩИЙ СПИ-20

Имеется в количестве 2-х штук в каждом вагоне.

Самоспасатель изолирующий СПИ-20 (далее самоспасатель) используется для защиты органов дыхания, глаз, лица и кожных покровов головы от дыма и токсичных газов. Применяет­ся при эвакуации в условиях пожара из зданий, торговых комплексов, жилых домов, больниц, интернатов, при авариях на всех видах транспорта, метро и других объектов массового пребы­вания людей.

Самоспасатель предназначен для автономного обеспечения дыхания человека газо­воздушной смесью в аварийной ситуации, а также полной защиты органов дыхания человека от окружающей среды с недостатком или полным отсутствием кислорода, в том числе с высоким содержанием опасных химических веществ.

Устройство самоспасателя приведено на рис. Е.1.

Для приведения самоспасателя в действие необходимо нажать на пусковое устройство

поз. 2.

Самоспасатель работает на принципе поглощения выдыхаемой человеком влаги и диок­сида углерода химическим регенеративным продуктом при одновременном выделении из него кислорода. Кислород для дыхания поступает не из внешней среды, а выделяется внутри изоли­рующего аппарата. В отличие от изолирующих аппаратов, работающих на сжатом воздухе или кислороде, в данных средствах защиты используется химически связанный кислород, что по­зволяет длительно хранить их в состоянии готовности. Небольшой вес и размеры аппаратов по­зволяют постоянно носить их с собой.


1 - патрон регенеративный; 2 - пусковое устройство;

3 - дыхательный мешок; 4 - гофрированная трубка;

5 - защитный колпак; 6 - ремень с пряжкой

Рис. 7 - Устройство самоспасателя промышленного изолирующего СПИ-20

Самоспасатель не требует соблюдения размерного ряда, так как оснащен универсальным по размерам защитным колпаком, который также позволяет использовать его людьми, имею­щими бороду, прическу, усы и очки. Защитный колпак предохраняет голову и волосы при крат­ковременном контакте с открытым огнем.

Самоспасатель обеспечивает возможность ведения переговоров, он прост в обращении и не требует предварительного обучения по применению.

Самоспасатель имеет следующие показатели:

- не требует размерного ряда, универсален;

- по истечении гарантийного срока принимается производителем на утилизацию.

Технические характеристики СПИ-20
Наименование Показатели
Время защитного действия, мин не менее 40 (в режиме ожидания) не менее 20 (в режиме средней нагрузки)
Масса изделия, кг не более 1,5
Температурный диапазон эксплуатации, оС от 0 до +60
Гарантийный срок хранения, лет  

11. ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНЫХ РАБОТНИКОВ В СЛУЧАЕ ОБНАРУЖЕНИЯ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ

1. Действия проводников горящего вагона.

1.1. Первоочередные действия дежурного проводника горящего вагона.

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник обязан:

а) немедленно вызвать проводника, находящегося на отдыхе, а при нормативах обслужи­вания, разрешающих нахождение на вагоне одного проводника, вызвать дежурного проводника соседнего (по направлению к штабному) вагона.

б) остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тонне­ле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, ис­ключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест.

в) обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения.

г) передать информацию о пожаре дежурному проводнику соседнего (по направлению от штабного) вагона.

1.2. Первоочередные действия второго проводника горящего вагона (дежурного проводника соседнего (по направлению к штабному) вагона).

При получении информации о пожаре второй проводник, а при нормативах обслужива­ния, разрешающих нахождение на вагоне одного проводника, дежурный проводник соседнего (по направлению к штабному) вагона в это время обязан:

а) вызвать проводника соседнего (по направлению к штабному) вагона, находящегося на отдыхе и по цепочке через проводников других вагонов или по внутрипоездной связи проин­формировать начальника поезда, поездного электромеханика, машиниста локомотива;

б) открыть и зафиксировать тамбурные боковые, торцевые двери и фартуки рабочего там­бура, открыть аварийные выходы (окна) в горящем вагоне;

в) при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, открыть или разбить окна, расположенные за очагом пожара;

г) открыв двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров на полевую сторону железнодорожного пути;

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с уче­том того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

1.3. Последующие действия дежурного проводника горящего вагона.

Дежурный проводник после передачи информации о пожаре дежурному проводнику со­седнего (по направлению от штабного) вагона приступает к тушению пожара в самоспасатель­ном изолирующем противогазе (СПИ-20) или ГДЗК первичными средствам пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электро­щита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).

1.4. Последующие действия второго проводника горящего вагона (дежурного про­водника соседнего (по направлению к штабному) вагона).

Второй проводник, а при нормативах обслуживания, разрешающих нахождение на вагоне одного проводника, дежурный проводник соседнего (по направлению к штабному) вагона по­сле эвакуации пассажиров закрывает

двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагоном вагонах и приступает к тушению пожара в самоспасательном изолирующем противогазе (СПИ-20) или ГДЗК первич­ными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продол­жительность времени защитного действия СПИ-20 и ГДЗК, указанную в паспортах к этим сред­ствам защиты.

Во время тушения пожара после эвакуации пассажиров торцевые двери для перехода из вагона в вагон на соседних с горящим вагонах должны быть закрыты.

2. Действия проводников вагона, соседнего с горящим вагоном.

Данные действия обязательны для выполнения:

- дежурным проводником вагона, соседнего с горящим вагоном (при обслуживании горя­щего вагона двумя проводниками);

- отдыхающим проводником вагона, соседнего с горящим вагоном (при обслуживании данного вагона двумя проводниками);

- дежурным проводником следующего в сторону штабного, после соседнего с горящим ва­гона (при нормативах обслуживания, разрешающих нахождение на вагоне одного про­водника).

При получении информации о пожаре вышеперечисленные проводники пассажирских ва­гонов обязаны:

а) сообщить информацию о пожаре по цепочке проводнику следующего вагона, либо по телефонной связи начальнику поезда (поездному электромеханику);

б) при нормативах обслуживания, обеспечивающих нахождение на вагоне двух проводни­ков:

- вызвать проводника, находящегося на отдыхе, и предупредить его о возникновении по­жара в соседнем вагоне, возможной эвакуации и размещении пассажиров в своём вагоне;

- после остановки поезда направить отдыхающего проводника к горящему вагону с огне­тушителями по полевой, стороне пути;

в) на вагонах, прицепленных к горящему вагону, открыть тамбурные боковые, торцевые двери, объявить и организовать эвакуацию пассажиров;

д) после полной эвакуации пассажиров из вагонов, прицепленных к горящему вагону, при­ступить к тушению пожара в горящем вагоне.

3. Действия проводников хвостового вагона.

3.1. Действия дежурного проводника хвостового вагона.

При получении информации о пожаре дежурный проводник хвостового вагона обязан:

а) сообщить о пожаре отдыхающему проводнику;

б) привести в действие на вагоне ручной тормоз;

в) по указанию начальника поезда оградить состав согласно требований Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

3.2. Действия отдыхающего проводника хвостового вагона.

При получении информации о пожаре отдыхающий проводник хвостового вагона обязан прибыть с огнетушителями к горящему вагону и действовать по указанию начальника поезда.

4. Действия проводников остальных вагонов.

Проводники остальных пассажирских вагонов (кроме дежурного проводника головного ва­гона), получив сообщение о пожаре, обязаны:

а) после остановки поезда выйти на полевую сторону железнодорожного пути и доставить огнетушители к горящему вагону;

б) оказывать помощь при тушении пожара, эвакуации пассажиров горящего и соседних ва­гонов, и выполнять указания начальника поезда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: