Заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ II. …», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ» служат заголовками первого уровня. Заголовки первого уровня набираются без абзаца прописными (большими) буквами, обычным начертанием, без подчёркивания, без точки в конце, с расположением по центру.
Заголовки подразделов, параграфов, пунктов и подпунктов – заголовки второго уровня – следует печатать с абзацного отступа строчными (маленькими) буквами кроме первой прописной, без точки в конце, обычным начертанием, не подчёркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой; переносы слов в заголовках не допускаются.
В тексте работы структурные элементы первого уровня (введение, раздел, заключение, список литературы, приложения) начинаются с нового листа. Подразделы (и более мелкие элементы) является продолжением текста. Расстояние между элементами второго уровня (т. е. между последней строкой текста и последующим заголовком) две-три пустые строки.
|
|
Расстояние между заголовком и последующим текстом составляет две пустые строки. Межстрочный интервал в оформлении заголовка такой же, как и в работе – полуторный. Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы и отделение заголовка от основного текста. Нельзя также оставлять название раздела, подраздела, пункта в конце страницы, если после него на листе размещено только одна-две строки текста. На странице после заголовка должно размещаться не менее трёх строк текста, в противном случае заголовок переносится на новую страницу.
Текст бакалаврской работы следует печатать, соблюдая следующие требования:
Объект унификации | Параметры унификации |
Формат листа | А 4 |
Название шрифта | Times New Roman |
Размер шрифта | 14 кегль |
Начертание шрифта | Обычное; полужирное начертание не применяется |
Цвет шрифта | Чёрный |
Плотность, чёткость, контрастность шрифта | Равномерная во всём документе |
Размер полей: | верхнее, нижнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм (п. 6.1.2) |
Выравнивание текста | По ширине |
Абзацный отступ | 1,25 мм |
Интервал межстрочный | Полуторный |
Отступ между заголовком и текстом | 2 пустые строки (не менее 15 мм) |
Акцентирование отдельных элементов | Из всей гарнитуры шрифтатолько курсив или р а з р я д к а, выделяемые элементы во всей работе должны быть оформлены только одним видом акцентирования – либо курсивом, либо разрядкой. |
Нумерация страниц | Сквозная, арабскими цифрами вверху в правом углу. Титульная страница и содержание не имеют номера страниц, отсчёт следует начинать со страницы, на которой располагается продолжение введения |
Количество строк на листе | 28–30 |
Оформление приложений. Вверху страницы указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанное посередине листа прописными буквами. Каждому приложению присваивается буквенный индекс (прописные буквы русского алфавита, кроме Ё, З, Й, О, Ч) и содержательный заголовок, который записывается отдельной строкой посередине листа без абзаца с прописной буквы.
|
|
Объём бакалаврской работы – 50-60 листов. В объём не входит список используемой литературы и приложения.
Оформление ссылок. Ссылки приводят ко всем материалам, имеющим количественную, фактическую и персональную информацию. Библиографическую ссылку приводят арабскими цифрами в квадратных скобках и располагают в строку с текстом сразу после цитаты или упоминания труда. Точка ставится в конце предложения после квадратных скобок. Запись в тексте такая: «Изучением данного вопроса занимались такие учёные, как Л. Я. Колалс [25], А. И. Пригожин [36] и многие другие». Порядковый номер указывает, под каким номером цитируемый труд внесён в «Список использованных источников и литературы». Запись в списке использованных источников соответственно такова:
25. Колалс Л. Я. Социальный механизм инновационных процессов / Л. Я. Колалс. – Новосибирск, 1989. – 215 с.
36. Пригожин А. И. Инноваторы как социальная категория / А. И. Пригожин // Методы активизации инновационных процессов. – М., 1998. – С. 4-12.
Так оформляются труды, которые в бакалаврской работе только упоминаются как источник информации, и ссылка на них не предусматривает указания конкретных страниц. Если объектов ссылки несколько, например, необходимости сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов, либо аргументируемое в нескольких работах одного и того же автора, то их следует объединить в одну комплексную библиографическую ссылку, т. е. отметить все порядковые номера источников, разделяя их точкой с запятой. Источники перечисляются по алфавиту. Например:
«Исследованиями ряда авторов [15; 38; 103] установлено, что…»
При ссылке на конкретный фрагмент текста указывают порядковый номер документа в списке и страницу(ы). Сначала отмечают порядковый номер источника, затем через запятую – номер страницы (страниц), на которой располагается именно та информация, на которую делается ссылка.
Например, в тексте: [10, с. 81] или [10, с. 101–102].
В списке:
10. Бердяев Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М.: Мысль, 1990. – 175 с.
В случаях, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников, применяютсякомбинированные ссылки, например:
Как видно из исследований последних лет [12; 34; 52, с. 14–19; 64, с. 21–23].
