Необходимость нового подхода к воспитанию и обучению молодежи не вызывает никакого сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен была предложена 1) идея гуманизации образования 2) провозглашена цель развития и саморазвития личности 3) утверждается демократизация профессионально-образовательного процесса.
Психологи рассматривают воспитание как формирование понятий, принципов и качеств личности. Воспитание – это часть образования, направленная на становление личности. Под становлением понимается подготовка личности к дальнейшей профессиональной деятельности.
Целями воспитания является:
1) Развитие профессионально-нравственного сознания и поведения
2) Формирование социально-профессиональных установок, мотивов, ценностных ориентаций
3) Полноценное участие в профессиональной жизни
Важной составляющей любой социально-значимой деятельности является оценка эффективности. В основу разработки системы оценки действенности воспитательного процесса положена профессиограмма молодого специалиста, в которой выделены подструктуры, определяющие уровни подготовленности, воспитанности и развитости личности.
|
|
Существуют, так называемые, психотехнологии- это совокупность способов, приемов, упражнений взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности.
Личностно-ориентированные технологии профессионального образования- это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности. В этом определении подчеркиваются следующие моменты:
1) Целевая установка на развитие личности
2) Интеграционное единство форм, методов и средств обучения
3) Взаимодействие обучаемых и педагогов
4) Индивидуальный стиль педагогической деятельности
Личностно-ориентированное образование представляет собой интеграцию обучения, воспитания и развития, поэтому технология должны быть направлены на достижение этих трех составляющих, обеспечивающих становление личности.
Виды личностно-ориентированных технологий:
1) Диалогические методы (групповые дискуссии)
2) Игровые технологии (деловые, ролевые игры)
3) Тренинговые технологии
4) Мониторинг профессионального развития обучаемых (их рост).