Если авторское примечание относится к отдельному слову, то знак ссылки должен стоять непосредственно у этого слова, если же к предложению (или группе предложений), то в конце. Знак ссылки ставится перед запятой и точкой, но после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков. Желательно, чтобы информация, приведённая в квадратных скобках, располагалась на одной строке. Избежать разрыва данных, приводимых в ссылке, можно используя неразрывный пробел. При невозможности расположить объёмную ссылку на одной строке, следует объединить неразрывным пробелом данные одного источника, т. е. не разрывать номер в списке и страницы из этого издания.
Научный этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста: без изменения его смысла, с сохранением особенностей авторского написания и наличествующих в первоисточнике грамматических форм. Текст цитаты заключается в кавычки.
Цитирование не допускает произвольного сокращения авторского текста. Если пропуск слов, предложений, абзацев всё же необходим, то авторский текст не должен быть искажён. Пропуски в процессе сокращения цитаты (в начале, внутри или в конце) обозначаются многоточием. «Однако такое оформление пропуска не всегда корректно, поскольку и в самой цитате может быть употреблено многоточие. Рекомендуется (особенно в научных текстах) использовать для этой цели специальные знаки: <...>» [23, c. 349]. Если перед изъятым текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
|
|
Если цитату оформляют как прямую речь с сопровождением словами автора бакалаврской работы, то применяют соответствующие знаки препинания по схеме: «Цитата, – слова автора, – цитата».
В случае необходимости использовать цитату, на которую ссылается исследователь, труд которого вы прорабатываете, вам необходимо убедиться в правильности цитаты, обратившись к первоисточнику. Лишь в случае, когда нужный труд отсутствует в доступных для вас библиотеках, возможно размещение цитаты со ссылкой на другого автора, которая сопровождается пометой: «цит. по:» с указанием ссылки на источник заимствования, например: [цит. по: 22, с. 45].
Если автор, приводя цитату, выделяет в ней (курсивом или разрядкой) некоторые слова, то после текста цитаты в круглых скобках делается специальное пояснение, в котором объясняется характер выделения и указываются инициалы того, кто внёс изменения в цитату: (курсив наш. – А. С.) или (разрядка автора).
Кавычки ‑ парный знак препинания, который употребляется для выделения прямой речи, цитат, отсылок, названий, а также отдельных слов, если они включаются в текст не в своём обычном значении, используются в ироническом смысле, предлагаются впервые или, наоборот, как устаревшие и т. п.
По рисунку различают следующие виды кавычек:
1) французские кавычки («ёлочки»);
2) немецкие кавычки („лапки“);
3) английские двойные кавычки (“ ”);
4) машинописные (компьютерные) двойные кавычки (" ").
Кавычки, традиционно используемые в русском языке, это французские «ёлочки», а для внутренних кавычек — немецкие „лапки“. Но возможны и другие комбинации технических вариантов написания кавычек, главное, единообразие во всей работе. Кавычки одного рисунка рядом не повторяются.
|
|
Внутри текста работы не допускается использование фамилий без инициалов (одиночных или двойных). Инициалы всегда (кроме списка использованных источников) должны стоять перед фамилией через пробел (например, И. И. Иванов). Пробелом разделяются и сами инициалы, так как они являются сокращением самостоятельных слов. Инициалы не разбиваются и не отделяются от фамилии при переносе на новую строку, поэтому в их наборе рекомендуется использовать неразрывный пробел. Фамилию следует переносить вместе с инициалами или допускается делать в фамилии перенос. Единообразие в использовании одного из написаний фамилии – с двумя инициалами (В. В. Иванов) или с одним (В. Иванов) – обязательно в официальных текстах. В научно-исследовательских работах эта норма носит рекомендательный характер.
Оформление списка литературы. Компетентно составленный и грамотно оформленный список литературы является в определённой мере выражением научной культуры и научной этики.
В бакалаврской работе список литературы оформляется по следующим правилам:
1) нумерация сквозная, арабскими цифрами;
2) печать каждой позиции с абзацного отступа;
3) в конце каждого библиографического описания – точка;
4) расположение записей алфавитное (наиболее популярное) – строго по алфавиту заголовков (авторов или заглавий), либо по упоминанию в тексте.
При группировке материала на источники и литературу, источники можно выделить из общего списка в самостоятельную условную часть, сохраняя сквозную нумерацию. Авторский комплекс (т. е. произведения одного автора) составляют по алфавиту заглавий. Авторов-однофамильцев располагают в алфавите их инициалов. Упоминание источника в списке однократное, независимо от частоты ссылок на него в тексте работы.
Библиографическая запись в списках литературы состоит из заголовка и библиографического описания. Итак, в списке использованной литературы источники отражаются следующим образом:
Описание целого документа
Описание официальных документов | Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Маркетинг, 20013. – 39 с. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы: указ от 31.12.2005 № 1574 // Российская газета. – 2006. – 12 января. – С. 10–12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014). — М.: Омега-Л, 2014. — 134 с. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс]: ФЗ от 22.04.1996 № 39-ФЗ, ред. от 06.12.2006. — Режим доступа: https://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148531. | |
Книга одного автора | Сычёв М. С. История Астраханского казачьего войска: учеб. пособие / М. С. Сычёв. – Астрахань: Волга, 2009. – 231 с. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. обуч. по направлению и спец. психологии [Текст] / С. Д. Смирнов. – 3-е изд., стер. – М.: Aкадемия, 2007. – 394 с. | |
Книга двух или трёх авторов | Сенько Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального пед. образования / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2007. – 191 с. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. — М.: Книголюб, 2005. — 55 с. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2005. – 566 с. | |
Описание книги четырёх и более авторов | Маркетинговые исследования в строительстве: учеб. пособие для студентов спец. «Менеджмент организаций» / О. В. Михненков, И. З. Коготкова, Е. В. Генкин, Г. Я. Сороко. – М.: Государственный университет управления, 2005. – 59 с. Педагогика: в 2 ч.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. – Ч. 1: Педагогика. – М.: Высш. образование, 2007. – 431 с. | |
Описание тома из многотомного издания | Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Ред. Ю. С. Осипов, С. Л. Кравец. – М.: Большая Рос. энцикл., 2008. – Т. 12: Исландия–Канцеляризмы. – 767 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1983–1984. Т. 6: Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошенко. –1984. – 400 с. | |
Сборник статей | Труды по русской истории: сб. статей в память о 60-летии Игоря Васильевича Дубова / Ред. Ю. Г. Алексеев [и др.]. – М.: Парад, 2007. – 614 с. | |
Описание диссертации и автореферата диссертаций | Сиротко В. В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях: дис. … канд. мед. наук: 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. – Витебск, 2006. – 183 с. – Библиогр.: с. 176–183. Сиротко В. В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях: автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. – Витебск, 2006. – 17 с. | |
Описание книги на иностранном языке | Spears R. A. Dictionary of American Slang and Colloquial Expressions / R. A. Spears. – Special ed. – London: Oxford-Press, 1991. – 528 p. |
Описание составной части документа (статей)
Описание статьи из журнала | Самойлюк Л. А. К проблеме компенсации заикания в подростковом возрасте / Л. А. Самойлюк // Дефектология. — 2009. — № 5. — С. 29—28. Потапова Р. К. К опыту создания баз данных неологизмов молодёжной речи конца ХХ – начала ХХI в. / Р. К. Потапова, В. В. Потапов, К. А. Тихонова // Вестник МГУ. Сер. «Филология». – 2003. – № 5. – С. 117-127. | |
Описание газетной статьи | Кригер И. Бумага стерпит / И. Кригер // Новая газета. – 2009. – 1 июля. | |
Статья из сборника | Рудакова Л. В. Развивающее общение в процессе обучения математике / Л. В. Рудакова // Педагогическая культура «Школы практического гуманизма». – М., 2008. – С. 128–134. Добродомов И. Г. Ещё раз об этимологии слова олух / И. Г. Добродомов // Этимология. 2000-2002 / РАН; отв. ред. Ж. Ж. Варбот. – М.: Наука, 2003. – С. 120–126. |
Электронные ресурсы
Материал, имеющий электронную и печатную версии | Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошенко. — М.: Педагогика, 1984. – Т. 6: Научное наследство. — 400 с.; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t6_1984/fs,1/. | |
Ресурсы локального доступа | Александр и Наполеон: история двух императоров [Электронный ресурс] / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. – М.: Интерсофт, сор., 1997. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Интернет шаг за шагом: интерактивный учеб. [Электронный ресурс]. — СПб.: ПитерКом, 1997. — (CD-ROM). | |
Ресурсы удалённого доступа | Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т. В. Властенко; Web-мастер Н. В. Козлова. – Электрон, дан. – М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http//www.rsl.ru. Филиппова Л. Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений (из зарубежного опыта) [Электронный ресурс] // Научные и технические библиотеки. — 2002. — № 2. — С. 30—34. — Режим доступа: https://www.gpntb.ru/win/ntb/2002/2/f02_10.htm. Яковлев В. Путь к безвизовым соглашениям [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. 27.02.2009 г. – Режим доступа: https://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=27272. |
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец заявления
Декану юридического факультета
Таврической академии
Крымского федерального университета
имени В. И. Вернадского
к.ю.н., доценту